О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В Российской Федерации местное самоуправление становится всё более значимым компонентом публичной власти, а также составляет одну из основ конституционного строя, поэтому признается и гарантируется на всей территории РФ. В течение последних нескольких лет происходит сложный и поэтапный процесс создания организационных и правовых основ местного самоуправления.
В контексте упорядочения прав и обязанностей местных органов власти, возникла необходимость усилить юридическую ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. Для того чтобы успешно регулировать правовые вопросы, связанные с установлением юридической ответственности (в нашем случае именно гражданско-правовой ответственности) для должностных лиц и органов местного самоуправления, необходимо провести более глубокое исследование сущности юридической ответственности и её особенностей в рамках деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
По мнению Н. Р. Герасимовой и Т. И. Курмаевой, институт ответственности представляет собой один из наиболее сложных и дискуссионных аспектов в системе муниципального права [1, с. 64]. За последнее десятилетие было сформулировано множество определений юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, которые охватывают практически все основные теоретические концепции понимания юридической ответственности. Например, В.В. Лучков предлагает рассматривать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как применение к соответствующему органу или лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке [2, с. 53].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) не содержит положений, регламентирующих основания и порядок наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. В законе лишь делается отсылка к федеральному законодательству, регулирующему сферу гражданских правоотношений.
Так, ст. 76 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами в порядке, установленном федеральным законодательством, то есть имеется ввиду гражданское законодательство.
Основанием такой ответственности является нарушение прав физических и юридических лиц, причинение им вреда в результате незаконных действий (бездействий) или путем принятия незаконных решений органами и должностными лицами местного самоуправления. Восстановление нарушенного права и возмещение вреда в таком случае будет осуществляться в соответствии с положениями отечественного гражданского законодательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит положения о том, что вред, причиненный незаконными действиями (бездействиями) органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещается за счет казны муниципального образования (статьи 16, 126, 1069, 1071 ГК РФ).
В результате анализа всех вышеуказанных норм получается, что вся ответственность за деятельность органов местного самоуправления в гражданско-правовой сфере ложится на муниципальное образование. То есть это означает, что муниципальное образование отвечает за действия всех своих структур, которые представляют его и выполняют его функции.
Исходя из анализа ст. 1069 ГК РФ, органы местного самоуправления несут ответственность перед физическими и юридическими лицами в случаях:
- принятия органами или должностными лицами местного самоуправления незаконных актов, нарушающих права и свободы граждан.
- причинения имущественного или иного вреда противоправными (незаконными) действиями (бездействиями) органа или должностного лица местного самоуправления.
А также отдельно можно выделить ситуацию, когда причинение вреда органами и должностными лицами местного самоуправления имеет место не в сфере властно-административных отношений, а происходит в результате хозяйственной и технической деятельности, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке, в соответствии с ГК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Федеральном законе № 131-Ф3 отсутствуют основания и процедура привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, но при всем этом он содержит отсылочную норму, позволяющую использовать механизмы гражданско-правовой ответственности для восстановления нарушенной справедливости и имущественного положения вышеуказанных лиц. Проведя правовой анализ положений Гражданского кодекса РФ, можно сказать, что гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями и бездействиями органов местного самоуправления и их должностных лиц, в настоящий момент достаточно подробно регламентирована действующим гражданским законодательством.
