Статья:

Международный опыт оценки результативности государственного контроля в сфере охраны труда

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Глушкова М.В., Шаронова М.Р. Международный опыт оценки результативности государственного контроля в сфере охраны труда // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81626 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международный опыт оценки результативности государственного контроля в сфере охраны труда

Глушкова Мария Васильевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Шаронова Мария Романовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Тихонова Ольга Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальная тема, которая является важной на международной арене  в сфере охраны труда и оценки результативности государственного контроля.

 

Ключевые слова: охрана труда; государственный контроль; контрольно-надзорный орган; результативность; эффективность.

 

Мировой опыт показывает, что важное внимание вопросам в сфере охраны труда уделяется  реализации системы  оценки рисков, а также необходимость  проведения межстрановых сравнений.

В современном обществе нет целостного подхода к системе оценивания эффективности контрольно-надзорной деятельности на уровне международной организации труда. Международный опыт развития трудовых инспекций,  показывает совместное стремление к росту применения механизмов планирования, мониторинга и оценки результативности в сфере охраны труда, включая  контрольно - надзорные мероприятия.

Изучая опыт Австралии можно увидеть, что эффективным условием результативности надзорной деятельности выступает мониторинг реализации национальной стратегии. На данный момент реализуется стратегия охраны здоровья на рабочем месте и безопасности на 2012-2022 гг., основными целями которой выступают:

- значительное снижение производственной смертности, как минимум на 20%;

- уменьшение непредвиденных событий, повлёкших телесные повреждения на производстве, которые в свою очередь порождают временную нетрудоспособность пострадавших продолжительностью более недели, как минимум на  30%;

- уменьшение непредвиденных событий на производстве, которые повлекли за собой нарушение опорно-двигательного аппарата и временной нетрудоспособности потерпевшего продолжительность более недели, не менее 30%.

В Дании используется аналогичный подход в сфере  охраны труда, главной особенностью данного подхода является то, что основные направления установлены в соглашении между правительством и оппозиционными партиями государства.

Данное соглашение принято еще в 2011 г. и действует до 2020 г. включительно. За данный промежуток времени ожидается достижение целевых показателей по снижения рисков непредвиденных событий для работников на рабочей месте, не менее чем на 20%; сокращение числа работников, которые испытывают значительную психологическую нагрузку, как минимум на 20% и сокращение числа работников, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата – 20% [Safe Work Australia, 2015].

В данном документе содержатся 19 новых  инициатив (отмена наказания за незначительные нарушения и т.д.), которые в свою очередь направлены на достижение поставленных задач. Наиболее важным подходом из всех принятых выделяют, оценку результативности контрольно-надзорных мероприятий, при осуществлении данного подхода обращают внимание в основном на отсутствие рецидивов на проверенных предприятиях [Agreement..., 2011].

Рассматривая деятельность в сфере охраны труда и безопасности на рабочем месте в Канаде, следует отметить, что непосредственно данная деятельность относится к компетенции провинции, так на национальном уровне действует только орган, который осуществляет контроль и методологическую поддержку. Соответственно, органы исполнительной власти провинции занимаются нормативно-правовым обеспечением и контрольно-надзорной деятельностью. Ярким примером выступает провинции Альберта, где вышеупомянутые функции возложены на Департамент труда.

Главной целью плана деятельности Департамента труда на 2016-2019 гг. являлась «обеспечение безопасных, справедливых и сохраняющих здоровье рабочих мест, защищающих статус всех работников и сотрудников Альберты» [Department of Labour, 2016].

Следует учитывать конкретные показатели для оценки степени достижения поставленной цели, ими являются длительность временной нетрудоспособности работников; уровень производственного травматизма на рабочем месте; доля жалоб на нарушение стандартов занятости, рассмотренных в течение 180 дней с момента получения; доля жалоб на нарушение стандартов занятости, удовлетворенных в добровольном порядке и последним, является доля тех, занятых, которые оценивают рабочее место как безопасное.

В Великобритании используется  совершенно другой подход оценки результативности контрольно-надзорной деятельности в сфере труда. Особенностью данной деятельности является широкое применение социологических опросов представителей проверенных хозяйствующих субъектов.

Исполнительная служба здоровья и безопасности составляя годовой отчет, основывается на следующим аспектах оценки эффективности и результативности: проведения проверки; оказания инспектором  теоритических советов; соразмерность итогов проверки  обнаруженных рисков; рациональность предмета проверки рискам; полная оценка деятельности Исполнительной службы здоровья и безопасности.

Проводимые исследования показали, что в Великобритании уровень удовлетворенности хозяйствующих субъектов продуктивной работой контрольно-надзорной деятельности достигает свыше 80% [Health and Safety Executive, 2015].

Приведенные примеры показывают, что при оценке эффективности и результативности деятельности государственного контроля в сфере охраны труда в большей степени применяются такие критерии как:

-  значимость стратегических целей, резюмированные международной организацией труда;

- целостное восприятие ситуации, непосредственно работодателями и работниками;

- объем реализуемых мероприятий и расходы для их осуществления, то есть количество проверок, средняя нагрузка на инспектора и т.д.

 

Список литературы:
1. Agreement between the Danish government (Denmark's Liberal Party and the Conservative People's Party), the Social Democratic Party, the Danish People's Party and the Social Liberal Party. A strategy for working environment efforts up to 2020. 2011. URL: file:///C:/Users/%D0%A6%D0%AD%D0%A4%D0%9A/Down-loads/2020%20engelskpdf.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
2. Safe Work Australia (2015). Annual Report2014-15. Available: http://www.safework-australia.gov.au/sites/swa/about/annual-reports/annual-report-14-15/performance-report/pages/performance-reporting (дата обращения: 20.11.2020). 
3. Health and Safety Executive. Annual Report and Accounts 2014/15. 2015.      URL: http:// www.hse.gov.uk/aboutus/reports/ara-2014-15.htm (дата обращения: 20.11.2020).