Международный опыт оценки результативности государственного контроля в сфере охраны труда
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Международный опыт оценки результативности государственного контроля в сфере охраны труда
Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальная тема, которая является важной на международной арене в сфере охраны труда и оценки результативности государственного контроля.
Ключевые слова: охрана труда; государственный контроль; контрольно-надзорный орган; результативность; эффективность.
Мировой опыт показывает, что важное внимание вопросам в сфере охраны труда уделяется реализации системы оценки рисков, а также необходимость проведения межстрановых сравнений.
В современном обществе нет целостного подхода к системе оценивания эффективности контрольно-надзорной деятельности на уровне международной организации труда. Международный опыт развития трудовых инспекций, показывает совместное стремление к росту применения механизмов планирования, мониторинга и оценки результативности в сфере охраны труда, включая контрольно - надзорные мероприятия.
Изучая опыт Австралии можно увидеть, что эффективным условием результативности надзорной деятельности выступает мониторинг реализации национальной стратегии. На данный момент реализуется стратегия охраны здоровья на рабочем месте и безопасности на 2012-2022 гг., основными целями которой выступают:
- значительное снижение производственной смертности, как минимум на 20%;
- уменьшение непредвиденных событий, повлёкших телесные повреждения на производстве, которые в свою очередь порождают временную нетрудоспособность пострадавших продолжительностью более недели, как минимум на 30%;
- уменьшение непредвиденных событий на производстве, которые повлекли за собой нарушение опорно-двигательного аппарата и временной нетрудоспособности потерпевшего продолжительность более недели, не менее 30%.
В Дании используется аналогичный подход в сфере охраны труда, главной особенностью данного подхода является то, что основные направления установлены в соглашении между правительством и оппозиционными партиями государства.
Данное соглашение принято еще в 2011 г. и действует до 2020 г. включительно. За данный промежуток времени ожидается достижение целевых показателей по снижения рисков непредвиденных событий для работников на рабочей месте, не менее чем на 20%; сокращение числа работников, которые испытывают значительную психологическую нагрузку, как минимум на 20% и сокращение числа работников, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата – 20% [Safe Work Australia, 2015].
В данном документе содержатся 19 новых инициатив (отмена наказания за незначительные нарушения и т.д.), которые в свою очередь направлены на достижение поставленных задач. Наиболее важным подходом из всех принятых выделяют, оценку результативности контрольно-надзорных мероприятий, при осуществлении данного подхода обращают внимание в основном на отсутствие рецидивов на проверенных предприятиях [Agreement..., 2011].
Рассматривая деятельность в сфере охраны труда и безопасности на рабочем месте в Канаде, следует отметить, что непосредственно данная деятельность относится к компетенции провинции, так на национальном уровне действует только орган, который осуществляет контроль и методологическую поддержку. Соответственно, органы исполнительной власти провинции занимаются нормативно-правовым обеспечением и контрольно-надзорной деятельностью. Ярким примером выступает провинции Альберта, где вышеупомянутые функции возложены на Департамент труда.
Главной целью плана деятельности Департамента труда на 2016-2019 гг. являлась «обеспечение безопасных, справедливых и сохраняющих здоровье рабочих мест, защищающих статус всех работников и сотрудников Альберты» [Department of Labour, 2016].
Следует учитывать конкретные показатели для оценки степени достижения поставленной цели, ими являются длительность временной нетрудоспособности работников; уровень производственного травматизма на рабочем месте; доля жалоб на нарушение стандартов занятости, рассмотренных в течение 180 дней с момента получения; доля жалоб на нарушение стандартов занятости, удовлетворенных в добровольном порядке и последним, является доля тех, занятых, которые оценивают рабочее место как безопасное.
В Великобритании используется совершенно другой подход оценки результативности контрольно-надзорной деятельности в сфере труда. Особенностью данной деятельности является широкое применение социологических опросов представителей проверенных хозяйствующих субъектов.
Исполнительная служба здоровья и безопасности составляя годовой отчет, основывается на следующим аспектах оценки эффективности и результативности: проведения проверки; оказания инспектором теоритических советов; соразмерность итогов проверки обнаруженных рисков; рациональность предмета проверки рискам; полная оценка деятельности Исполнительной службы здоровья и безопасности.
Проводимые исследования показали, что в Великобритании уровень удовлетворенности хозяйствующих субъектов продуктивной работой контрольно-надзорной деятельности достигает свыше 80% [Health and Safety Executive, 2015].
Приведенные примеры показывают, что при оценке эффективности и результативности деятельности государственного контроля в сфере охраны труда в большей степени применяются такие критерии как:
- значимость стратегических целей, резюмированные международной организацией труда;
- целостное восприятие ситуации, непосредственно работодателями и работниками;
- объем реализуемых мероприятий и расходы для их осуществления, то есть количество проверок, средняя нагрузка на инспектора и т.д.