Особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек с разным типом гендерной идентичности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек с разным типом гендерной идентичности
Аннотация. Рассматривается и, проблемы влияния разных типов гендерной идентичности на особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек. На основании исследования установлено соответствие, что испытуемые с разным типом гендерной идентичности имеют разные склонности.
Ключевые слова: Профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, гендерная идентичность, профессиональная направленность.
Понятием гендер в психологии обозначается совокупность культурных и социальных норм, которые общество предлагает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Социокультурные нормы определяют, в конечном счете, модели поведения, виды деятельности, психологические качества, профессии и мужчин и женщин.
Процессы становления профессионального самоопределения и формирования генедерной идентичности длительны и, начинаясь в раннем детстве, затрагивают несколько этапов онтогенетического развития. Однако, следуя тематики статьи, остановимся на рассмотрении данных процессов в подростковом возрасте.
Гендерные различия подростков оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям .
С целью изучения влияния разных типов гендерной идентичности на особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек мы провели экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 5 г. Серпухова, МБОУ Дашковская СОШ Московской области и проходило с января по март 2020 года. Итоговая выборка исследования состояла из 54 человека: рисунок 2.1):
- ЭГ1: 18человек с фемининным типом гендерной идентичности
- ЭГ2: 18 человек с маскулинным типом гендерной идентичности
- ЭГ3: 18 человек с андрогинным типом гендерной идентичности
На данном этапе исследования основной целью явилось изучение особенностей профессиональной готовности и направленности юношей с различным типом гендерной идентичности. Достижение данной цели предполагало исследование профессиональных склонностей и намерений с использованием методики «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) автора Л.Н.Кабардовой;
На первом этапе исследования были выявлены преобладающие профессиональные склонности и намерения у юношей с различным типом гендерной идентичности, за счет чего определена сфера профессиональной деятельности, к которой склонны респонденты.
Процедура выявления ведущей сферы профессиональной деятельности предполагала установление уровней развития склонностей респондентов по каждой из сфер отдельно и оценку своих умений (У), эмоционального отношения (О) и своих профессиональных пожеланий/предпочтений (П). При установлении уровней развития ведущей профессиональной сферы и уровня владения компетенциями определенной сферы использовалась градация И.А.Менщиковой (табл.1).
Таблица 1.
Уровни развития склонностей в различных сферах профессиональной деятельности по ОПГ
ОПГ
|
Минимум баллов |
Максимум баллов |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Профессиональные сферы |
0 |
60 |
0-19 |
20-37 |
38-60 |
В процессе исследования склонностей в различных сферах профессиональной деятельности были выявлены существенные различия у юношей с различным типом гендерной идентичности (таблица 2,3. рисунок 1).
Таблица 2.
Таблица сопряженности Ведущая сфера профессиональной деятельности / Уровень владения / Тип гендерной идентичности
Ведущая сфера |
ЭГ |
F |
М |
А |
Уровень владения |
среднее |
среднее |
среднее |
|
Ч-ЗС |
Умение |
8 |
13,5 |
12,6 |
Отношение |
8,2 |
14 |
12,7 |
|
Пожелание |
5,8 |
13 |
11 |
|
Общий ср.балл |
22 |
40,5 |
36,3 |
|
Ч-Т |
Умение |
3,2 |
13,3 |
9,1 |
Отношение |
2,5 |
15 |
9,8 |
|
Пожелание |
1,5 |
13 |
5,5 |
|
Общий ср.балл |
7,2 |
41,3 |
24,4 |
|
Ч-П |
Умение |
11,8 |
6,2 |
7,6 |
Отношение |
13,1 |
7,2 |
6,8 |
|
Пожелание |
11 |
3 |
4,3 |
|
Общий ср.балл |
35,9 |
16,4 |
18,7 |
|
Ч-ХО |
Умение |
14 |
7,6 |
7,8 |
Отношение |
15 |
8 |
6,3 |
|
Пожелание |
13,4 |
6,8 |
6,6 |
|
Общий ср.балл |
42,4 |
22,4 |
20,7 |
|
Ч-Ч |
Умение |
15 |
11 |
13,5 |
Отношение |
17,5 |
12,2 |
12,2 |
|
Пожелание |
16,6 |
10 |
12,2 |
|
Общий ср.балл |
49,1 |
33,2 |
37,9 |
Таблица 3.
Таблица сопряженности Ведущая сфера профессиональной деятельности / Тип гендерной идентичности
Потребности |
ЭГ |
F |
|
М |
|
А |
|
|||
|
||||||||||
Уровни |
fa |
% |
среднее |
fa |
% |
среднее |
fa |
% |
среднее |
|
Ч-ЗС |
Высокий |
3 |
16 |
22 |
10 |
55 |
40,5 |
9 |
50 |
36,3 |
Средний |
5 |
28 |
6 |
34 |
6 |
34 |
||||
Низкий |
10 |
56 |
2 |
11 |
3 |
16 |
||||
Ч-Т |
Высокий |
- |
- |
7,2 |
13 |
73 |
41,3 |
2 |
11 |
24,4 |
Средний |
1 |
5 |
3 |
16 |
11 |
61 |
||||
Низкий |
17 |
95 |
2 |
11 |
5 |
28 |
||||
Ч-П |
Высокий |
7 |
40 |
35,9 |
1 |
5 |
16,4 |
- |
- |
18,7 |
Средний |
8 |
44 |
6 |
34 |
8 |
44 |
||||
Низкий |
3 |
16 |
11 |
61 |
10 |
56 |
||||
Ч-ХО |
Высокий |
13 |
73 |
42,4 |
3 |
16 |
22,4 |
2 |
11 |
20,7 |
Средний |
4 |
22 |
4 |
23 |
8 |
44 |
||||
Низкий |
1 |
5 |
11 |
61 |
8 |
44 |
||||
Ч-Ч |
Высокий |
16 |
89 |
49,1 |
9 |
50 |
33,2 |
9 |
50 |
37,9 |
Средний |
2 |
11 |
3 |
16 |
7 |
39 |
||||
Низкий |
- |
- |
6 |
34 |
2 |
11 |
Рисунок 1. Результаты методики ОПГ, ср. балл
Данные таблицы 2 и рисунка 1 позволяют увидеть существенные различия в особенностях и уровне развития склонностей к определенной сфере профессиональной деятельности у юношей с разным типом гендерной идентичности.
Человек-знаковая система (Ч-ЗС) имеет высокие показатели у маскулинов (55 % от выборки), выше среднего у андрогинов (50 % от выборки). Феминины имеют выраженный низкий уровень развития склонностей в данной сфере профессиональной деятельности в 56% случаев. Таким образом, маскулины и андрогины в целом склонны заниматься анализом и переработкой знаковой информацией, нравится работать со схемами, чертежами, формулами и пр.
Человек-техника (ЧТ) имеет высокие показатели в группе маскулинов, высокий выявлен у них в 73% случаев. Средний уровень развития склонностей в рассматриваемой профессиональной сфере выявлен у андрогинов в 61% от выборки. В группе фемининов отмечаются низкие показатели в 95% случаев, то есть, данная сфера профессиональной деятельности не свойственна фемининам. Стремление изучению и работе с техническими устройствами характерно для маскулинного и андрогинного типов гендерной идентичности. Так, маскулины большей частью настроены на будущую профессию, связанную с механикой и инженерией, непосредственным взаимодействием с машинами и аппаратами.
Человек-природа (Ч-П) в большей степени выражена у фемининов, однако показатели данной профессиональной сферы имеют средние значения у 44 % от выборки. Высокого развития склонностей в данной профессиональной области не выявлено ни в одной группе испытуемых. При этому у маскулинов и андрогинов склонности в данной профессиональной области имеют низкий уровень развития в 61% и 56% от выборки соответственно. Таким образом, феминины в целом склонны заниматься живыми организмами и средой в которой они обитают.
Человек - художественный образ (Ч-ХО) также, как и в предыдущем случае, в большей степени характерен фемининам, у которых выявлены высокие показатели в данной профессиональной сфере в 73% случаев. Средний уровень развития показателей свойственен маскулинам и андрогинам. Другими словами, склонности к конструированию и визуализированию образов, созданию нового характерно для всех типов гендерной идентичности с превалированием у фемининов.
Человек-человек (Ч-Ч) имеет высокие показатели в группе фемининов и андрогинов, в частности, высокий уровень выявлен у 89% фемининов и 50 % андрогинов. В группе маскулинов отмечаются высокие показатели развития склонностей в указанной сфере в 50% случаев. Другими словами у испытуемых всех групп выборки отмечено стремление к взаимодействию с другими людьми в процессе профессиональной деятельности. Однако, у фемининов данные склонности превалируют над испытуемых других групп.
В целом, следует сделать вывод о том, что в группе фемининов, прежде всего, преобладают склонности к таким сферам профессиональной деятельности как Ч-ХО и Ч-Ч, уровень развития которых в данной выборке соответствует высоким значениям (Mx=42,4; 73%; Mx=49,1; 89%). В группе маскулинов выраженными являются склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-ЗС и Ч-Т, показатели которых имеют высокий уровень в 55% случаев (Mx=40,5) и в 73% случаев (Mx=41,3) соответственно.
В группе андрогинов наиболее выраженными являются склонности в Ч-ЗС и Ч-Ч, показатели которых имеют уровень выше среднего в 50 % случаев (Mx=36,3; Mx=37,9). Как было отмечено выше, андрогины вообще обладают большой вариативностью стратегии поведения, заключая в себе черты маскулинов и фемининов. В нашем случае испытуемые с андрогинным типом гендерной идентичности имеют как склонности к профессиональной деятельности Ч-ЗС, характерные для маскулинов, так, и Ч-Ч, свойственные фемининам.
Выявленные особенности были проверены нами на статистическую значимость. Для установления значимости различий анализируемых показателей был использован критерий Манна-Уитни.
Полученные значимые различия отражены в Таблице 3
Таблица 3.
Статистическая значимость различий между группами с различным типом гендерной идентичности по результатам методики ОПГ
МПД |
M→F |
M→A |
F→A |
Ч-ЗС |
U=65, p<0,01 |
- |
U=73, p<0,01 |
Ч-Т |
U=15, p<0,01 |
U=75,5, p<0,01 |
U=12,5, p<0,01 |
Ч-П |
U=54,5, p<0,01 |
- |
U=75, p<0,05 |
Ч-ХО |
U=33,5, p<0,01 |
- |
U=55,5, p<0,01 |
Ч-Ч |
U=69, p<0,01 |
- |
- |
Из таблицы 3 видны следующие различия между экспериментальными группами:
- среди испытуемых с фемининным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-П, Ч-ХО и Ч-Ч. Выявлены статистически значимые различия между уровнем данных склонностей у фемининов и маскулинов (u = 54,5; u = 33,5; u = 69; достоверно для уровня значимости p < 0,01). Показатели склонности в профессиональной области Ч-Ч не имеют статистически значимую разницу у фемининов и андрогинов (u = 112,5; не достоверно для уровня значимости p < 0,05), что также говорит о преобладании данных склонностей среди фемининов и андрогинов;
- среди испытуемых с маскулинным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-ЗС и Ч-Т. Выявлены статистически значимые различия между уровнем развития таких склонностей у маскулинов и фемининов (u = 65; u = 15; достоверно для уровня значимости p < 0,01). Склонности в профессиональной сфере Ч-Т также имеют статистически значимую разницу у маскулинов и андрогинов (u = 75,5; достоверно для уровня значимости p < 0,01), что также говорит о преобладании данных склонностей среди маскулинов.
У маскулинов и андрогинов не выявлено статистически значимых различий по уровню развития умений в Ч-ЗС, Ч-П, Ч-ХО и Ч-Ч (показатели недостоверны для уровня значимости p < 0,05), что говорит о наличии данных мотивов в обеих группах;
- среди испытуемых с андрогинным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в Ч-ЗС и в Ч-Т. Выявлены статистически значимые различия между уровнем развития склонностей в Ч-ЗС у андрогинов и фемининов (u = 73; достоверно для уровня значимости p < 0,01) и в Ч-Т (u = 12,5; достоверно для уровня значимости p < 0,01). У андрогинов и фемининов не выявлено статистически значимых различий по уровню развития умений в Ч-Ч (u = 112,5; недостоверно для уровня значимости p < 0,05), что говорит о наличии данных мотивов в обеих группах.
В заключение первого этапа исследования необходимо констатировать, что с точки зрения профессиональной готовности в различных сферах профессиональной деятельности испытуемые с разным типом гендерной идентичности имеют разные склонности: у фемининов преобладают профессиональные умения в Ч-ХО, Ч-П и Ч-Ч; у маскулинов - в Ч-ЗС и Ч-Т; у андрогинов – Ч-ЗС и Ч-Ч.