Статья:

Особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек с разным типом гендерной идентичности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Елина И.С. Особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек с разным типом гендерной идентичности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81668 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек с разным типом гендерной идентичности

Елина Ирина Сергеевна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Перегудина Виктория Альбертовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Рассматривается и, проблемы влияния разных типов гендерной идентичности на особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек. На основании исследования установлено соответствие, что  испытуемые с разным типом гендерной идентичности имеют разные склонности.

 

Ключевые слова: Профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, гендерная идентичность, профессиональная направленность.

 

Понятием гендер в психологии обозначается совокупность культурных и социальных норм, которые общество предлагает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Социокультурные нормы определяют, в конечном счете, модели поведения, виды деятельности, психологические качества, профессии и мужчин и женщин.

Процессы становления профессионального самоопределения и формирования генедерной идентичности длительны и, начинаясь в раннем детстве, затрагивают несколько этапов онтогенетического развития. Однако, следуя тематики статьи, остановимся на рассмотрении данных процессов в подростковом возрасте.

Гендерные различия подростков оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям .

С целью изучения влияния разных типов гендерной идентичности на особенности профессиональной готовности и направленности юношей и девушек мы провели экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 5 г. Серпухова, МБОУ Дашковская СОШ  Московской области и проходило с января по март 2020 года. Итоговая выборка исследования состояла из 54 человека: рисунок 2.1):

- ЭГ1: 18человек с фемининным типом гендерной идентичности

- ЭГ2: 18 человек с маскулинным типом гендерной идентичности

- ЭГ3: 18 человек с андрогинным типом гендерной идентичности

На данном этапе исследования основной целью явилось изучение особенностей профессиональной готовности и направленности юношей с различным типом гендерной идентичности. Достижение данной цели предполагало исследование профессиональных склонностей и намерений с использованием методики «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) автора Л.Н.Кабардовой;

На первом этапе исследования были выявлены преобладающие профессиональные склонности и намерения у юношей с различным типом гендерной идентичности, за счет чего определена сфера профессиональной деятельности, к которой склонны респонденты.

Процедура выявления ведущей сферы профессиональной деятельности предполагала установление уровней развития склонностей респондентов по каждой из сфер отдельно и оценку своих умений (У), эмоционального отношения (О) и своих профессиональных пожеланий/предпочтений (П). При установлении уровней развития ведущей профессиональной сферы и уровня владения компетенциями определенной сферы использовалась градация И.А.Менщиковой (табл.1).

Таблица 1.

Уровни развития склонностей в различных сферах профессиональной деятельности по ОПГ

ОПГ

 

Минимум баллов

Максимум баллов

Низкий

Средний

Высокий

Профессиональные сферы

0

60

0-19

20-37

38-60

       

В процессе исследования склонностей в различных сферах профессиональной деятельности были выявлены существенные различия у юношей с различным типом гендерной идентичности (таблица 2,3. рисунок 1).

Таблица 2.

Таблица сопряженности Ведущая сфера профессиональной деятельности / Уровень владения / Тип гендерной идентичности

Ведущая сфера

ЭГ

F

М

А

Уровень владения

среднее

среднее

среднее

Ч-ЗС

Умение

8

13,5

12,6

Отношение

8,2

14

12,7

Пожелание

5,8

13

11

Общий ср.балл

22

40,5

36,3

Ч-Т

Умение

3,2

13,3

9,1

Отношение

2,5

15

9,8

Пожелание

1,5

13

5,5

Общий ср.балл

7,2

41,3

24,4

Ч-П

Умение

11,8

6,2

7,6

Отношение

13,1

7,2

6,8

Пожелание

11

3

4,3

Общий ср.балл

35,9

16,4

18,7

Ч-ХО

Умение

14

7,6

7,8

Отношение

15

8

6,3

Пожелание

13,4

6,8

6,6

Общий ср.балл

42,4

22,4

20,7

Ч-Ч

Умение

15

11

13,5

Отношение

17,5

12,2

12,2

Пожелание

16,6

10

12,2

Общий ср.балл

49,1

33,2

37,9

 

Таблица 3.

Таблица сопряженности Ведущая сфера профессиональной деятельности / Тип гендерной идентичности

Потребности

ЭГ

F

 

М

 

 

А

 

 

 

Уровни

fa

%

среднее

fa

%

среднее

fa

%

среднее

Ч-ЗС

Высокий

3

16

22

10

55

40,5

9

50

36,3

Средний

5

28

6

34

6

34

Низкий

10

56

2

11

3

16

Ч-Т

Высокий

-

-

7,2

13

73

41,3

2

11

24,4

Средний

1

5

3

16

11

61

Низкий

17

95

2

11

5

28

Ч-П

Высокий

7

40

35,9

1

5

16,4

-

-

18,7

Средний

8

44

6

34

8

44

Низкий

3

16

11

61

10

56

Ч-ХО

Высокий

13

73

42,4

3

16

22,4

2

11

20,7

Средний

4

22

4

23

8

44

Низкий

1

5

11

61

8

44

Ч-Ч

Высокий

16

89

49,1

9

50

33,2

9

50

37,9

Средний

2

11

3

16

7

39

Низкий

-

-

6

34

2

11

 

Рисунок 1. Результаты методики ОПГ, ср. балл

 

Данные таблицы 2 и рисунка 1 позволяют увидеть существенные различия в особенностях и уровне развития склонностей к определенной сфере профессиональной деятельности у юношей с разным типом гендерной идентичности.

Человек-знаковая система (Ч-ЗС) имеет высокие показатели у маскулинов (55 % от выборки), выше среднего у андрогинов (50 % от выборки). Феминины имеют выраженный низкий уровень развития склонностей в данной сфере профессиональной деятельности в 56% случаев. Таким образом, маскулины и андрогины в целом склонны заниматься анализом и переработкой знаковой информацией, нравится работать со схемами, чертежами, формулами и пр. 

Человек-техника (ЧТ) имеет высокие показатели в группе маскулинов, высокий выявлен у них в 73% случаев. Средний уровень развития склонностей в рассматриваемой профессиональной сфере выявлен у андрогинов в 61% от выборки. В группе фемининов отмечаются низкие показатели в 95% случаев, то есть, данная сфера профессиональной деятельности не свойственна фемининам. Стремление изучению и работе с техническими устройствами характерно для маскулинного и андрогинного типов гендерной идентичности. Так, маскулины большей частью настроены на будущую профессию, связанную с механикой и инженерией, непосредственным взаимодействием с машинами и аппаратами.  

Человек-природа (Ч-П) в большей степени выражена у фемининов, однако показатели данной профессиональной сферы имеют средние значения у 44 % от выборки. Высокого развития склонностей в данной профессиональной области не выявлено ни в одной группе испытуемых. При этому у маскулинов и андрогинов склонности в данной профессиональной области имеют низкий уровень развития в 61% и 56% от выборки соответственно. Таким образом, феминины в целом склонны заниматься живыми организмами и средой в которой они обитают. 

Человек - художественный образ (Ч-ХО) также, как и в предыдущем случае, в большей степени характерен фемининам, у которых выявлены высокие показатели в данной профессиональной сфере в 73% случаев. Средний уровень развития показателей свойственен маскулинам и андрогинам. Другими словами, склонности к конструированию и визуализированию образов, созданию нового характерно для всех типов гендерной идентичности с превалированием у фемининов.

Человек-человек (Ч-Ч) имеет высокие показатели в группе фемининов и андрогинов, в частности, высокий уровень выявлен у 89% фемининов и 50 % андрогинов. В группе маскулинов отмечаются высокие показатели развития склонностей в указанной сфере в 50% случаев.  Другими словами у испытуемых всех групп выборки отмечено стремление к взаимодействию с другими людьми в процессе профессиональной деятельности. Однако, у фемининов данные склонности превалируют над испытуемых других групп.

В целом, следует сделать вывод о том, что в группе фемининов, прежде всего, преобладают склонности к таким сферам профессиональной деятельности как Ч-ХО и Ч-Ч, уровень развития которых в данной выборке соответствует высоким значениям (Mx=42,4; 73%; Mx=49,1; 89%). В группе маскулинов выраженными являются склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-ЗС и Ч-Т,  показатели которых имеют высокий уровень в 55% случаев (Mx=40,5) и  в 73% случаев  (Mx=41,3) соответственно.

В группе андрогинов наиболее выраженными являются склонности в Ч-ЗС и Ч-Ч, показатели которых имеют уровень выше среднего в 50 % случаев (Mx=36,3; Mx=37,9). Как было отмечено выше, андрогины вообще обладают большой вариативностью стратегии поведения, заключая в себе черты маскулинов и фемининов. В нашем случае испытуемые с андрогинным типом гендерной идентичности имеют как склонности к профессиональной деятельности Ч-ЗС, характерные для маскулинов, так, и Ч-Ч, свойственные фемининам. 

Выявленные особенности были проверены нами на статистическую значимость. Для установления значимости различий анализируемых показателей был использован критерий Манна-Уитни.

Полученные значимые различия отражены в Таблице 3

Таблица 3.

Статистическая значимость различий между группами с различным типом гендерной идентичности по результатам методики ОПГ

 МПД

M→F

M→A

F→A

Ч-ЗС

U=65,

p<0,01

-

U=73,

p<0,01

Ч-Т

U=15,

p<0,01

U=75,5,

p<0,01

U=12,5,

p<0,01

Ч-П

U=54,5,

p<0,01

-

U=75,

p<0,05

Ч-ХО

U=33,5,

p<0,01

-

U=55,5,

p<0,01

Ч-Ч

U=69,

p<0,01

-

-

 

Из таблицы 3  видны следующие различия между экспериментальными группами:

- среди испытуемых с фемининным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-П, Ч-ХО и Ч-Ч. Выявлены статистически значимые различия между уровнем данных склонностей у фемининов и маскулинов (u = 54,5; u = 33,5; u = 69; достоверно для уровня значимости p < 0,01). Показатели склонности в профессиональной области Ч-Ч не имеют статистически значимую разницу у фемининов и андрогинов (u = 112,5; не достоверно для уровня значимости p < 0,05), что также говорит о преобладании данных склонностей среди фемининов и андрогинов;

- среди испытуемых с маскулинным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в таких профессиональных сферах, как Ч-ЗС и Ч-Т. Выявлены статистически значимые различия между уровнем развития таких склонностей у маскулинов и фемининов (u = 65; u = 15; достоверно для уровня значимости p < 0,01). Склонности в профессиональной сфере Ч-Т также имеют статистически значимую разницу у маскулинов и андрогинов (u = 75,5; достоверно для уровня значимости p < 0,01), что также говорит о преобладании данных склонностей среди маскулинов.

У маскулинов и андрогинов не выявлено статистически значимых различий по уровню развития умений в Ч-ЗС, Ч-П, Ч-ХО и Ч-Ч (показатели недостоверны для уровня значимости p < 0,05), что говорит о наличии данных мотивов в обеих группах;

-  среди испытуемых с андрогинным типом гендерной идентичности, прежде всего, значимо преобладают склонности в Ч-ЗС и в Ч-Т. Выявлены статистически значимые различия между уровнем развития склонностей в Ч-ЗС у андрогинов и фемининов (u = 73; достоверно для уровня значимости p < 0,01) и в Ч-Т (u = 12,5; достоверно для уровня значимости p < 0,01). У андрогинов и фемининов не выявлено статистически значимых различий по уровню развития умений в Ч-Ч (u = 112,5; недостоверно для уровня значимости p < 0,05), что говорит о наличии данных мотивов в обеих группах.

В заключение первого этапа исследования необходимо констатировать, что с точки зрения профессиональной готовности в различных сферах профессиональной деятельности испытуемые с разным типом гендерной идентичности имеют разные склонности: у фемининов преобладают профессиональные умения в Ч-ХО, Ч-П и Ч-Ч; у маскулинов -  в Ч-ЗС и Ч-Т; у андрогинов – Ч-ЗС и Ч-Ч.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2017. 436 с.
2. Головей Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ: Учеб. пособие / Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Л.: Изд-во ЛГУ, 2018. 79 с.
3. Дружинин В.Н. Психология профессионального самоопределения. СПб.: Питер, 2017. - 268 с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2017. 312
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л.М. Митина // «Вопросы психологии», 2017. №4. - с. 28 - 38.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2017. - 456 с.
8. Науменко М.В. Генедер как фактор профессионального самоопределения [Текст] / М.В. Науменко // «Экономические и гуманитарные исследования регионов», 2012. №3. - с. 92-95
9. Науменко М.В. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в транзитивном обществе [Электронный ресурс] / М.В. Науменко // "Гуманитарные и социальные науки", 2016. №6. – С. 44-50