Профессиональные требования к социальному работнику в надомном социальном обслуживании
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Профессиональные требования к социальному работнику в надомном социальном обслуживании
Professional requirements for a social worker in home-based social services
Elena Vasilyeva
Master’s student, Amur state University, Russia, Blagoveshchensk
Аннотация. в статье рассматриваются основные профессиональные требования, которые предъявляются социальному работнику в рамках реализации надомного социального обслуживания. Кроме того, анализируются основные личностные качества социальных работников, которые существенно влияют на профессиональное становление социального работника.
Abstract. the article discusses the main professional requirements that are imposed on a social worker in the implementation of home-based social services. In addition, the main personal qualities of social workers that significantly affect the professional development of a social worker are analyzed.
Ключевые слова: надомное социальное обслуживание, профессиональные требования, пожилые люди.
Keywords: home-based social services, professional requirements, elderly people.
Профессия «социальный работник» была введена в Российской Федерации в 1991 году. В специальном квалификационном справочнике специалисту по социальной работе определяют следующие должностные обязанности: он должен выявлять на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, которые нуждаются в социально-медицинской, психолого-педагогической и других видах социальной помощи. Социальный работник должен способствовать охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливать причины, по которым возникли у клиентов трудности, конфликтные ситуации, в том числе по месту работы, учебы и т.д.
Социальный работник в сфере надомного социального обслуживания – это специалист, который оказывает социальную помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку пожилым гражданам по месту их проживания.
Профессиональные качества, которыми наделены социальные работники, рассматриваются чаще всего как проявление психологических особенностей личности, которые необходимы для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения эффективности в профессиональной сфере.
Кроме профессиональных качеств в работе с пожилыми людьми большое значение имеют и личностные качества. В связи с этим был сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику. К таким качествам следует отнести ответственность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию и т.д.
Раскрывая личностные качества, которыми обладают социальные работники, Е.Н. Холостова подразделяет их на три группы:
1) психологические характеристики. Они являются одной из составных частью способности к осуществлению надомного социального обслуживания;
2) психолого-педагогические качества. Данные качества в первую очередь ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
3) психолого-педагогические качества. В рамках данных качеств происходит создание эффекта личного обаяния.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе, а, следовательно, и их профессиональные требования, в надомном социальном обслуживании вытекает из его основных функций:
1) диагностическая функция. Социальный работник должен изучить особенности семьи пожилого человека, степень и направленность влияния на пожилых людей микросреды;
2) прогностическая функция. В рамках данной функции социальный работник прогнозирует развитие событий, процессов, происходящие в семье пожилого человека, а также вырабатывает определенные модели социального поведения;
3) правозащитная функция. Социальный работник при реализации своей профессиональной деятельности использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения на дому, при необходимости осуществляет защиту прав пожилых граждан;
4) организационная функция. Деятельность социального работника способствует организации социальных служб, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению на дому;
5) социально-медицинская функция. Социальный работник организует работу по профилактике заболеваний пожилых граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании. Кроме того, социальный работник владеет основами оказания первой медицинской помощи;
6) социально-педагогическая функция. В рамках данной функции происходит выявление интересов и потребностей людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлечение к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
7) психологическая функция. Социальный работник способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
8) социально-бытовая функция. Социальный работник способствует оказанию необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
9) коммуникативная функция. В рамках этой функции социальный работник устанавливает контакт с нуждающимися в надомном социальном обслуживании, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [2].
Совет по образованию США разработал 9 профессиональных требований к социальным работникам, работающим в системе надомного социального обслуживания:
1) уметь распознать и дать оценку ситуацию, которая сложилась в семье пожилого человека;
2) разработать план, который будет способствовать улучшению благосостояния пожилого человека, а также обеспечить его выполнение;
3) проконсультировать граждан пожилого возраста, по вопросам имеющихся социальных служб, которые могут быть ему полезны для адаптации к современным условиям и обеспечить взаимосвязь между этими учреждениями и гражданами пожилого возраста;
4) защищать те категории граждан пожилого возраста, которые наиболее уязвимы или страдают от дискриминации;
5) способствовать эффективному и гуманному действию систем, которые оказывают пожилым людям социальные услуги, а также предоставляют ресурсы и возможности;
6) принимать активное участие в создании систем социальных услуг, возможностей и ресурсов, которые будут наиболее справедливыми, чувствительными и обоснованными при распределении социальных услуг между их получателями. А также способствовать устранению тех систем, которые не попадают под данные требования;
7) уметь оценить эффективность своей проделанной работы;
8) постоянно совершенствоваться в профессии, тем самым увеличивая свою базу профессиональных знаний при соблюдении стандартов и этических норм профессии;
9) содействовать совершенствованию социальной службы, которая занимается реализацией надомного социального обслуживания [1].
Сформулированные требования по отношению к социальному работнику, деятельность которого направлена на реализацию надомного социального обслуживания, оказали влияние на организацию системы надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста не только в США, но и в Российской Федерации. Социальный работник в системе надомного социального обслуживания является профессионалом, который занимается решением проблем пожилых граждан.
Таким образом, социальный работник, который работает в системе надомного социального обслуживания пожилых людей, должен владеть немалым набором профессиональных умений и навыков, а также обладать глубокими знаниями в области наук о человеке, чтобы быть эффективным исполнителем целей социальной работы в рамках надомного социального обслуживания.