Торговля несовершеннолетними в России: постановка проблемы и пути ее решения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Торговля несовершеннолетними в России: постановка проблемы и пути ее решения
Аннотация. в научной статье дается анализ проблемы уголовной ответственности торговли несовершеннолетними, сложности привлечения отдельных категорий лиц по ст.127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также определяются предложения совершенствования национальной правовой системы в этом направлении, что позволит наиболее эффективным образом обеспечить соблюдение прав детей.
Abstract. In the article analyzes the problem of criminal liability for trafficking in minors, the complexity of attracting certain categories of persons under article 127.1 of The criminal code of the Russian Federation, and also identifies proposals for improving the national legal system in this direction, which will most effectively ensure the observance of children's rights.
Ключевые слова: торговля несовершеннолетними, сексуальная эксплуатация детей, преступное усыновление, купля-продажа ребенка, посредники по ст.127.1 УК РФ.
Keywords: trafficking in minors, sexual exploitation of children, criminal adoption, purchase and sale of a child, intermediaries under article 127.1 of the criminal code of the Russian Federation.
Несовершеннолетние лица выступают менее защищенной категорий населения от общественно опасных посягательств на свои права и свободы. К сожалению, в отношении детей зачастую совершается такое преступление как торговля людьми, предусмотренное ст.127.1 Уголовного кодекса РФ [1].
Детерминантами продажи и осуществления иных сделок с несовершеннолетними являются низкий уровень жизни семей, кризисные ситуации этого социального института, повышение спроса на низкооплачиваемый труд, обстоятельства, при которых ребенок подвергается насилию, а также несовершенная правовая регламентация данного вопроса.
Детей, в отношении которых совершаются сделки, можно подразделить на три категории по возрастному критерию:
- малолетние дети и младенцы: их продажа связана с дальнейшей целью незаконного усыновления;
- дети, не достигшие половой зрелости: использование в качестве прислуги или для попрошайничества;
- девушки и юноши от 15 до 17 лет: покупка происходит с целью сексуальной эксплуатации.
Нельзя не обратить внимание на отсутствие полной статистики по ситуации и динамике торговли несовершеннолетними в годовых отчетах Уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации, несмотря на провозглашение и принятие международных правовых норм о недопустимости эксплуатации детей. В этом отношении интерес представляют только данные, отражающие число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Так, за 2019 год было совершено 99382 общественно опасных деяния, где потерпевшими были признаны лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. [4] Официальные статистические данные других уполномоченных органов также не представляют полной информации непосредственно о преступлении по торговле детьми.
Кроме того, к сожалению, открытые источники также не сообщают показатели случаев торговли детьми. Поэтому можно сделать вывод о том, что разработать направления по решению проблемы насилия над несовершеннолетними, провести предметный анализ ее состояния и развития представляется невозможным.
Такое положение также объясняется неопределенным статусом новорожденного в национальной правовой системе. С момента рождения до даты получения свидетельства о рождении ребенок де-юре не существует, его формальное появление начинается после внесения в реестр органов записи актов гражданского состояния.До этого периода факт рождения подтверждает справка из роддома, которая по своей юридической природе не является документом. Данный законодательный пробел дает широкие возможности для осуществления преступных действий в отношении несовершеннолетнего, в том числе купли-продажи, поскольку о его существовании будет знать ограниченный круг лиц – сотрудники больницы и родители. Именно работники медицинского учреждения передают карту новорожденного в районную поликлинику, где ее наблюдают педиатр и патронажная сестра. Вместе с тем, если по адресу ребенка не окажется, вероятнее всего, что эти лица смогут объяснить это бюрократической ошибкой в записи адреса и сделают вывод о смене места жительства семьи. В этом случае юридическое оформление существования такого новорожденного не произойдет, а дальнейшая его судьба останется неизвестной.
Осуществление сделок купли-продажи в отношении младенцев с целью усыновления является актуальной общественной угрозой. При этом круг подобных незаконных усыновителей достаточно широк: начиная от иностранных граждан и однополых пар до лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности с серьезными психическими расстройствами. Последние представляют особую опасность для жизни и деятельности несовершеннолетнего, в виду чего законное усыновление невозможно.
Более того, вынашиваемый плод в женском организме при беременности не является отдельным физическим лицом, поэтому формально случаи заключения сделки купли-продажи в отношении такого ребенка, не являются преступлением.Подобное положение позволяет злоупотреблять ситуацией так называем «суррогатным мамам» или «биомамам», которые продают своих будущих детей с использованием средств связи, в том числе и через интернет. В настоящее время сообщества с названиями аналогичного содержания не заблокированы в социальных сетях и находятся в свободном доступе.
Следующими субъектами преступлений в сфере торговли несовершеннолетними выступают посредники, способствующие осуществлению незаконного усыновления. Именно эти лица преобразуют единичные явления в организованную преступную деятельность по продаже младенцев. К сожалению, такие люди на практике зачастую безнаказанно уходят от уголовной ответственности, даже в случаях разоблачения общественно опасных сделок, поскольку непосредственными фигурантами возбужденных дел становятся продавец и покупатель как стороны договора. Полагаем, что это объясняется отсутствием описания таких участников-посредников и их упоминания в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. №58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» [2], речь в котором идет только о непосредственных субъектах совершения незаконных сделок.
Однако считаем, что значение и роль посредников в осуществлении преступления по торговле несовершеннолетними особенно велика, так как именно эти субъекты собирают информацию для реализации незаконных действий, назначают место встречи продавца и покупателя, участвуют в проведении сделки. В большинстве случаев одной сделкой их деятельность не ограничивается.
Осведомленность таких посредников при незаконном усыновлении о пробелах законодательного регулирования вопроса уголовной ответственности позволяет им склонять беременных женщин к осуществлению преступных умыслов, убеждать их продать своего ребенка за денежные средства или иные блага. Затем данный комиссионер находит покупателя и описывает все достоинства обхождения закона и игнорирования процедур, реализуемых органами опеки. Для этого биологической матери предлагается внести мужчину, выступающего в роли покупателя в документы как законного отца новорожденного. По такой схеме покупатель получает формальное право забрать ребенка у матери как законный родитель.
Также посредниками могут выступать сотрудники медицинских учреждений, имеющие полномочия и доступ к документации, широкие возможности подбора будущих мам новорожденных детей, выписывающие справки о рождении. [3] Врачи могут оформить данные справки на лицо, которое фактически не является матерью или отцом, то есть на покупателей несовершеннолетних за вознаграждение.
Помимо целей усыновления преступники, вовлеченные в торговлю людьми, преследуют или способствуют сексуальной эксплуатации детей. Особый резонанс вызвал случай, произошедший на территории г. Санкт-Петербурга в 2019 году. Так, в социальных сетях женщина разместила объявление о «сдаче в аренду» ее дочери-инвалида, которой на тот момент было 10 лет. Об этом узнал ее бывший муж – отец ребенка и написал заявление в полицию. Следственный комитет РФ по данному случаю произвел проверку, однако информация о ее результатах в настоящий момент отсутствует. [5] Подобный случай наглядно иллюстрирует серьезность проблемы сексуальной эксплуатации малолетних, а также роль социальных сетей в организации и совершении общественно опасных действий. Именно интернет является площадкой, где посредники находят продавцов и покупателей детей, лиц, желающих «взять в аренду» ребенка с целью сексуальной эксплуатации или прислужничества и для совершения иных незаконных действий, обеспечивает им коммерческую выгоду. Кроме того, такие субъекты преступлений, используя интернет и социальные сети, сохраняются анонимность имени, местоположения и даже источника денежных средств, когда переводы осуществляются через криптовалютные и иные электронные счета, не позволяющие отследить отправителя и получателя вознаграждения по сделке.
Таким образом, полагаем, что целесообразно принять соответствующие разъяснения по вопросам уголовной ответственности посредников, способствующих осуществлению торговли несовершеннолетними, поскольку эти лица напрямую не выступают сторонами незаконных сделок. Также следует разработать процедуру и устранить законодательный пробел в отношении новорожденного с момента появления на свет и до выдачи свидетельства о рождении, узаконив и подтвердив его фактическое существование в этот период. Кроме того, необходимо ввести обязательный учет данных по совершению преступления, предусмотренного ст.127.1 Уголовного кодекса РФ, в том числе, со сбором демографических, возрастных, территориальных и иных признаков.