Статья:

Взаимосвязь апперцепции символов с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гуйджиева Г.Э. Взаимосвязь апперцепции символов с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81902 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь апперцепции символов с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Гуйджиева Гырмызы Эминовна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье был рассмотрен аспект взаимосвязи символов с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье анализируются профессиональные предпочтения и профессиональные предрасположенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты работы могут быть использованы для измерения предпосылок профессионального самоопределения с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих диагностику и собственно консультацию. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, сотрудников психологической и педагогической специализации.

 

Ключевые слова: апперцепция, символы, предпосылки профессионального самоопределения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Актуальность: прежде всего, обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. Проблема заключается в том, что на практическом уровнях существует необходимость исследования апперцепции символов, как фактора профессионального самоопределения, а с другой стороны, апперцепция в связи с профессиональным самоопределением специально не исследовалось, и на сегодняшний день отсутствуют практические методы, оптимизирующие такое восприятие в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она играет очень важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Анализируются профессиональные предпочтения и профессиональные предрасположенности детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве показателей в профессиональной направленности оцениваются значимые символы. Факторы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны, апперцепция символов специально не исследовалось, и на сегодняшний день отсутствуют практические методы, оптимизирующие такое восприятие в профессиональном самоопределении детей с интеллектуальными нарушениями. Она играет очень важную роль при ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем его мире, и способствует его адаптации в различных ситуациях. Дети с ограниченными возможностями здоровья не случайно выбраны для проведения нашего исследования. Развитие реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний начинается с правильного восприятия.

Данной категории особенно трудно дается этот судьбоносный выбор, профессиональные возможности которых в той или иной мере ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию. Выбор символов могут представлять собой как основные факторы и движущие силы профессионального самоопределения. Символы раскрывают особенности проявления профессиональных интересов, характер интересов и мотивов.

Провести резкую демаркационную линию между незначительным и содержательным осмыслением невозможно, потому что его значение, выходящее за пределы исходных ощущений, обусловлено законами ассоциации, ассоциации же незаметно переходят одна в другую.

Апперцепция есть процесс, который систематизирует комплекс представлений путем прибавления новых элементов, либо путем внутренней работы чувства и мысли. Зависимость от новых впечатлений и предшествующего опыта. Усвоению новых представлений на основе имеющегося предшествующего опыта.

Апперцепции детей свойственно особое восприятие окружающей действительности, которое происходит параллельно с его деятельностью, при этом у объектов наблюдается неравномерность развития апперцепции, связанная с индивидуальными особенностями мотивационной и когнитивной сферы личности. У детей идет совершенствование и усложнение в апперцепции. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, физическое и психическое развитие.

Для определения взаимосвязи предпосылок профессионального самоопределения с апперцепцией символов была использована методика Афанасьевой А.П. (ТАС) «Тест апперцепции символов» и методика Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии». Проведенные расчеты коэффициента корреляции Пирсона позволили выявить значимые корреляционные связи внутри измерения. Результаты значимых взаимосвязей представлены в таблице.

Результаты измерения по уровню значимости равны p≤0,05, это говорит о том, что существует взаимосвязь между предпосылками профессионального самоопределения и апперцепцией символов детей с ограниченными возможностями здоровья. Для определения взаимосвязи предпочтение профессий взрослых с апперцепцией символов была использована методика Афанасьевой А.П. (ТАС) «Тест апперцепции символов» и методика по серии полиптих-карт «Я выбираю» Г.Э. Гуйджиевой. Проведенные расчеты коэффициента корреляции Пирсона позволили выявить значимые корреляционные связи внутри измерения. Результаты значимых взаимосвязей представлены в таблице.  

В измерении были статистически значимые значения между: повар и книга r = 0,335 (p≤0,01); парикмахер и книга r = 0,368 (p≤0,01); повар и лира r = 0,288 (p≤0,05); каменщик и замок r = 0,249 (p≤0,05); парикмахер и зеркало r = 0,239 (p≤0,05). И была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между: книга и каменщик r = - 0,269 (p≤0,05); корона и моляр-штукатур r = - 0,277 (p≤0,05); меч и парикмахер r = - 0,343 (p≤0,01).

Анализируя этот факт можно сделать вывод, что у детей сложилось предпочтение к профессиям.

Для определения взаимосвязи предпочтение профессий взрослых с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья была использована методика Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии» и методика по серии полиптих-карт «Я выбираю» Г.Э. Гуйджиевой. Результаты значимых взаимосвязей представлены в таблице.    

В измерении были статистически значимые значения между: повар и человек – техника r=0,239 (p≤0,05); повар и человек – человек r = 0,264 (p≤0,05); слесарь и человек – техника r = 0,242 (p≤0,05). И была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между: повар и человек – природа r = 0,286 (p≤0,05); повар и человек – искусство r = 0,237 (p≤0,05); слесарь и человек – природа r = 0,364 (p≤0,01). У детей возможно появилось новое представление, новый символический образ о профессии. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей.

Для определения взаимосвязи предпосылок профессионального самоопределения с апперцепцией символов была использована методика Афанасьевой А.П. (ТАС) «Тест апперцепции символов» и методика Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии». Проведенные расчеты коэффициента корреляции Пирсона позволили выявить следующие взаимосвязи в измерении: камин и человек – природа r = 0,291 (p≤0,05); пещера и человек – техника r = 0,283 (p≤0,05). И была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между: книга и человек – природа r = - 0,291 (p≤0,05); деньги и человек – искусство r = - 0,286 (p≤0,05); пещера и человек – искусство r = - 0,249 (p≤0,05); зеркало и человек – искусство r = - 0,236 (p≤0,05). Проведенные расчеты коэффициента корреляции.

Для определения взаимосвязи предпочтение профессий взрослых с апперцепцией символов была использована методика Афанасьевой А.П. (ТАС) «Тест апперцепции символов» и методика по серии полиптих-карт «Я выбираю» Г.Э. Гуйджиевой. Проведенные расчеты коэффициента корреляции Пирсона позволили выявить следующие взаимосвязи в измерении: повар и книга r = 0,335 (p≤0,01); парикмахер и книга r = 0,368 (p≤0,01); повар и лира r = 0,288 (p≤0,05); каменщик и замок r = 0,249 (p≤0,05); парикмахер и зеркало r = 0,239 (p≤0,05). И была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между: книга и каменщик r = - 0,269 (p≤0,05); корона и моляр-штукатур r = - 0,277 (p≤0,05); меч и парикмахер r = - 0,343 (p≤0,01).

Для определения взаимосвязи предпочтение профессий взрослых с предпосылками профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья была использована методика Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии» и методика по серии полиптих-карт «Я выбираю» Г.Э. Гуйджиевой. Проведенные расчеты коэффициента корреляции Пирсона позволили выявить следующие взаимосвязи. Статистически значимые значения в измерении между: повар и человек – техника r=0,239 (p≤0,05); повар и человек – человек r = 0,264 (p≤0,05); слесарь и человек – техника r = 0,242 (p≤0,05). И была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между: повар и человек – природа r = 0,286 (p≤0,05); повар и человек – искусство r = 0,237 (p≤0,05); слесарь и человек – природа r = 0,364 (p≤0,01).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья предпочитают деятельность «человек - техника» именно эта деятельность у них ассоциируется с многими символами. Замечено, что дети, которые выбирают профессии, связанные с техникой отличаются более высокими творческими способностями.

Также предпочитают деятельность «человек–искусство», важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно–художественной, деятельностью человека - это наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. Возможно, это отражает нынешние интересы и потребности.

В целом опора на визуальные стимулы дополняются уже сложившимися представлениями о профессии.

Образ формируется на базе опыта, что отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Содержание такой избирательности в профессии – выделение внимания к внешним данным. Восприятие направляется мотивами той деятельности, в которую оно включено. Таким образом, влияние когнитивных факторов на формирование апперцепции символов проявилось в изменении структуры.

Дети легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Провести резкую демаркационную черту между скудным и содержательным осознанием невозможно, потому что его содержание, обусловлено законами ассоциации, ассоциации же незаметно переходят одна в другую.