Статья:

Игровая зависимость как психологическая детерминанта агрессивного поведения подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сафина Ю.Ф. Игровая зависимость как психологическая детерминанта агрессивного поведения подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82034 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Игровая зависимость как психологическая детерминанта агрессивного поведения подростков

Сафина Юлия Фаилевна
магистрант, ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Шарапов Вячеслав Викторович
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии СГСПУ, ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье анализируются различные точки зрения на влияние зависимости от компьютерных игр на развитие агрессивного поведения у подростков-мальчиков. Проведенный автором теоретический анализ показывает, что содержание компьютерных игр, имеющих сюжет, связанный с насилием и агрессией как эффективными способами достижения целей, может способствовать переносу в реальное поведение усвоенных в игре поведенческих агрессивных моделей.

 

Ключевые слова: агрессия; агрессивное поведение; детерминанты девиаций; игровая компьютерная зависимость; агрессивное поведение подростков с игровой компьютерной зависимостью.

 

Следует обратить внимание на ситуацию вынужденной изоляции, которая сложилась весной 2020 года. Подростки, лишенные привычного общения, стремясь восполнить его дефицит, проводили значительно дольше времени в сети Интернет. Как известно, онлайн общение не способно заменить реальное общение всецело, а значит, потребность в общении реализовывалась недостаточно, а элементы фрустрации оставались. Кроме того, длительное время, проведенное в сети в общении посредством социальных сетей, игр, способно вызывать зависимость, как у взрослых, так и у подростков с еще неокрепшей психикой. На настоящий момент еще недостаточно исследовательских данных о том, как сильно вырос процент подростков, пристрастившихся к интернету в любых его проявлениях в период самоизоляции. Однако даже эти данные вызывают значительное беспокойство среди родителей, педагогов и ученых.

Согласно теории социального обучения (social learning theory) А. Бандуры, играющие перенимают характеры персонажей, задействованных в игре. Кроме того, они вознаграждаются за акты агрессии в игре различными преимуществами (дополнительная жизнь, новое оружие и т. п.) [5, с. 43]. Таким образом, агрессия, присутствующая во многих современных компьютерных играх, может привести к использованию агрессии в реальной жизни – подросток неоднократно видит, как его герой достигает своих целей с помощью агрессивных действий, и может сделать вывод, что такое поведение является приемлемым средством для достижения жизненных целей. Следовательно, считаем, что чрезмерная увлеченность онлайн общением, компьютерными играми является еще одной детерминантой агрессивного поведения подростков в современной России. Остановимся на ней более подробно.

Вот несколько причин возникновения компьютерной зависимости:

  • зачастую игровая зависимость возникает в следствии неудовлетворенности общением в реальном мире;
  • недостаток ярких и интересных явлений в жизни подростка, который зачастую пытается найти в играх то, чего ему не хватает в реальной жизни;
  • нередко подобная зависимость развивается из-за наличия излишнего объема свободного времени, которое кстати у подростков в период изоляции было действительно в избытке [55].

Рассмотрим ряд признаков игровой зависимости:

• главным признаком игровой зависимости является повышенная раздражительность при принудительном завершении игры, после возобновления игры наблюдается эмоциональный подъем;

• признаком игровой зависимости является неспособность прогнозировать объем времени, проведенного за игрой, геймер постоянно будет откладывать завершение игры на потом;

• компьютер становится главным интересом в жизни зависимого подростка, все, о чем он может говорить и думать – это компьютерные игры и все, что с ними связано;

• зависимый подросток утрачивает интерес ко всевозможным социальным контактам, будь то семья, друзья, одноклассники;

• у зависимого подростка появляются пагубные привычки в виде того, что он все чаще начинает принимать пищу за компьютером, снижается двигательная активность, стремится как можно больше времени проводить за игрой [55];

• появляются агрессивные реакции как протест на призыв прекратить игру.

Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости:

  • Начальная стадия, стадия легкого увлечения игрой. Она наступает на тот момент, когда у игрока уже есть опыт игры, процесс игры доставляет ему положительные эмоции, он пока играет в свободное от учебы время, без ущерба для своей деятельности.
  • Вторая стадия – это увлеченность, у подростка появляется потребность в игре, он уже играет систематически и иногда жертвует своими обязательными делами и обязанностями в пользу игры.
  • Последняя стадия – зависимость, все и интересы, и потребности игрока-подростка сводятся к компьютерным играм [55].

Зависимость проявляется в двух формах – социализированная и индивидуализированная.

Индивидуализированная форма подразумевает под собой одну из самых тяжких и серьезных видов зависимости, при которой происходят разрывы социальных связей с другими людьми, друзьями и близкими, подросток почти все свое свободное время проводит за игрой. При отсутствии регулярной возможности играть у наблюдается агрессия, раздражительность и депрессия. Социализированная форма зависимости – при ней подростки зависимы не поодиночке, а в группе, такие игроки предпочитают кооперативные игры, данная форма зависимости менее пагубна, чем индивидуализированная форма.

Последствия игровой зависимости:

• снижение самооценки, нарушение самосознания, иногда может наступать полное отождествление себя с персонажем в игре;

• нарушение семейной и социальной адаптации, подросток все больше проводит время за компьютером, вследствие этого возникают конфликты с окружающими, снижается успеваемость;

• последствием игровой зависимости может стать так же трата карманных денег на внутреигровые нужды, в отдельных случаях подросток совершает кражи родительских денег.

• также компьютерная зависимость также провоцирует физический вред здоровью самого геймера, происходит снижение зрения, искривление позвоночника и многое другое [56].

Некоторые исследователи ставят вопрос о «эмоциональных последствиях» компьютерных игр. К примеру В.С. Собкин и Ю.М. Евстигнеева в результате проведенных исследований приходят к выводу о том, что у 38% испытуемых наблюдается агрессивное состояние после окончания игры [55].

Рассматривая мотивационную привлекательность компьютерных игр, Н.С. Полутина приводит труды профессора А. Г. Макалатия, в которых она выделяет глобальные группы факторов привлекательности компьютерных игр:

  • сюжетный, эмоционально-эстетический (привлечение игрока сюжетом и графической составляющей игры);
  • возможность приобретения умений, прокачка героя;
  • достижение победы над противником, элемент соревнования;
  • интеллектуальное удовольствие (решение задач, головоломок);
  • коллекционно-исследовательский аспект (возможность исследовать игровой мир);
  • творчество (возможность создание чего-либо в игре);
  • внеигровые аспекты (социализация и др.).

Автор отмечает что данные группы факторов являются решающими при выборе игр, однако для каждого игрока приоритетный фактор определяется сугубо индивидуально [55].

Итак, вполне очевидно, что большое число ученых признают все же негативное влияние компьютерных игр на психику подрастающего человека. На наш взгляд, это не совсем справедливо. Любая деятельность может оказывать негативное влияние, если ею злоупотреблять. Поэтому здесь, скорее вопрос правильного распределения времени, обязанностей. Безусловно, подросток еще не в полной мере способен распоряжаться своим временем правильно, и здесь, важен родительский стиль воспитания, которого придерживаются в семье. Отсутствие доверительных отношений между подростком и родителем, дефицит внимания к увлечениям подростка, излишняя строгость или, напротив, вседозволенность, являются теми факторами, которые могут привести к компьютерной зависимости.

 

Список литературы:
1. Бандура А.М. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. - М.: Просвещение, 2008. - 202 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм Еврознак: Нева, 2011. - 512 с.
3. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития// Российский психиатрический журнал, 2000. – № 2. – С. 11-24.
4. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 2. – С.60–72.
5. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
6. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. – 2013. – №2. – 11-16с.
7. Шурыгина И. И. Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М.: РЕГЛАНТ, 2004.