Роль положительных и негативных эмоций в жизни человека
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Роль положительных и негативных эмоций в жизни человека
Эмоции являются нашими помощниками в общении с другими. Благодаря им нам становится легче понимать, что происходит в тот или иной момент с человеком, устраивает ли его то, что происходит сейчас или нет, как он относится к предметам и явлениям окружающей действительности и т.п. Роль таких положительных эмоций, как радость, восторг и др., в жизни человека очевидна. Уже научно доказано, что человек с хорошим настроением, опирающимся на положительные эмоции, успешно справляется со своей работой, всегда полон сил и энергии, обладает улучшенными когнитивными способностями. Человек, испытывая негативные эмоции (грусть, страх, гнев и др.), теряет свою работоспособность, отстраняется от социума, срывается на близких людях. Также существует мнение, что отрицательные эмоции способствуют появлению у людей болезней. До сих пор введутся исследования по этой теме. Но это не значит, что негативные эмоции не приносят никакой пользы. Стоит сказать, что неприятные для нас эмоции служат сигналом о том, что что-то идет не так, какой-то аспект нашей жизни требует нашего особого внимания. Никогда не нужно игнорировать и заглушать негативные эмоции, необходимо их прорабатывать, выяснять, что вызывает у нас определенные отрицательные эмоции. Только в этом случае можно говорить об их пользе. Тема положительных и негативных эмоций сейчас особенно актуальна в связи с пандемией 2020 года. Ситуация с «коронавирусом» создала благоприятные условия для развития у людей депрессивных, а иногда и суицидальных мыслей. Проблемы, которые были у человека раньше, могут еще более обостриться. Многие из нас оказались вынужденными находиться в полной социальной изоляции, без физической и моральной поддержки близких людей. И конечно, человек, обладающий слабым эмоциональным фоном, подвергался депрессивным состояниям, во главе которых стояли негативные эмоции. Сейчас особенно важно научиться эмоциональной компетентности, то есть научиться управлять своими эмоциями, находить баланс между ними.
Я решила провести исследование по методике Л.Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» среди студентов 1-2 курсов историко-филологического факультета ПГУ. Всего было опрошено 22 студента. Данная методика нацелена на выявление преобладающих эмоций у человека, устойчивых эмоциональных переживаний. В опроснике рассматриваются 4 модальности:
1) Радость. Преобладание этой эмоции характеризуется уверенностью в себе, приспособленностью к жизни, умением преодолевать любые трудности и при этом наслаждаться жизнью.
2) Гнев. Доминирование этой модальности проявляется в высокой критичности к окружающим, потребности в превосходстве, высокой самооценке, повышенных притязаниях, что вызывает внутреннюю напряженность и тревогу. Если стремление к превосходству не удается удовлетворить, то появляется враждебность, подозрительность, агрессивность.
3) Страх. Модальность, происходящая из ощущения собственной незащищенности, несостоятельности, отсюда высокая тревожность, внутреннее напряжение.
4) Печаль. Модальность, выражающаяся в отсутствии удовлетворенности собой и своей жизнью. Отсюда стремление уйти в себя, обособиться, скрыть от окружающих свои мысли и чувства, при этом высока потребность выговориться, найти у окружающих поддержку, одобрение.
Таблица 1.
Результаты исследования методики Л.Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» в группе 1 курса
Испытуемый/Модальность |
Радость |
Гнев |
Страх |
Печаль |
1. |
26 |
26 |
27 |
22 |
2. |
42 |
16 |
3 |
2 |
3. |
36 |
28 |
27 |
23 |
4. |
31 |
23 |
37 |
23 |
5. |
33 |
22 |
23 |
27 |
6. (м) |
39 |
20 |
11 |
14 |
7. |
40 |
40 |
31 |
27 |
8. |
34 |
38 |
14 |
25 |
9. |
33 |
34 |
19 |
31 |
10. (м) |
33 |
20 |
21 |
18 |
11. |
14 |
27 |
5 |
31 |
12. |
33 |
34 |
16 |
23 |
Анализируя полученные данные, я могу сказать, что у 5-ти опрошенных студенток группы 1 курса прослеживается 3-й тип эмоциональных переживаний. То есть можно видеть сочетание таких модальностей, как Радость и Гнев, что является наиболее типичным для мужского эмоционального склада личности. Сейчас данный факт не считается странным или необычным, так как в настоящее время женский пол берет на себя все больше мужских обязанностей. Следующее, что хочется отметить, - это доминирование эмоции Радость у других 5-ти студентов. Скорее всего, им характерна эмоциональная устойчивость, собранность в трудных ситуациях, высокая результативность даже при неблагоприятных условиях действия. У одной студентки доминирует эмоция Печаль, можно сказать, что она часто закрывается в себе, любое потрясение способно оказать не самое лучшее влияние на ее эмоциональный фон. И еще у одной студентки прослеживается 4-й тип эмоциональных переживаний (сочетание Радости и Страха), что наиболее выражено в структуре эмоциональности женского пола. Результаты в этой группе меня порадовали.
Таблица 2.
Результаты исследования методики Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» в группе 2 курса
Испытуемый/Модальность |
Радость |
Гнев |
Страх |
Печаль |
1. |
30 |
28 |
37 |
16 |
2. |
44 |
30 |
31 |
18 |
3. |
22 |
30 |
18 |
30 |
4. |
18 |
22 |
26 |
29 |
5. |
28 |
18 |
29 |
18 |
6. |
15 |
18 |
22 |
39 |
7. |
37 |
29 |
17 |
16 |
8. |
25 |
33 |
19 |
36 |
9. |
29 |
14 |
28 |
16 |
10. |
29 |
34 |
34 |
14 |
Анализируя данные таблицы, я могу сказать следующее: у 3-х опрошенных группы 2 курса доминирует первичная эмоция радость (т.е. они обладают относительно высокой степенью жизнерадостности и оптимизма). Также в группе наблюдается преобладание таких модальностей, как страх и печаль(3 и 4 человека соответственно). Модальность Страх преобладает у людей, которые не уверены в себе, в своем общении с другими. Отсюда вытекает их внутреннее напряжение, особенно при неожиданных ситуациях. Что касается студенток, у которых доминирует Печаль, то можно сказать, что у них нет внутренней гармонии и слияния с миром; они стараются укрыться в своем собственном мире, мире постоянного самоанализа. Нельзя также не заметить сочетание модальностей Страх-Гнев и Печаль-Гнев, что не является типичным. Полученные результаты, конечно, оставляют желать лучшего.
Проведя эмпирическое исследование в группах 1-2 курса, я пришла к выводу, что не все студенты находить «золотую середину» между положительными и негативными эмоциями для того, чтобы строить гармоничные отношения с окружающими и правильно оценивать свое собственное поведение. Скорее всего, полученные результаты тесно связаны с пандемией 2020 года и, как ее следствие, с невозможностью провести время с друзьями или семьей, а также с дистанционным обучением, которое предполагает нахождение студента дома на протяжении большого количества времени дома. Этим ребятам необходимо научиться управлять своим эмоциональным фоном для того, чтобы эффективно взаимодействовать с социумом, особенно в такой непростой ситуации. Может быть, даже некоторым из них потребуется помощь специалистов, которые помогут им наладить все сферы их жизни, стать более уверенными в себе и в своих возможностях. Главное, следить за своим ментальным здоровьем, поддерживать его любыми способами. Нужно помнить, что те или иные эмоции влияют не только на наше отношение к людям и событиям, но и на работу нашего организма.