Статья:

Роль положительных и негативных эмоций в жизни человека

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Муленкова М.А. Роль положительных и негативных эмоций в жизни человека // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82047 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль положительных и негативных эмоций в жизни человека

Муленкова Мария Александровна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Эмоции являются нашими помощниками в общении с другими. Благодаря им нам становится легче понимать, что происходит в тот или иной момент с человеком, устраивает ли его то, что происходит сейчас или нет, как он относится к предметам и явлениям окружающей действительности и т.п. Роль таких положительных эмоций, как радость, восторг и др., в жизни человека очевидна. Уже научно доказано, что человек с хорошим настроением, опирающимся на положительные эмоции, успешно справляется со своей работой, всегда полон сил и энергии, обладает улучшенными когнитивными способностями. Человек, испытывая негативные эмоции (грусть, страх, гнев и др.), теряет свою работоспособность, отстраняется от социума, срывается на близких людях. Также существует мнение, что отрицательные эмоции способствуют появлению у людей болезней. До сих пор введутся исследования по этой теме. Но это не значит, что негативные эмоции не приносят никакой пользы. Стоит сказать, что неприятные для нас эмоции служат сигналом о том, что что-то идет не так, какой-то аспект нашей жизни требует нашего особого внимания. Никогда не нужно игнорировать и заглушать негативные эмоции, необходимо их прорабатывать, выяснять, что вызывает у нас определенные отрицательные эмоции. Только в этом случае можно говорить об их пользе. Тема положительных и негативных эмоций сейчас особенно актуальна в связи с пандемией 2020 года. Ситуация с «коронавирусом» создала благоприятные условия для развития у людей депрессивных, а иногда и суицидальных мыслей. Проблемы, которые были у человека раньше, могут еще более обостриться. Многие из нас оказались вынужденными находиться в полной социальной изоляции, без физической и моральной поддержки близких людей. И конечно, человек, обладающий слабым эмоциональным фоном, подвергался депрессивным состояниям, во главе которых стояли негативные эмоции. Сейчас особенно важно научиться эмоциональной компетентности, то есть научиться управлять своими эмоциями, находить баланс между ними.

Я решила провести исследование по методике Л.Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» среди студентов 1-2 курсов историко-филологического факультета ПГУ. Всего было опрошено 22 студента. Данная методика нацелена на выявление преобладающих эмоций у человека, устойчивых эмоциональных переживаний. В опроснике рассматриваются 4 модальности:

1) Радость. Преобладание этой эмоции характеризуется уверенностью в себе, приспособленностью к жизни, умением преодолевать любые трудности и при этом наслаждаться жизнью.

2) Гнев. Доминирование этой модальности проявляется в высокой критичности к окружающим, потребности в превосходстве, высокой самооценке, повышенных притязаниях, что вызывает внутреннюю напряженность и тревогу. Если стремление к превосходству не удается удовлетворить, то появляется враждебность, подозрительность, агрессивность.

3) Страх. Модальность, происходящая из ощущения собственной незащищенности, несостоятельности, отсюда высокая тревожность, внутреннее напряжение.

4) Печаль. Модальность, выражающаяся в отсутствии удовлетворенности собой и своей жизнью. Отсюда стремление уйти в себя, обособиться, скрыть от окружающих свои мысли и чувства, при этом высока потребность выговориться, найти у окружающих поддержку, одобрение.

Таблица 1.

Результаты исследования методики Л.Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» в группе 1 курса

Испытуемый/Модальность

Радость

Гнев

Страх

Печаль

1.

26

26

27

22

2.

42

16

3

2

3.

36

28

27

23

4.

31

23

37

23

5.

33

22

23

27

6. (м)

39

20

11

14

7.

40

40

31

27

8.

34

38

14

25

9.

33

34

19

31

10. (м)

33

20

21

18

11.

14

27

5

31

12.

33

34

16

23

 

Анализируя полученные данные, я могу сказать, что у 5-ти опрошенных студенток группы 1 курса прослеживается 3-й тип эмоциональных переживаний. То есть можно видеть сочетание таких модальностей, как Радость и Гнев, что является наиболее типичным для мужского эмоционального склада личности. Сейчас данный факт не считается странным или необычным, так как в настоящее время женский пол берет на себя все больше мужских обязанностей. Следующее, что хочется отметить, - это доминирование эмоции Радость у других 5-ти студентов. Скорее всего, им характерна  эмоциональная устойчивость, собранность в трудных ситуациях, высокая результативность даже при неблагоприятных условиях действия. У одной студентки доминирует эмоция Печаль, можно сказать, что она часто закрывается в себе, любое потрясение способно оказать не самое лучшее влияние на ее эмоциональный фон. И еще у одной студентки прослеживается 4-й тип эмоциональных переживаний (сочетание Радости и Страха), что наиболее выражено в структуре эмоциональности женского пола. Результаты в этой группе меня порадовали.

Таблица 2.

Результаты исследования методики Рабинович «Четырехмодальный эмоциональный опросник» в группе 2 курса

Испытуемый/Модальность

Радость

Гнев

Страх

Печаль

1.

30

28

37

16

2.

44

30

31

18

3.

22

30

18

30

4.

18

22

26

29

5.

28

18

29

18

6.

15

18

22

39

7.

37

29

17

16

8.

25

33

19

36

9.

29

14

28

16

10.

29

34

34

14

 

Анализируя данные таблицы, я могу сказать следующее: у 3-х опрошенных группы 2 курса доминирует первичная эмоция радость (т.е. они обладают относительно высокой степенью жизнерадостности и оптимизма). Также в группе наблюдается преобладание таких модальностей, как страх и печаль(3 и 4 человека соответственно). Модальность Страх преобладает у людей, которые не уверены в себе, в своем общении с другими. Отсюда вытекает их внутреннее напряжение, особенно при неожиданных ситуациях. Что касается студенток, у которых доминирует Печаль, то можно сказать, что у них нет внутренней гармонии и слияния с миром; они стараются укрыться в своем собственном мире, мире постоянного самоанализа. Нельзя также не заметить сочетание модальностей Страх-Гнев и Печаль-Гнев, что не является типичным. Полученные результаты, конечно, оставляют желать лучшего.

Проведя эмпирическое исследование в группах 1-2 курса, я пришла к выводу, что не все студенты находить «золотую середину» между положительными и негативными эмоциями для того, чтобы строить гармоничные отношения с окружающими и правильно оценивать свое собственное поведение. Скорее всего, полученные результаты тесно связаны с пандемией 2020 года и, как ее следствие, с невозможностью провести время с друзьями или семьей, а также с дистанционным обучением, которое предполагает нахождение студента дома на протяжении большого количества времени дома. Этим ребятам необходимо научиться управлять своим эмоциональным фоном для того, чтобы эффективно взаимодействовать с социумом, особенно в такой непростой ситуации. Может быть, даже некоторым из них потребуется помощь специалистов, которые помогут им наладить все сферы их жизни, стать более уверенными в себе и в своих возможностях. Главное, следить за своим ментальным здоровьем, поддерживать его любыми способами. Нужно помнить, что те или иные эмоции влияют не только на наше отношение к людям и событиям, но  и на работу нашего организма.

 

Список литературы:
1. Питанова М.Е. Психология человека: рабоч. тетр. / сост. М.Е.Питанова, И. В. Михалец. / Под ред. М. Е. Питановой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. – 44 с.
2. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для СПО / Д. М. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 274 с.