Статья:

Проблема конкурентоспособности руководителя в системе государственного и муниципального управления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Рыжов В.В. Проблема конкурентоспособности руководителя в системе государственного и муниципального управления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82192 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема конкурентоспособности руководителя в системе государственного и муниципального управления

Рыжов Валентин Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В статье поднимаются проблемы конкурентоспособности руководителей государственных органов власти в современные условия развития общества. На основе анализа нынешней оценки руководителей, а также опыта зарубежных стран разработаны рекомендации по совершенствованию методик оценки конкурентоспособности рук водителей в системе государственного и муниципального управления.

Abstract. The article raises the problems of competitiveness of heads of state authorities in modern conditions of society development. Based on the analysis of the current assessment of managers, as well as the experience of foreign countries, recommendations developed to improve methods for assessing the competitiveness of drivers ' hands in the system of state and municipal management.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, менеджмент, оценка персонала, кадровая политики, государственное и муниципальное управление, рекомендации, кадровый потенциал.

Keywords: competitiveness, management, personnel assessment, personnel policy, state and municipal management, recommendations, human resources potential.

 

На современном этапе развития, Российская Федерация вошла в постиндустриальный этап развития общества. Ключевые характеристики данного этапа: инновационность экономического роста, процесс модернизации производства, применение и развитие новейших технологий, внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перед руководством предприятий государственного сектора встает вопрос о повешении своих позиций в области конкурентоспособности управления, с обеспечения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции (услуг). Для решения новых задач, современным руководителя в сфере государственного и муниципального управления потребует введения новых управленческих подходов при работе с коллективами, управлении интеллектуальным потенциалом, знаний в области научно-технического прогресса в различных областях экономики. В современным реалиях, руководителю зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда объем накопившихся проблем в организации постоянно нарастает, правительственные органы выдвигают все новые и новые задачи, и на руководителя обрушиваются огромные потоки информации, что приводит к напряженному состоянию, постоянной боязни что-нибудь забыть, или упустить время и не принять соответствующие решения. Из-за этого у большинства руководителей возникает симптом хронического дефицита времени, который проявляется в, раздражительности, потери способности расставить приоритеты среди возникших задач и проблем.

Общеизвестный факт, ключом к эффективности работы любой организации, и организации государственного сектора в том числе, является грамотна выстроенная система управления подчиненными. Однако многим руководителям приходится переделывать работу выполненную подчиненными, устранять их недостатки, менять правила игры, перестраивать структуру организации. Но многие эксперты в области государственного менеджмента, приходят к мнению, что лучше идти по пути повышения собственной квалификации, и добиваться более высоких результатов, за счет высококвалифицированных кадров, заточенных под определенную область деятельности. Известно, что поведение 80% подчинённых зависит всецело от качества оперативного управления руководителя3.

В условиях дня сегодняшнего основным критерием для эффективной управленческой деятельности руководителя является его постоянное саморазвитие, повышение профессиональных компетенций с помощью приобретения новых важных деловых качеств. Большое число специалистов и исследователей в области менеджмента пришли к мнению, что личность руководителя – это в первую очередь личность лидера, вожака стаи. Отсутствие способности проявлять свои лидерские качества приводит к снижению авторитета среди подчиненных и ухудшению эффективности работы всей организации. Можно выделить 2 основные концепции зарождения лидерских качеств у руководителя.

  • Первая концепция – человек уже рождается с задатками лидера, и ему суждено при правильном использование своих природных качеств руководить людьми.
  • Вторая концепция – настаивает на том, что лидерские качества напрямую зависят от личностных: обширные знания в различных областях, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность в сочетании с свободным мышлением.

Сильному руководитель присущ высокий уровень управленческих умений, приемов и методов управления. Способность вести эффективный управленческий процесс предполагает особый ряд управленческих черт и функций, которые присущи сильным лидерам. В первую очередь, умение мыслить нестандартно, также умение эффективной расстановки кадров на производстве. Можно выделить также психологические качества, присущие сильным руководителям: эмоциональная уравновешенность, черты лидерства, умение доминировать в коллективе, независимость, чувство ответственности, общительность5. При наличии вышеперечисленных составляющих, руководитель сможет стать идеалом для своего коллектива, правильно построить организационную структур и организовать процесс труда, наладить процесс получения информации и обратной связи.

Одним из важнейших инструментов управления эффективностью органа государственной власти является оценка его руководителей. Важными факторами успешного функционирования системы государственного управления являются четко поставленная цель и последовательно выстроенная цепочка управленческих решений. Ключевым фактором в вопросе конкурентоспособности, является её прямая взаимосвязь с эффективностью руководителя. Данные параметры неразрывно связанны между собой, особенно в системе государственного и муниципального управления.

Они измеряются различными экономическими и другими показателями, зарегламентированные на законодательном уровне как показатели эффективности органов государственной власти:

  • Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
  • Указе Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»,
  • Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»,

На сегодняшний день в России особое внимание уделяют так называемой социально-психологической компетентности менеджеров в области государственного управления, необходимой им в современных постиндустриальных условиях для достижения более эффективной управленческой деятельности 6.

В Европе и в Америке еще в 1990-х годах пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в государственном секторе все возрастает, управленцы не могут достигать успеха. обладая только технократическими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми – социально психологические навыки. К примеру, известный в среде менеджмента Центр креативного Лидерства в Гринсборо пришел к выводу, что около 30% менеджеров среднего и низшего звена испытают трудности во взаимодействии с подчинёнными. Отечественные ученые в области управления также провели подобное исследование над руководителями высшего и среднего звена отечественных компаний, которые было направлен на то, насколько руководители сталкиваются с трудностями и терпят неудачу в профессии менеджера, выявив основную причину – отсутствие наличия развитых социальных навыков и умения выстраивать межличностные взаимодействия, в общем отставшие социально-психологических компетенций. Так как общая специфика конкурентоспособности предполагает от руководителя наличие обретённых специфических умений, важно определить какие навыки наиболее существенны. Если рассматривать данный поход с позиции структурно-функционального подхода, то следует выделить следующие важные составляющие конкурентоспособности: мотивационно-ценностный, прогностический, содержательный, мотивационно-ценностный, контролирующий, а также эмоционально-волевой. Свойством каждого компонента можно считать относительную самостоятельность структуры, которая в то же время подчинена общим составляющим и заключает в себе общую цель общественных отношений и деятельности.

 

Рисунок 1. Структурные составляющие конкурентоспособности руководителя

 

Парадигмально-прогностический компонент предполагает многомерный и системный подход к исследованию и проектированию и исследованию особенности происхождения конкуренции в рамках некоторых распространённых теорий, понятий и моделей, представления нового вида менеджмента, отвечающего современным стандартам. В соответствии с стратегической направленностью конкурентоспособность в управленческом поведении и деятельностью, а также парадигмы управления предприятия. Под информационной основой деятельности заложено понятие совокупности информационных факторов, которые предметно и субъективно позволяют организовать рабочий процесс с направлением на цель и результат. Точность и полнота информации – это основные составляющие для эффективной управленческой деятельности. Если обратить внимание на отдельный содержательный компонент, то его можно обозначить как совокупность умений и навыков, наличие знаний, так называемую упакованную систему компетенций сотрудника.

Эмоционально-волевой компонент характеризует внутреннею эмоциональную окраску при принятии управленческих решений и выстраивании стратегического развития организации, характеризуется сознательным выбором средств и целей для достижения поставленного результата, с учетом условий внешне и внутренней среды. Главной его функцией является совершенствование профессиональных знаний и умений успешного руководителя, способы личного роста как управленца, произращение личных взглядов и убеждений на характерный и неповторимый стиль управления организацией. Но самое главное, способность управлять своим эмоциональным состоянием и выстраивать собственную поведенческую модель в стенах организации.

Рефлексивные навыки важны для руководителя при осуществлении управленческого процесса, так как рефлексия приводит к пониманию ценностного направления развития персонала, климата в коллективе, выявления подводных камней, позволяет выстроить критическую оценку руководителю и провести качественный самоанализ, сравнить результаты прошлого, и составить план действий на будущее.

Проанализировав основные компетенции, влияющие на конкурентоспособность современного руководителя в системе государственного и муниципального управления, систему конкурентоспособности руководителя, основанную на проведённых исследования, разработаны основные рекомендации по повышению конкурентоспособности руководителе в системе государственного управления.

  1. Обладание социально-психологическими компетенциями. Пожалуй, это одно из главных правил успешно руководителя. Именно умения качественно выстроить систему взаимоотношений в коллективе делает руководителя конкурентоспособным на рынке.
  2. Обладание практических знаний в области его ответственности. Большим плюсом является то, когда руководитель разбирается в своем предмете деятельности, а это значит, что он уже работал в данной сфере на позиции исполнителя. Благодаря подобному опыту руководитель способен более эффективно принимать управленческие решения, основываясь на собственном опыте.
  3. Постоянное совершенствование профессиональных навыков. Последняя и крайне важная рекомендация. В современном мире необходимо постоянное самосовершенствования, поэтому если руководитель хочет оставаться конкурентоспособным, ему необходимо постоянно повышать свои профессиональные навыки. Курсы, тренинги, повышение квалификации. Все это дает возможность быть конкурентоспособным на рынке труда.

Таким образом, приведенные нами рекомендации отражают основные механизмы повышения конкурентоспособности руководителя в современных условиях быстроразвивающегося мира.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/
3. Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 (ред. от 16.01.2015) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134290/
4. Аранжин Вячеслав Викторович Условия решения проблемы дефицита высококвалифицированных сотрудников в инновационных организациях // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-resheniya-problemy-defitsita-vysokokvalifitsirovannyh-sotrudnikov-v-innovatsionnyh-organizatsiyah (дата обращения: 08.11.2020). 
5. Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Владыкина Лариса Борисовна Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiy (дата обращения: 08.11.2020)