Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Филиппова Е.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 34(213). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/213/118237 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Филиппова Елена Александровна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Гордиенко Елена Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск РФ, г. Красноярск

 

THEORETICAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVIANT ADOLESCENTS

 

Elena Filippova

Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk

Gordienko Elena Viktorovna

Scientific director, Cand. Psychol. Sciences, Associate Professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты теоретического исследования психологических особенностей девиантных подростков.

Abstract. The article discusses the results of a study of the psychological characteristics of deviant adolescents.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, социальные нормы, детерминанты девиантного поведения.

Keywords: deviant behavior, teenager, social norms, determinants of deviant behavior.

 

Проблема девиантного поведения является междисциплинарной областью научного знания. Данной тематикой занимаются психология, педагогика, социология и другие научные области.

В Большой энциклопедии по психиатрии указано, что девиантное поведение – это характеристика отдельных форм поведения, отклоняющихся от предписанных обществом нравственных норм и ценностей. Понятие «девиантное поведение» чаще относится к стойким и достаточно тяжелым поведенческим отклонениям. Наиболее распространенными насильственными его формами являются: агрессивность, проституция, воровство, хулиганство, участие в асоциальных группах, суицидальное поведение и вандализм. Существуют и ненасильственные формы девиантного поведения, например, злоупотребление алкоголем, курение, пропуски занятий в школе, сверхинтеллектуальность и другие [4].

Все социальные девиации относительны, носят конвенциональный характер, то есть зависят от норм, оценок общепринятых в конкретном обществе [2].

Основными детерминантами отклоняющегося поведения являются индивидуально-психологические особенности; особенности детско-родительских отношений; особенности морально-нравственного самосознания, ценностных ориентаций; социально-педагогическая запущенность (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.Е. Личко, М.Р. Гинзбург и др.) [6].

Анализируя работы отечественных психологов (С.А. Беличева, Ю.Р. Вишневский, И.А. Горькова, А.Н. Елизаров, В.А. Никитин, А.В. Меренков, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлов, Б.С. Павлов, В.Г. Попов, В.Т. Шапко), изучавших феномен девиантного поведения, мы сделали следующий вывод: неблагоприятные взаимоотношения ребенка с родителями находятся в тесной связи с возникновением риска проявления различных форм девиаций и формирования девиантного поведения. Проблема девиантного поведения подростков и состояния их семей очень актуальна в связи с тем, что подростковый возраст – один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности [3].

Деструктивное поведение является адекватной реакцией на ненормальные условия. Дисгармоничные семейные отношения, эмоционально зависимые отношения приводят к реакции отказа или протеста со стороны подростка. Такие отношения впоследствии приводят к нарушению социализации, пребыванию подростка в стрессе [7].

Для девиантов характерен низкий уровень стимуляции; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; кратковременность реакций с критическим выходом; высокий уровень готовности к девиантным действиям; недифференцированная направленность реагирования.

Сутью девиантного поведения является осуждаемое обществом отклонение от общепринятых социальных норм в результате несформированности или искажения количественно-качественных характеристик внутренних границ личности, что, в свою очередь, ведет к нарушению взаимодействия личности и общества [5].

Н.Г. Васильев указывает, что правосознание девиантных подростков отличается следующими особенностями: мнимая осведомленность о правовых нормах; сложности в сопоставлении своего поведения и требований закона; трудности применения правовых знаний в конкретных ситуациях; оценка  поступка не нормой закона, а мотивами действия; зависимость правосознания от влияния взрослых, мнения группы [1].

Специфической особенностью девиантов является равнодушие к оценкам окружающих, к одобрению, уважению, любви. Девиантое поведение, которое проявляется в нарушении социальных, культурных и других общепринятых норм, является компенсацией этой редуцированной потребности.

Таким образом, основными психологическими особенностями девиантных подростков являются следующие признаки:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни в сочетании с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, который компенсируется внешним проявлением превосходства;
  • внешняя социабельность и страх перед эмоциональным контактом;
  • страх принятия ответственности и принятия решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

Далее в своем исследовании мы планируем разработать цикл психологических консультаций с целью научения подростков справляться с жизненными трудностями, страхом, тревожностью.

 

Список литературы:
1. Васильев Н.Г. Методологические основы изучения девиантного поведения подростков // Глаголъ правосудия. – М., 2016. – С. 30.
2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб: Медицинская пресса, 2001.
3. Дробот Д.А. Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения. // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 943-945.
4. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
5. Ковалев А.И. Социология личности: норма и отклонение. – М.: Ин-т молодежи, 2006. – 126 с.
6. Корнеева Я.А., Корнеева А.В. Личностные детерминанты девиантного поведения студентов учреждений среднего профессионального образования//Экспериментальная психология. – 2021. – с.183
7. Кузнецова М. Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению. [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/121650/ (дата обращения: 10.08.2022)