Статья:

Сущность и содержание исследовательской деятельности в разных видах деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Башилова Л.А. Сущность и содержание исследовательской деятельности в разных видах деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85853 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность и содержание исследовательской деятельности в разных видах деятельности

Башилова Лела Александровна
магистрант, Московского Инновационного университета, РФ, г. Москва

 

Исследовательская деятельность как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в системе образования.

Для современного общества умение обучающихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Для формирования данного умения в начальной школе учителя используют исследовательскую деятельность, как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология активизируют процесс обучения, делает его более продуктивным, а также формирует и развивает мотивацию обучения.

Понятие «исследовательская деятельность» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Для уточнения понятия «исследовательская деятельность» были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [16].

Исследование - поиск новых знаний; научный метод (процесс) изучения чего-либо; результат такого действия (исследования), научный труд, документ с описанием изученного объекта или чего-то [16].

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности» [10, с. 298]

А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [25].

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе. Во ФГОС НОО большое внимание уделяется именно исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения: в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках; в 3–4 классах школьники с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования. Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся учатся: самостоятельному мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Исследовательская работа включает в себя следующие этапы: [23]

1 этап – мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить дети, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирование деятельности:  

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

3 этап - информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 

4 этап - рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация исследовательской деятельности развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», было предложено в достижение намеченной цели увеличить количество занятий, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по изучению современных достижений науки и техники, с применением современных методик обучения: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия…» [1, с. 2]

Вопросами организации исследовательской и проектно-исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например такие учёные как Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, и другие.

А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [23].

Рассмотрим структуру исследовательской деятельности. С точки зрения А.С.Обухова [23].

Исследовательская деятельность младших школьников состоит из следующих компонентов:

  1. Мыслительные умения и навыки (анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно-познавательной работе; составление сложных планов, тезисов, конспектов; делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения; понимать предложенную проблему);
  2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации (самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему; писать рецензии на книгу, фильм, спектакль);
  3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи младших школьников (владение навыками диалогической речи; аргументировать свою позицию; делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом);
  4. Анализ выделение главного;

Один из компонентов исследовательской деятельности - исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.

Таким образом, поэтапное включение младшего школьника в исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.