Статья:

Гендерные различия в проявлении эмоций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Семенова М.Д., Михалец И.В. Гендерные различия в проявлении эмоций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70608 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные различия в проявлении эмоций

Семенова Мария Дмитриевна
студент, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Владимировна
канд. психол. наук, доцент, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

В современном мире, несмотря на его постоянное развитие, до сих пор огромное значение в межличностной, групповой и межкультурной коммуникации играют устойчиво сложившиеся представления о каких-либо явлениях, людях или предписанном им поведении. Зачастую стереотипы складываются на основе поведения мужчин и женщин. В общество образовалось определенное понятие касаемо проявления эмоций у представителей различного пола. Нашей целью является выявить гендерные аспекты эмоций путем проведения исследования.

Под эмоциями мы понимаем проявления субъективно окрашенных чувств и переживаний индивида, выражающих важность и значимость происходящих событий, действующего раздражителя или результат своих собственных поступков. Они выражают степень удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека. Между ним и окружающим миром складываются отношения, которые становятся предметом проявления чувств и эмоций. Последние не могут существовать без деятельности человека, они возникают в данном процессе и влияют на его протекание.

Эмоции обладают определенными характеристиками: универсальность (это независимость вида эмоций от деятельности, которая их вызывает; радость, тревога, надежда могут возникнуть при удовлетворении любого вида потребностей); динамичность (проявляется в фазовом характере их проявления, т.е. в нарастании напряжения и его разрешения; разрешение напряжения происходит в момент осуществления необходимого для него действия, человек при этом зачастую испытывает облегченность и расслабление); суммация ( проявляется в том, что эмоции имеют свойство накапливаться, поэтому высшая степень удовлетворенность или неудовлетворенности индивид испытывает не при первом их проявлении, а при последующем; переживания об одном и том же объекте суммируются на протяжении всей жизни, что приводит к увеличению их интенсивности; данная характеристика отличается скрытностью и незаметностью накопления для человека);  адаптация (проявляется при притупление одних и тех же эмоций при их постоянном повторении); пристрастность (проявление эмоций зависит от конкретной личности, ее характера, темперамента, а также  от ситуации, в которой находится индивид); заразительность (человек, испытывающих определенные эмоции может передавать их людям, с которыми он контактирует); пластичность (она наблюдается, когда одна и та же по характеру эмоция протекает с разными оттенками); удержание (за удержание эмоций в памяти отвечает особый вид памяти – эмоциональный); иррадиация (суть данной характеристики заключается в распространении эмоционального фона с первично вызвавших его обстоятельств на другие); перенос (означает перенесение эмоций с одного объекта на другой); амбивалентность (заключается в двойственности чувств, которые могут с одним и тем же объектов проявляться по-разному); переключаемость (означает, что одна эмоция вытекает из другой, предшествует ей). [3]

Кроме того, эмоции играют ряд функций: 1. Сигнальная – заключается в передачи своих чувств и отношений другим людям; 2. Регулятивная – руководит побуждением к какому-либо действию или отталкивает от него; 3. Отражающая – эмоции являются способ переработки информации, полученной из окружающего мира; 4. Побудительная – эмоции задают направление нашему движению; 5. Подкрепляющая – создает определенный образ действий, делит на «хорошо» и «плохо»; 6. Переключающая – определяет приоритетность действий; 7. Приспособительная – эмоции являются механизмом приспособления к окружающей среде. [4]

Для чего же человеку нужны эмоции? Над вопросом назначения не приходиться даже задуматься. Эмоции дают оценку действий, событий, а также поведения людей в обществе. Более того, «язык эмоций» является одним из самых понимаемых в межкультурной коммуникации.

Выделяются следующие основные свойства эмоции: 1. Субъективный характер – одно и то же событие в зависимости от своих особенностей может вызывать у индивида различные эмоции; 2. Полярность эмоций – по своей чувственной окраске эмоции делятся на положительные (удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство), отрицательные (злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев) и нейтральные (любопытство, изумление, безразличие); 3. Фазность эмоций – отмечено, что в пределах одного эмоционального состояния меняется интенсивность, в связи с этим выделяют стенические (характеризуются повышением активности, продуктивности деятельности, высокой степенью мотивации) и астенические (характеризуются снижением активности, продуктивности деятельности, низкой степенью мотивации)  эмоции. [3]

Изучая человеческие эмоции, следует взять во внимание такое понятие как «гендерно-типичные эмоции», которое означает, что существуют такие проявления эмоций, чувств, свойственные преимущественно определенному полу. [2]

Для того, чтобы доказать данное утверждение необходимо обратиться к понятию «гендер». Гендер – это перечень характеристик, относящихся либо к фемининности, либо к маскулинности. Различия в проявлении эмоций у женского и мужского пола могут быть вызваны наложением определенных социальных ролей, т.е. они выработаны средой, манерой воспитания. Эмоциональный фон у представительниц женского пола принято считать более широким, чем у представителей мужского пола. Например, проявление таких эмоций как грусть, печаль, сопровождающиеся слезами, у девочек не порицается со стороны окружающих. Мальчиков призывают же быть сдержаннее, более стойкими.

Чтобы доказать данную теорию нами было проведено и проанализировано исследование в виде опроса среди учеников 11 класса и студентов 1 курса. Нами был использован четырехмодальный эмоциональный опросник Л.А. Рабиновича, тест предназначен определить преобладающие эмоции у человека. Более того, он способен выявить склонность индивида к положительным или отрицательным эмоциям, а также его устойчивые переживания. [1]

Учащиеся и студенты были вынуждены указать свой пол и ответить на 46 вопросов с вариантами ответов: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет». Было опрошено 50 человек, 25 из которых представители мужского пола и остальные 25 – женского.

Таблица 1.

Результаты исследования

Тип

Женский пол

Мужской пол

I Тип: радость

56%

II Тип: гнев

8%

8%

III Тип: радость и гнев

80%

IV Тип: радость и страх

36%

V Тип: печаль и страх

12%

Сочетание страха и гнева

Сочетание печали и гнева

 

По результатам исследования выяснилось, что представители мужского пола преимущественно принадлежат к III типу (80%), характеризующемуся сочетанием радости и гнева. Данный результат означает, что мужчины в своих эмоциях сдержаны, собраны. Они готовы справиться с тяжелой ситуацией, обладают высокой самооценкой и критичностью к окружающим. Они стремятся к превосходству, не склоняясь к детальному анализу событий.

Представительницы женского пола преимущественно принадлежат к I типу, характеризующемуся проявлением эмоций радости (56%) или же сочетанием радости и страха (36%). Они принимают окружающую действительность, любят заводить новые знакомства. Женщины открыты, но в это же время внутри кроется чувство тревожности, внутреннего напряжения, боязнь потерпеть неудачу.

Таким образом, нами было рассмотрено понятие «эмоций», их главные характеристики, свойства и выполняемые ими функции. Также было проведено исследование, позволяющее установить разницу и особенности в проявлении эмоций у представителей разных гендеров. Можно смело сделать вывод о том, что эмоции у женщин и мужчин могут проявляться по-разному. Выявленная специфика проявления эмоций может способствовать устранению недопонимания между представителями различных полов. Когда человек при общении с другими людьми осознает и учитывает эти различия, тогда его взаимоотношения с людьми становятся более комфортными, яркими и теплыми.

 

Список литературы:
1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы // Барканова О.В. Красноярск: «Литера-принт», 2009. – 16-22 с.
2. Бендас Т. Гендерная психология: словарь по книге // Т. Бендас. СПб., 2017. – 9-42 с.
3. Дьяконов А.Л., Пузырёва Л.А. Психология эмоций // Дьяконов А.Л., Пузырёва Л.А. Ярославль: ЯГМА., 2014. – 19 с.
4. Изард К.Э. Психология эмоций // Изард К.Э. СПб.: Издательство «Питер», 2011. – 3-7 с.
5. Dendrit: Новости, статьи, учебные материалы по медицине. URL: https://dendrit.ru/page/show/mnemonick/psihologiya-emociy/ (дата обращения:29.03.2020)