Статья:

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Газаева А.А. ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143303 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Газаева Аида Абдуллаховна
студент, ФГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет, РФ, г. Ставрополь
Малахова Юлия Алексеевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет, РФ, г. Ставрополь

 

PLAY AS AN EFFECTIVE METHOD OF SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

 

Aida Gazaeva

Student, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol

Yulia Malakhova

Scientific advisor, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль игры как эффективного метода развития речи у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Abstract. This article examines the role of play as an effective method of speech development in preschoolers with musculoskeletal disorders.

 

Ключевые слова: игровые методы, нарушение опорно-двигательного аппарата, ДЦП, развитие речи, нарушения речи.

Keywords:  play methods, musculoskeletal disorders, cerebral palsy, speech development, speech disorders.

 

 

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это широкий спектр ограничений в здоровье детей. Внешне они могут проявляться по-разному: деформация рук и/или ног, мышечная слабость , искривление конечностей , отставание в росте конечностей и многое другое. Такие ограничения появляются вследствие разнообразных причин: психических и двигательных нарушений, варьируется от тяжелой  до легкой степени.

Образовательная сфера уже несколько десятилетий уделяет особое внимание детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагоги, психологи, логопеды, и клиницисты работают над воспитанием, обучением и реабилитацией этих детей в специальных дошкольных и школьных учреждениях, которые учитывают специфику их заболевания. В настоящее время существует неотложная потребность в усовершенствовании психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как эта патология  становится все более распространенной и наблюдается тенденция к её увеличению, особенно к числу детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) [1].

Термин "детский церебральный паралич" объединяет ряд синдромов, которые связаны с повреждением мозга. ДЦП возникает из-за поражения головного и спинного мозга, вызванного различными причинами на ранних стадиях внутриутробного развития и во время родов. Основным клиническим признаком ДЦП является нарушение двигательных функций из-за задержки в развитии и неправильного развития статокинетических рефлексов, тонуса и парезов. Помимо нарушений в центральной нервной системе, с течением времени появляются изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках и хрящах[7].

К основным нарушениям двигательной функции при ДЦП в большинстве случаев присоединяются проблемы с психикой, речью, зрением, слухом и другими функциями. Некоторые дети также страдают от судорожного синдрома. В. Литтль в 1853 году впервые описал клинические проявления ДЦП, и в течение почти ста лет это заболевание носило его имя. Зигмунд Фрейд в 1893 году предложил термин "детский церебральный паралич" для объединения всех форм спастических параличей, имеющих внутриутробное происхождение и сходные клинические признаки[7].

Дефекты речи занимают существенное место в структуре нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, причем их частота составляет 80%.

Особенности и степень выраженности этих нарушений зависят в основном от того, где и насколько тяжело поражен мозг ребенка. Нарушения речи при церебральном параличе обусловлены не только повреждением определенных структур мозга, но и незавершенным формированием или недоразвитием определенных частей коры головного мозга, которые играют важнейшую роль в речевой и психической деятельности. 

Значительную роль в развитии речевых нарушений при ДЦП играет двигательная патология. Существует связь между речевыми и двигательными расстройствами у детей с церебральным параличом. Продолжительное сохранение патологических тонических рефлексов негативно сказывается на мышечном тонусе артикуляционного аппарата. Интенсивность тонических рефлексов приводит к повышению мышечного тонуса языка, что затрудняет дыхание, голосообразование, открытие рта и движение языка вперед и вверх. Такие нарушения моторики артикуляции замедляют и нарушают развитие голосовой активности и произношения звуков. Недостаточное кинестетическое восприятие проявляется в том, что ребенок не только испытывает трудности с выполнением движений, но и слабо ощущает положение и движение артикуляционных органов и конечностей[3].

Дети, страдающие от ДЦП, часто имеют задержку в формировании различных аспектов речи, таких как лексика, грамматика и фонетика.

У большинства детей с церебральным параличом развитие активного словарного запаса и длины предложений происходит медленно в раннем возрасте, что влияет на их понятность речи. Однако пассивный словарный запас (понимание речи других людей) обычно значительно превосходит активный. Кроме того, задерживается развитие мелодичности и интонационности речи, а также способности воспринимать и воспроизводить ритм. Речевая активность у таких детей низкая, их речь в основном состоит из отдельных слов, и простые и короткие предложения встречаются редко. Сложным является установление связи между словом, предметом и простейшим действием. Особенно трудно для детей с ДЦП понимать и использовать слова, описывающие действия, и они часто заменяют их словами, описывающими предметы. Все дети с церебральным параличом испытывают недостаточно развитую фонетическую сторону речи из-за нарушений в артикуляционном аппарате.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых и коротких предложений, состоящих из двух-трех слов. Даже если у детей достаточный уровень развития речи, они часто не могут полностью реализовать свои возможности в общении (на заданные вопросы они часто отвечают стереотипными однословными ответами). У многих детей с ДЦП речь имеет особенности, связанные с характером заболевания. Часто у них возникают проблемы с грамматикой, которые, в свою очередь, часто вызваны лексическими нарушениями. Формы и категории грамматики усваиваются медленно и с трудом, что объясняется ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недостаточным развитием когнитивных навыков.

Родительские ошибки воспитания оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи. Часто, родители излишне опекают ребенка, стараясь выполнять за него все задачи, предугадывать его желания и отвечать на них без всякой потребности в общении. В результате этого, не формируется у ребенка необходимая мотивация для развития речи, и он лишается возможности для речевого взаимодействия, важного для его развития.

В  дошкольном возрасте игра становится главной сферой деятельности.В современном обществе игры занимают особое место в процессе воспитания и образования детей. В процессе игры дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром. Эта увлекательная занятость способствует развитию всех психических функций и формированию нравственных качеств личности[2].Неоспоримым плюсом игровой деятельности является расширение словарного запаса и улучшение грамматических навыков. Более того, игра помогает детям выражать свои эмоции и чувства. Через игровую активность дети осваивают правила социального взаимодействия и развиваются в области коммуникации: они учатся общаться как вербально, так и невербально, развивают свою речевую активность и находят мотивацию для общения с взрослыми и сверстниками.Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата игровые методы развития речи становятся особенно важными и эффективными[4].

Игры, специально разработанные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, позволяют совместить физическую активность и развитие речи. При этом они учитывают особенности физических возможностей каждого ребенка и помогают ему преодолевать преграды, связанные с его основным заболеванием.

Среди наиболее распространенных и успешно зарекомендовавших себя игр можно назвать следующие:

1. "Развивающие игры с использованием речевых упражнений"

2. "Физическая активность в течение минуты"

3. "Упражнения для развития моторики пальцев"

4. "Упражнения для развития артикуляции"

5. "Музыкальная игра с элементами ритмики"

6. "Су-джок терапия"

7. "Творческие занятия с элементами театрализованной деятельности"

8. "Игры с мячом"

9. "Рисование на вертикальных поверхностях"

10. "Использование информационных технологий"

Использование игр с мячом является проверенным методом развития у различных категорий людей, обладающих разными физическими и интеллектуальными возможностями. В процессе игры с мячом происходит улучшение обмена веществ, тренировка крупных мышц, естественное дыхание и правильная осанка. Физическая активность также сильно стимулирует активность коры головного мозга, способствует развитию регулирующей функции (осознание правил, произвольное внимание, воля). Кроме того, в играх с мячом поддерживается равновесие возбуждения и торможения, происходит тактильная стимуляция, тренируются крупные мышцы и улучшается координация движений. Также развивается моторика рук, зрительно-моторные координации и взаимодействие между полушариями мозга.

Игры на песке способствуют развитию речевой активности и когнитивных процессов. Вместе с этим развиваются такие навыки, как коммуникация, формирование положительных черт характера и стабилизация эмоционального состояния у ребенка. С помощью песочной терапии психологи в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с сочетанным диагнозом все чаще применяют данную методику. Такая терапия способствует улучшению мелкой моторики, развитию коммуникативных навыков и формированию образного мышления и адекватной модели мировосприятия[6].

Важным игровым методом развития речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является использование ролевых игр. В процессе игры ребенку предоставляется возможность вжиться в различные роли и ситуации, которые требуют использования речи для общения и решения задач. Ребенок учится выражать свои мысли, представлять себя и строить связные речевые высказывания. Такие игры способствуют развитию речевого мышления, позволяют тренировать память и внимание, а также развивают фантазию и творческое мышление[5].

Еще одним эффективным игровым методом развития речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является использование музыкальных игр и песен. Музыка стимулирует развитие речевых навыков, ритмического слуха и артикуляционной гимнастики. Ребенок, вовлеченный в музыкальные игры и песни, учится правильно произносить звуки и слова, развивает темпоритмические навыки и способности к музыкальному самовыражению.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью детского развития и предлагает ребенку множество возможностей для формирования и развития речи. В особенности, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата игра является ценным инструментом—она позволяет детям не только взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но и развивать свои речевые способности, формировать навыки коммуникации, развивать моторику, координацию движений, укреплять мышцы, а также расширять свои знания о мире.Игра может быть успешно использована в образовательном процессе для поддержки и содействия развитию речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Список литературы:
1. Вернер Д. «Что такое детский церебральный паралич». - М., 2003
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
3. Кударинова А.С., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С., Арбабаева А.Т., Жусупбекова З.Д. Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2-1. с. 46-49
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ.сред. пед.учебн.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
5. Ушакова О.С «Речевые игры и упражнения для дошкольников», М: Институт Психотерапии, 2001 г.
6. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост.. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
7. Шипицина Л.М., Мамайчук ЛМ. Детский церебральный паралич. СПб. 2001.