Статья:

Урок «Определение морфотипов пчел в частной пасеке в Архангельском районе»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Рахматуллин И.Х. Урок «Определение морфотипов пчел в частной пасеке в Архангельском районе» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82375 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Урок «Определение морфотипов пчел в частной пасеке в Архангельском районе»

Рахматуллин Ильгиз Хайретдинович
студент Башкирского государственного педагогического университета Им. М. Акмуллы, РФ, Республкика Башкортостан, г. Уфа
Саттаров Венер Нуруллович
научный руководитель, Башкирский государственный педагогический университет Им. М. Акмуллы, РФ, Республкика Башкортостан, г. Уфа

 

LESSON "DETERMINATION OF MORPHOTYPES OF BEES IN PRIVATE PASEK IN ARKHANGELSKY DISTRICT"

 

Ilgiz Rakhmatullin

Bashkir state pedagogical University Named after M. Akmulla, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Vener Sattarov

Scientific director, Bashkir State Pedagogical University Them. M. Akmulla, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

 

Аннотация. В статье рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда. В связи с антропогенным влиянием и развитием глобализации популяции в современном мире подразделяются на естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).

Аbstract. The article considers it as an elementary unit of the evolution process that is able to respond to changes in the environment by rearranging its gene pool. Due to the anthropogenic influence and the development of globalization, populations in the modern world are divided into natural (natural) and artificial (man-made).

 

Ключевые слова: эволюция, антропогенных, экосистема, генофонд, мониторинг, популяция, гидроэдафические, пчеловодство, экотоксиканты, растениеводство, животноводство.

Keywords: evolution, anthropogenic, ecosystem, genetic resources, monitoring, population, gidroenergeticheskiy, apiculture, environmental contaminants, crop production, animal husbandry.

 

Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.

Мишель де Монтень.

 

Цели урока:

  • раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
  • изучить  роль пчёл в природе и жизни человека.
  • Ознакомление учеников с результатами оценки экстерьера рабочих пчел на частной пасеки в селе Архангельское Архангельского района Республики Башкортостан

Оборудование:

  • рисунки и фотографии членов пчелиной семьи;
  • модель-апликация “Пчелы. Устройство улья”;
  • выставка: “Использование продуктов жизнедеятельности пчел в жизни человека”;
  • дополнительная литература;

Новые термины:

  • Бортни,
  • бортничество,
  • пчеловодство
  • пчёловождения
  • мониторинг

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся:

а) фронтальный мини-опрос : - к какому отряду насекомых относят пчёл?

  1. сколько пар крыльев у перепончатокрылых?
  2. сколько пар ног у всех насекомых?
  3. каких насекомых называют жалоносными и зачем оно им нужно?

4. Активизация познавательной деятельности.

Вспомните, как в мультфильме Вини-Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся? Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?

Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:

Мёд диких пчёл можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.

Пчёлы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мёд взять.

Жизнь пчёл в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управлять деятельностью пчёл просто невозможно.

Взять мёд можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая её на гибель.

Отсюда, как сказал великий русский пчеловод Петр Иванович Прокопович, практическая задача пчеловода – создать “учение о пчёлах на таких основаниях, чтобы, не умерщвляя их и даже поддерживая их существование разными верными средствами и способами, навсегда сохранить каждое пчелиное семейство. Или, другими словами, когда улей насажен пчёлами, то они должны быть в нем беспереводно”.

5. Изучение нового материала.

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами –мёдом и воском.

Древнейшие исторические известия о наших предках-славянах, указывают, что мёд и воск вместе с мехами были у них главными предметами торговли. В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев – так называемые “бортни”, откуда этот первобытный способ пчёловождения и называется бортничеством.

Мёдом и воском в старину платили дань, подати и налоги; за похищение пчёл старинное “бортное право” карало смертью, и это показывает, какое важное значение в народном хозяйстве того времени имело пчеловодство. Тогда повсеместно мёд заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.

Позднее пчеловоды стали предоставлять пчёлам специально устроенные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, и по мере вырубки лесов прежнее бортничество стало вытесняться пасечной системой. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым он имел дело; он не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а добывая из улья соты с мёдом, он попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. В таком первобытном виде пчеловодство не могло удержаться при новых экономических условиях. С развитием техники у мёда и воска появились очень серьёзные конкуренты, и это обстоятельство заставило искать более правильных приёмов пчеловодного хозяйства.

Полиморфизм (многообразный) – наличие в пределах одного вида резко отличных по внешнему облику особей, не имеющих переходных форм. Для общественных насекомых характерен полиморфизм, связанный с разделением функций в семье.

  • Ознакомление учеников с результатами оценки экстерьера рабочих пчел на частной пасеки в селе Архангельское Архангельского района Республики Башкортостан

Из литературных данных известно, что медоносная пчела, обитающая на территории Республики Башкортостан и представляющая собой известную башкирскую популяцию среднерусского подвида (порода или раса) Apis mellifera mellifera L., в настоящее время подвергается сильным изменениям, в результате антропогенного влияния, что приводит к постепенному ее исчезновению.

Исследователями данного вопроса отмечается, что доля медоносных пчел, представляющих собой гибридную группу, составляет примерно 60 % до 80 %, в зависимости от расположения пасек в административных районах республики. Несмотря на сложившуюся ситуацию, также известны и противоречивое мнение, характеризующее наличие некоторых процессов стабилизации породной структуры пчел на некоторых территориях. Учитывая данные факты, на современном этапе развития пчеловодства, научно-практическую и научную новизну имеют изыскания в области мониторинга внешних морфологических признаков пчел, с целью выявления степени гибридизации и корректировки локальных и региональных программ по разведению.

Целью данного раздела явилось оценка результатов исследований экстерьерных (морфометрических) признаков рабочих особей Apis mellifera на пасеке (10 пчелиных семей), расположенной около села Архангельское (54°24′14″ с. ш. 56°46′47″ в. д.) Архангельского района Республики Башкортостан (РБ)

Среднее значение кубитального индекса у исследованных рабочих особей пчел не соответствовала таксономическим требованиям среднерусской породы (стандарт 60-65 %). Нижняя граница lim (53,59 %), в отличие от верхней границы (64,17 %), также была ниже данных стандартов Apis mellifera mellifera

Количественные показатели (длина и ширина) тергита также характеризовались некоторыми отличиями от стандарта среднерусской породы медоносных пчел, а именно: нижняя граница lim длины была ниже данного показателя – 2,11 мм (стандарт 2,30-2,60 мм), в отличие от других значений. Такая же ситуация наблюдалась и по ширине тергита (стандарт 4,80-5,00 мм). В выборке нижняя граница lim данного признака составила – 4,58 мм.

По длине стернита рабочие пчелы соответствовали стандартным породным требованиям (стандарт 3,00-3,20 мм) только по среднему значению - 3,10±0,085, тогда как границы lim полностью выходили за требуемые стандарты - 2,89-3,21 мм.

По ширине стернита пчелы в выборке полностью не соответствовали среднерусским медоносным пчелам. Стандарт Apis mellifera mellifera по данному признаку составляет 4,75 – 5,00 мм, а экспериментальные данные составили - 3,98±0,047 и 3,89-4,13, соответственно.

Показатели воскового зеркальца у исследованных медоносных также полностью не соответствовали принятым породным стандартам среднерусских пчел Apis mellifera mellifera и ситуация была аналогичная длине и ширине тергита.

По среднему значению (53,83±2,391) тарзального индекса рабочих особей, можно заключить о соответствии выборки среднерусской породе (стандарт 50,00-55,00 %). Однако верхняя граница lim тарзального индекса у рабочих пчел выходил за требования стандарта, и составила 59,02%, тогда как нижняя граница входила (50,00 %) в пределы значений среднерусской породы (Apis mellifera mellifera).

Таким образом, оценка полученных результатов по идентификации морфометрических признаков рабочих особей Apis mellifera позволяет отметить что на исследованной пасеке происходят процессы гибридизации и при сохранении представленной тенденции дальнейшее разведение будет способствовать распространению данной группы в Архангельском районе Республики Башкортостан.

6. Выводы к уроку.

А теперь сформулируем выводы о том, что мы узнали на уроке.

  1. Создание рамочных разборных ульев открыло возможности изучить деятельность пчёл и управлять ею, позволило перейти к рациональному пчеловодству.
  2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.
  3. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её “профессиональными” обязанностями.
  4. Пчела – “общественное” насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, которые производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за “детками”, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве.
  5. Однако в настоящее время антропогенная трансформация популяций пчел создает предпосылки для процессов гибридизации, возникновения различных заболеваний пчел, что способствует деградации и постепенному снижению количества, как завезенных медоносных пчел, так и аборигенной. К тому же, специалисты и ученые отмечают, что формирующиеся в естественных ареалах медоносных пчел помеси имеют не известную генетическую основу, которая в дальнейшем проявляется в виде морфологических изменений и мутаций, приводящих к полному нарушению биофизиологических и морфологических, как отдельных особей, так и популяций в целом