ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Биология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Физическое развитие школьников осуществляется в соответствии с правилами учебного процесса и его принципами, формирует мотивацию и ценностные ориентации направленные на здоровый образ жизни. Физическое воспитание развивает в школьнике двигательную функцию и оказывает влияние на психические и интеллектуальные качества школьника.
Физическое воспитание – «это педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психологических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности. Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями, принципами и требованиями».
Учебные занятия по физической культуре в школе являются наиболее важной формой физического воспитания младшего школьника. Физическое воспитание осуществляется и в семье в процессе личностного самовоспитания, а также в процессе дополнительного образования в спортивных секциях.
Физическая подготовка и физическое развитие школьников является важным социальным результатом в физическом их воспитании. Умения, знания и привычки необходимы для организации свободного времяпровождения, для развития здорового образа жизни. К физическому развитию также относится и физическое оздоровление, сопротивляемость к болезни и физическая реабилитация.
Физическая подготовленность школьников после того, как они окончат школу, утрачивается если ее не поддерживать. С возрастом у детей желание заниматься физическими упреждениями сокращается, поэтому важной целью постоянного физического воспитания является развитие мотивации для физического самосовершенствования.
На сегодняшний день задачи школьной программы по физическому воспитанию школьников имеющие отношение к методическим навыкам решаются не очень эффективно. Так сложилось, что нормативный подход к физическому воспитанию школьников является узкоутилитарным. Признается необходимость улучшения физического образования, но на самом деле в полном объеме это не осуществляется.
Одной из проблем, требующих последовательного решения, является «преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов учебного материала».
Одним из важных моментов физического воспитания вне школы является воспитание в семье по укреплению здоровья ребенка, его интеллектуальному развитию, социальному и психическому воспитанию. Продуктивность такого воспитания в семье зависит в первую очередь от того насколько к этому подготовлены родители. Не все родители физически подготовлены и готовы развивать физическое воспитание у своего ребенка.
Укрепление здоровья младшего школьника – основная проблема на сегодняшний день, которую физическое воспитание должно решать. Как показывает практика такая проблема решается слабо. С возрастом здоровье школьников, которые не поддерживают здоровый образ жизни снижается что в свою очередь отражается на сокращении уровня здорового населения.
Л.И. Лубушева считает, что «на здоровье более полумиллиона учащихся, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и, особенно на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся, с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно-методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной из проблем, требующих решения. Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводится строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших проблем является индивидуализации физического воспитания».
Проблемы, перечисленные выше, а именно их оперативное решение усложняется тем, что на данный момент недостаточно технического, материального обеспечения и кадрового в том числе. Контроль за здоровьем школьников и школьным процессом со стороны врачей минимален. Разработок методических пособий относительно комплекса физического воспитания недостаточно.
С началом учебы в школе у детей меняется жизненный режим. Двигательный аппарат, который еще недостаточно сформирован требует осторожного наращивания физической нагрузки у младших школьников. Развитие физической нагрузки дозировать нужно постепенно. Ограничением являются силовые нагрузки, комплекс упражнений на выносливость и время их проведения.
В младшем школьном возрасте развивается мотивация к занятию физическими упражнениями. В этом возрасте у ребенка воспитывается интерес к широте и количеству физических способностей при изучении комплекса спортивных упражнений, действий их осуществления, техникой их овладения. Физическая подготовка младших школьников способствует формированию и дальнейшему развитию двигательных координаций. Ребенка необходимо направлять на занятия тем видом спорта, который максимально соответствует его возможностям и который ему наиболее интересе.
Способности детей к освоению техники движений «настолько велики, что многие новые двигательные умения приобретаются без специального инструктажа. Исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показали, что они значительно быстрее осваивают основные элементы техники спортивного упражнения, чем подростки и юноши. При этом было установлено, что ритмический и силовой образ движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей мере – путем «осознанного», продуманного освоения деталей техники. Этот феномен, по-видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному упражнению в этом возрастном периоде имеет больший успех, чем разучивание его по элементам. Именно поэтому дети почти самостоятельно, только понаблюдав, «как это делается», могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности».
Тренировочный режим ребенка в младшем школьном возрасте направлен на развитие физической подготовки. При повышении координационных способностей он наиболее похож на особенности физического развития взрослого человека.
В младшем школьном возрасте начиная с 7 лет у детей формируются предпочтения в определенным видам спорта, более развернуто выявляются особенности моторных проявлений. Все это благоприятствует активной и наиболее успешной спортивной ориентации младших школьников.
Эффективность физического развития младших школьников в средней общеобразовательной школе зависит не только от количества учебных часов (уроков физической культуры), но и от методики проведения тренировочного процесса. Практические аспекты тренировок в разных методических пособиях различны, но требования для всех одинаковые. Для составления тренировок необходимо учитывать возраст пол, материальную базу, виды инвентаря и оборудования, а также эмоциональное состояние тренирующихся школьников.