Статья:

Отдельные или проблемы или применения или нового или уголовно-процессуального или законодательства или Республики или Казахстан

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сабанбай Д.Б. Отдельные или проблемы или применения или нового или уголовно-процессуального или законодательства или Республики или Казахстан // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82339 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отдельные или проблемы или применения или нового или уголовно-процессуального или законодательства или Республики или Казахстан

Сабанбай Дәулетгали Берикгалиулы
студент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
Алаева Гульназ Турсуновна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы

 

Новейший или подход или к или сущности или уголовно-процессуального или права или основан или на или понимании или метода или правового или регулирования. или Вместе  с  тем,  проблемы  метода  правового  регулирования  недостаточно разработаны.  В  силу  этого  актуальность  представляет  понятие,  рассматриваемое  во  взаимосвязи  с  юридическим режимом.  Проводимая  в  Республике ил Казахстан  судебно-правовая  реформа  создает  юридические  предпосылки для  экономических  преобразований,  интеграции  государства  в  мировое  сообщество,  обеспечения  надежных гарантий  прав,  свобод  и  законных  интересов  граждан. Принятая  30  августа  1995  года  новая  Конституция  РК определила  президентскую  форму  правления  и  соответствующую  систему  государственного  устройства,  утверждает высшими  ценностями  человека,  его  жизнь,  права  и  свободы  [1,  с.16-17].

На  основании  Концепции  правовой  политики  Республики  Казахстан  (пункт  2.9)  на  период  с  2010  до  2020  года, утвержденной  Указом  Президента  Республики  Казахстан  №  858  от  24  августа  2009  года,  главной  целью  государства является  формирование  уголовно-процессуального  закона,  основанного  на  признании  конституционных  норм  о  правах  и свободах  личности,  учитывая,  что  важнейшим  показателем  развития  государства  является  эффективность  защиты конституционных  прав  и  свобод  граждан,  доступность  и  прозрачность  правосудия.  Поэтому  приоритетом  развития уголовно-процессуального  права  остается  дальнейшая  реализация  основополагающих  принципов  уголовного  процесса, направленных  на  защиту  прав  и  свобод  человека.

При  применении  уголовно  процессуального  принуждения  закон  допускает  в  целях  решения  задач  уголовного судопроизводства  ограничение  в  известных  пределах  конституционных  прав  и  свобод.

Уголовно-процессуальный  кодекс  во  многих  частных  случаях  предусматривает  основания,  условия,  порядок  и пределы  изменения  уголовно  процессуальной  правосубъектности.  Действующим  законом  регламентированы  общие нормы,  препятствующие  произвольным  действиям  со  стороны  органов  предварительного  следствия  и  дознания.

Отдельные  проблемы  применения  нового  УПК  РК

За  истекшие  годы  многое  сделано  в  плане  формирования  в  Казахстане  современной  системы  уголовного  процесса, отвечающей  высоким  международным  стандартам.  В  июле  2014  году  принят  Уголовно-процессуальный  кодекс  Республики Казахстан,  который  вступил  в  действие  с  1  января  2015  г.  Он  существенно  изменил  систему  осуществления  уголовного процесса,  формат  прав  и  законных  интересов  участников  уголовного  процесса,  в  том  числе  прав  потерпевшего, обвиняемого  и  иных  участников  уголовного  процесса  и,  соответственно,  требует  новых  механизмов  обеспечения  защиты их  законных  интересов.

Одним  из  основных  участников  уголовного  процесса  является  потерпевший.  Потерпевшим  в  уголовном  процессе признается  лицо,  в  отношении  которого  есть  основание  полагать,  что  ему  непосредственно  уголовным  правонарушением причинен  моральный,  физический    имущественный  вред.  

Защита  интересов  потерпевшего  зависит  от  возможности  знать  суть  предъявленного  обвинения,  а  также  конкретные результаты  досудебного  расследования  и  судебного  разбирательства.  С  целью  предоставить  потерпевшему  все необходимые  возможности  для  защиты  его  интересов  закон  наделяет  его  правом  знакомиться  с  материалами  уголовного дела.  Это  право  закреплено  в  пунктах  9,  11,13  и  17  ч.  6  ст.  71  УПК  Республики  Казахстан  и  конкретизировано  в статьях  199,  295,  348  и  других  УПК  Республики  Казахстан.

На  стадии  досудебного  расследования  данные  права  реализуются  как  в  ходе  досудебного  расследования,  так  и  после его  завершения.  Органы  уголовного  преследования  обязаны  ознакомить  потерпевшего  с  материалами  уголовного  дела, которые  были  приобщены  к  нему.  

Согласно  п.  9  ч.  6  ст.  71  УПК  Республики  Казахстан,  потерпевший,  участвуя  в  следственном  действии,  имеет  право  на ознакомление  с  его  протоколом.  Общий  порядок  ознакомления  определяется  ч.  6  ст.  199  УПК  Республики  Казахстан. Но, данные права осуществляются только после проведения данного следственного  действия.  Кроме  того,  порядок ознакомления закреплен  в  отдельных  статьях,  регламентирующих  следственные  действия.  Например,  по  окончании допроса  протокол предъявляется  для  прочтения  допрашиваемому  либо  оглашается  по  его  просьбе.  

Гарантией  данного  права  можно  считать  обязанность  должностных  лиц  предъявить  протокол  для  ознакомления  всем участникам  следственного  действия.  В  свою  очередь  потерпевший,  ознакомившись  с  протоколом,  подписывает  его. Подпись  под  протоколом  имеет  значение.  Ее  наличие  свидетельствует,  что  потерпевший  ознакомился  с  протоколом  и согласен  с  его  содержанием.  Если  протокол  имеет  определенные  недостатки  в  форме    содержании,  то  потерпевший может  потребовать  внесения  в  него  изменений,  уточнений    дополнений,  а  в  случае  отказа  следователя  сделать  это, потерпевший  имеет  право  отказаться  от  его  подписания.  При  этом  следователь  указывает  причины  отказа  потерпевшего от  подписания  протокола,  если  потерпевший  на  них  ссылается.  В  уголовном  процессе  ознакомление  потерпевшего  (и иных  участников)  с  протоколами  следственных  действий  непосредственно  после  их  проведения  выступает  не  только гарантией  защиты  его  прав,  но  и  гарантией  достоверности  и  проверяемости  результатов  следственных  действий.

В  тех  случаях,  когда  потерпевший  принимал  участие  в  следственном  действии,  но  в  протоколе  нет  его  подписи, обязательно  устанавливается  причина  ее  отсутствия.  Для  этого  в  судебном  разбирательстве  суд  может  допросить потерпевшего  по  данному  обстоятельству.  Если  подпись  потерпевшего  отсутствует  вследствие  допущенных  органами уголовного  преследования  при  этом  следственном  действии  нарушений  уголовно-процессуального  закона,  то  суд  может принять  решение  о  недопустимости  протокола  этого  следственного  действия  в  качестве  доказательства.  

Кроме  того,  потерпевший  имеет  право  знакомиться  не  только  с  протоколами  следственных  действий,  но  и  с  некоторыми иными  процессуальными  документами  с  начала  досудебного  производства.  В  основании  п.  13  ч.  6  ст.  71  УПК  Республики  Казахстан  потерпевший  имеет  право  получить  копии  постановлений  о  признании  его  потерпевшим    отказе  в  этом,  прекращении  досудебного  расследования  и  др.  

Однако  закон  не  указывает,  в  какой  именно  форме  производится  ознакомление  потерпевшего  и  участников  процесса  о  начале  досудебного  расследования.  

Например,  в  гл.  23  УПК  Республики  Казахстан,  определяющей  порядок  начала  досудебного  расследования,  установлена  обязанность  следователя,  дознавателя    прокурора,  принявшего  решение.  Орган  уголовного  преследования  обязан  принять  и  зарегистрировать  заявление,  сообщение  о  любом  готовящемся,  совершенном  либо  совершаемом  уголовном  правонарушении.  Заявителю  выдается  документ  о  регистрации  принятого  заявления    сообщение  об  уголовном  правонарушении.  После  чего  производятся  неотложные  следственные  действия  и  не  позднее  24  часов  принимаются  решения  о  регистрации  в  Едином  реестре  досудебных  расследований,  но  о  принятии  решения  не  уведомляется  потерпевшему,  так  как  в  уголовном  процессуальном  законодательстве  порядок  ознакомления  не  предусмотрен.  

Согласно  Инструкции  Генерального  Прокурора  Республики  Казахстан  №89  «Об  утверждении  Правил  приема  и  регистрации  заявлений  и  сообщений  об  уголовных  правонарушениях,  а  также  ведения  Единого  реестра  досудебных  расследований»  от  19.09.2014  года,  в  случае  если  зафиксированное  в  Книге  учета  информации  сообщение  об  уголовном  правонарушении  не  подпадает  под  поводом  начала  досудебного  расследования,  о  принятом  решении  автору  обращения  дается  письменный  отчет.

Но  право  потерпевшего  может  быть  реализовано  при  определенном  условии.  Чтобы  ознакомиться  с  этим  решением  органа  уголовного  преследования,  потерпевший  должен  заявить  ходатайство  о  предоставлении  ему  копии  документа.  Кроме  того,  заявитель  и  лицо,  которое  в  дальнейшем  будет  признано  потерпевшим  по  делу,  не  всегда  одно  и  то  же  лицо.  Поэтому  право  потерпевшего  получить  копию  этого  процессуального  документа  можно  реализовать  только  на  основании  п.  13  ч.  6  ст.  71  УПК  РК,  заявив  соответствующее  ходатайство.  Аналогичный  порядок  предусмотрен  для  получения  копий  решений  органов  уголовного  преследования  о  признании  гражданина  потерпевшим,  прерывании  производства  по  уголовному  делу,  прекращении  производства,  а  также  копий  судебных  решений  в  различных  инстанциях.  

В  УПК  Республики  Казахстан  от  13  декабря  1997  года  порядок  ознакомления  права  участникам  уголовного  процесса  предусмотрен  в  соответствующем  порядке.  В  соответствии  со  ст.185  УПК  РК,  после  решения,  принимаемого  в  результате  рассмотрения  заявления    сообщения  о  преступлении,  о  принятом  решении  сообщается  заявителю  и  одновременно  ему  разъясняется  право  на  обжалование  решения.

Поэтому  необходимо  внести  в  уголовный  процессуальный  кодекс  Республики  Казахстан  соответствующие  изменения  и  дополнения.  

Также  потерпевший  имеет  право  знакомиться  со  всеми  материалами  уголовного  дела  по  окончании  досудебного  расследования.  Процессуальная  форма  ознакомления  с  материалами  оконченного  уголовного  дела  предусмотрена  в  ст.  294-297  УПК  Республики  Казахстан.  В  соответствии  с  ч.  1  ст.  294  УПК  РК,  лицо  досудебного  расследования  обязано  уведомить  потерпевшего  об  окончании  досудебного  расследования.  

Однако  данное  право  потерпевшего  в  ходе  окончания  досудебного  производстве  не  в  полном  объеме  обеспечивается.

Одним  из  видов  окончания  досудебного  расследования  является  прекращение  уголовного  дела.  Орган  уголовного преследования, обнаружив обстоятельства,  исключающие  уголовное  преследование,  выносит  на  любой  стадии досудебного производства  постановление  о  прекращении  уголовного  дела  (  ч.6  ст.35  УПК  РК).  В  соответствии  с  ч.2  ст.289  УПК Республики  Казахстан,  при  прекращении  досудебного  расследования,  уголовное  дело  для  утверждения  постановления направляется  прокурору.  Уведомление  заинтересованных  лиц  о  принятом  процессуальном  решении  по  делу  производится после  утверждения  прокурором  постановления  о  прекращении  досудебного  расследования.  О  прекращении  уголовного дела уведомляются потерпевший и ()  его представитель, которые вправе  обжаловать  постановление  прокурору  либо  в суд.  

Но, при этом, в  УПК  Республики  Казахстан  не  установлен  конкретный  срок,  отведенный  для  утверждения  прокурором постановления  о  прекращении  досудебного  расследования.

На  практике  же,  после  принятия  органом  уголовного  преследования  о  прекращении,  прокуратурой  уголовные  дела изучаются  свыше  1-2  месяцев.  Означает  ли  это,  что  заинтересованные  участники  уголовного  процесса  будут  находиться в  неведении  о  фактическом  прекращении  дела  на  протяжении  такого  длительного  времени  и  не  повлечет  ли  это  за собою  нарушение  их  конституционных  прав.  

Поэтому  необходимо  разработать  оптимальные  правовые  механизмы,  предусматривающие  эффективное  применение уголовно-процессуального  законодательства.

 

Список литературы:
1. Концепция  правовой  политики  Республики  Казахстан  (пункт  2.9)  на  период  с  2010  до  2020  года,  утвержденная  Указом  Президента  Республики  Казахстан  №  858  от  24  августа  2009  года.
2. Уголовно-процессуальный  кодекс  Республики  Казахстан
Кодекс  Республики  Казахстан  от  4  июля  2014  года  №  231-V  ЗРК.
3. Инструкции  Генерального  Прокурора  Республики  Казахстан  №89  «Об  утверждении  Правил  приема  и  регистрации  заявлений  и  сообщений  об  уголовных  правонарушениях,  а  также  ведения  Единого  реестра  досудебных  расследований»  от  19.09.2014  года.