Статья:

Проблемы государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и пути их разрешения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гареева Ю.Т. Проблемы государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и пути их разрешения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82568 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и пути их разрешения

Гареева Юлия Тагирзановна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Смоленская Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.

В современной России политиками, научной общественностью, экспертами, органами власти, предпринимателями постоянно обращается внимание на необходимость интенсификации конкурентной политики, поскольку без честной конкурентной борьбы невозможен качественный экономический рост [4, c 26].

Россия в течение многих лет продолжает занимать невысокие места в мировых рейтингах эффективности конкурентной политики. Например, в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (ВЭФ), представленного в докладе «Глобальная конкурентоспособность» в 2019 Россия по рейтингу глобальной конкурентоспособности сохранила свои позиции с предыдущим годом и осталась на 43 месте из 141 государств мира [2].

В нижней половине рейтингов Россия оказалась по таким факторам конкурентоспособности, как "Общественные институты" (74-е место), "Эффективность рынка товаров и услуг" (87-е место), "Развитость финансовой системы" (95-е место) и "Здоровье" (97-е место) [2].

Регулятором монополистической деятельности является государство. Усилия всех стран с рыночной экономикой направлены на борьбу со злоупотреблением лидирующей позицией субъектами, на обеспечение здоровой конкуренции. Такая система мер по защите конкуренции и получила название «антимонопольное регулирование». Основной орган, исполняющий предназначение антимонопольного регулирования в РФ, – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) [1, c 5].

ФАС преследует следующие цели:

- обеспечение благоприятной конкурентной среды в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

- ограничение антиконкурентного вмешательства органов власти на рынок;

- обеспечение высокой эффективности расходов бюджета на государственные и муниципальные заказы;

- осуществление государственной политики по надзору зарубежных вложений в хозяйственные общества, представляющие геополитическую роль в обеспечения безопасности страны [3, c 12].

Многие специалисты считают активность ФАС России двойственной и неоднозначной. Правительство дает сравнительно неплохую оценку деятельности данной службы, однако по сводкам мирового печатного издания “Global Competition Review”, Федеральная антимонопольная служба проявляет чрезмерную активность, осуществляя расследование более чем 3000 случаев злоупотребления доминирующим положением в год. Такая статистика может вызвать недоверие в качестве и эффективности работы службы [5, c 65].

В преследовании наибольших численных параметров может возникнуть пренебрежение комплексным экономическим анализом со стороны службы, по данной причине ведомству необходимо вовлекать в процесс множество факторов, которые воздействуют на меру и интенсивность рынков. Применяемый сегодня ведомством анализ специалисты определяют как фрагментарный, такой подход не позволяет достичь ожидаемых высоких результатов в регулировании.

Непосредственно из первой проблемы вытекает следующая: излишняя укрупненность Федеральной антимонопольной службы. Сегодня ведомство стремится осуществлять антимонопольное регулирование во всех отраслях экономики [1, c 8]. Последствием такого распыления может быть непонимание принципов функционирования как отдельных хозяйствующих субъектов, так и целых отраслей. Такая деятельность приводит к ошибкам, принятию неверных, вредных для экономики, решений и понижению эффективности работы ведомства.

Адекватное решение сложившейся проблемы - в создании системы отраслевых министерств и ведомств. Разукрупнение аппарата ФАС приведет к повышению уровня эффективности реализации антимонопольной политики России во всех отраслях экономики. В перспективе ФАС могла бы стать вышестоящим надзорным органом, координирующим деятельность подобных отраслевых министерств. Схожая практика реализуется в США и других западных странах и могла бы быть полезной в молодой российской системе антимонопольного регулирования.

Еще одним препятствием в достижении эффективного контроля за монополиями является несоответствие законодательства реальной практике антимонопольного регулирования [3, c 17]. Необходимо реформирование существующей законодательной базы с целью её расширения. К примеру, чёткое разграничение дел, к которым могут быть применены санкции уголовного характера, позволит избежать путаницы и устранить существующие противоречия. Следует изучить опыт зарубежных стран по совершенствованию антимонопольного законодательства и провести структурную реформу, которая исключит все неточности и противоречия, существующие сегодня.

Система антимонопольного регулирования в РФ была создана совсем недавно и сегодня только проходит путь становления. Поэтому именно сейчас необходимо придать ей тот вектор развития, который будет способствовать совершенствованию деятельности бизнеса в России, защищать отечественную экономику от негативных последствий высокого уровня монополизации рынка и обеспечивать честную конкуренцию на всех рынках.

 

Список литературы:
1. Магдилов М.М., Мусагаджиева П.А. Проблемы совершенствования антимонопольного законодательства в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки.2018.№3.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-antimonopolnogo-zakonodatelstva-v-sovremennoy-rossii  (дата обращения: 04.12.2020).
2. Россия сохранила 43-е место в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ [Электронный ресурс]  Режим доступа.   URL: https://www.interfax.ru/business/679620 
3. Смагина А.Ю. Развитие системы антимонопольного законодательства в России // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-antimonopolnogo-zakonodatelstva-v-rossii  (дата обращения: 04.12.2020).
4. Смоленская С.В. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности// Роль государственного регулирования: вызовы современной экономики. Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Под ред. О. С. Штурминой. 2017. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32734706 (дата обращения 09.12.2020)
5. Шаповал В. Н. Особенности антимонопольного контроля в российской Федерации // Инновации в науке. 2018. №5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-antimonopolnogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii  (дата обращения: 04.12.2020).