Статья:

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы законодательного регулирования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Соблиров А.П. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы законодательного регулирования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82672 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы законодательного регулирования

Соблиров Азамат Пшибиевич
магистрант, Институт законоведения и управления ВПА, РФ, г. Тула

 

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION

 

Azamat Soblirov

Undergraduate of ANO VO IZU VPA, Russia, Tula

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и развития нормативной основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В соответствии с положениями современной российской правовой системы малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие предусмотренным в законодательстве критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.

Проведенный анализ позволяет констатировать отсутствие на законодательном и доктринальном уровне единого подхода к регулированию деятельности субъектов среднего предпринимательства.

Предметом исследования в настоящей статье является законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

Целью исследования настоящей статьи является комплексное изучение особенностей правового регулирования государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В качестве методов исследования используются общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и  обобщение.

Abstract. The article deals with the problems of formation and development of the regulatory framework of state support for small and medium-sized businesses.

In accordance with the provisions of the modern Russian legal system, a small and medium-sized enterprise is not an independent organizational and legal form of entrepreneurial activity. The subjects of small and medium-sized enterprises (SMEs) include various business entities (individual entrepreneurs, peasant (farmer) farms, consumer cooperatives, commercial organizations) that meet the criteria provided for in the legislation of their classification as small and medium-sized enterprises.

The analysis allows us to state the absence at the legislative and doctrinal level of a unified approach to regulating the activities of medium-sized businesses.

The subject of the study in this article is the legislation of the Russian Federation regulating the activities of small and medium-sized businesses.

The purpose of this article is a comprehensive study of the features of legal regulation of state support for small and medium-sized businesses.

General scientific methods such as analysis, synthesis, induction, deduction, abstraction and generalization are used as research methods.

 

Ключевые слова:  данной малый бизнес, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, нормативное регулирование.

Keywords: small business, small and medium-sized enterprises, state support, regulatory regulation.

 

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Безусловно сфера малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, которая действует в основном на рынках в пределах города или региона и непосредственно связанная с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Такой статус малое предпринимательство приобретает в силу возможности быстро и гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, одновременно снижая возможность резких её колебаний; активно мобилизовать небольшие ресурсы для производства новых видов товаров и услуг. Деятельность малых предприятий способствует расширению объема и структуры внутреннего спроса.

Другая важная особенность малых предприятий связана с решением социальных проблем, являющихся, как правило, спутниками крупных предприятий и монополизированной экономики в фазе её структурной перестройки. Малые предприятия стимулируют деловую активность и обеспечивают занятость населения, осуществляя мобилизацию трудовых ресурсов и расширяя мотивационную матрицу вовлечения различных слоев общества в социально полезную деятельность.

Основной механизм функционирования малых предприятий и их преимущество перед средними и крупными состоит в том, что они способны эффективно «работать» и на местном сырье, местных материалах, местной рабочей силе и внутреннем рынке, используя при этом передовой менеджмент и маркетинг. Через их работу внутренний рынок получает не только насыщение спроса товарами, но и инвестиции.

Можно дать определение малому предпринимательству это предпринимательская деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник. Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, размер активов и объем выручки. Но общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Основными критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием и величина активов.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников в российском законодательстве периодически менялся.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4, ст. 3] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. И средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней.

А также к критериям идентификации субъектов малого предпринимательства относят: размер полученного организацией дохода, который не должен превышать установленный лимит - 60 млн. руб. и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которая должна не превышать 100 млн. руб.[2, п. 2.1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13, пп. 16 п. 3 ст. 346.12]

Законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать критериям, определенным в статье 4 Закона N 209-ФЗ: иметь определенную структуру уставного капитала; не превышать предельного значения средней численности работников; иметь определенные показатели финансовых результатов. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только два критерия.

Первый критерий является основанием обеспечения независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса, в соответствии с его содержанием суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 %, а также суммарная доля участия иностранных юридических лиц, либо принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 49 %.

Последнее ограничение не распространяется на определенные юридические лица, в частности на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, получившие статус участника проекта «Сколково» и учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. №1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Второй критерий определяет количество работников субъекта МСП. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • до 15 человек для микропредприятий.

Третий критерий учитывает размер выручки или балансовую стоимость активов хозяйствующего субъекта. Предельные значения балансовой стоимости активов не установлены, поэтому используются значения выручки, за предшествующий календарный год: микропредприятия – 120 млн. руб.; малые предприятия – 800 млн. руб.; средние предприятия – 2 млрд. руб.

Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП - микропредприятию, малому или среднему предпринимательству. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критериями. Категория субъекта МСП изменяется в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Основываясь на законодательстве, малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой. Это объясняется тем, что основным критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства служит средняя численность работников за отчетный период. Субъектами малого предпринимательства выступают физические и юридические лица. Физические лица могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Организации, которые были отнесены к субъектам малого бизнеса вносятся в так называемый реестр субъектов малого предпринимательства. Которые получают особое право на поддержку, однако не включение субъектов малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными актами.

Данный реестр создается для следующих целей:

  • регистрация обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
  • принятие решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами;
  • хранения и актуализации информации о субъектах реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
  • решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства;
  • проведение выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства;
  • сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции, производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в реестр или для оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале его становления, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.

Важным в современном развитии государственной поддержки МСП отметим принцип рационального пространственного размещения предпринимательских структур на территории российских регионов, способствующих достижению максимизации предпринимательского дохода субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечению самозанятости населения и занятости населения, повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона, стимулированию отечественных товаропроизводителей.

Проведенный анализ показал, что государственная поддержка малых и средних предприятий должна строиться на развитии институтов: гарантийный фонд, государственно-частное и социальное партнерство, центры поддержки малого и среднего предпринимательства - и инструментов: государственные заказы, финансовые схемы государственной поддержки, «налоговые каникулы», гранты, субконтракты, - при этом система устойчивого развития российских регионов, муниципальных образований и территорий опережающего развития включает механизм повышения предпринимательского дохода в рамках привлечения малого и среднего бизнеса к числу участников действующих и образуемых территориально-производственных кластеров, включения для выполнения государственных заданий, участия в концессионных соглашениях и лизинговых схемах при выполнении крупных инвестиционных проектов производственной и инфраструктурной направленности.

Избыточный акцент мер государственной поддержки на «стартующие» МСП часто ведет к тому, что наиболее выгодным для предпринимателей становится не длительное развитие и инвестирование своих предприятий, а «револьверное» открытие, закрытие и вновь открытие малых предприятий. Такие субъекты МСП не утруждают себя серьезными инвестициями, не боятся теневых операций и разного рода проверок, «не лезут» в сколько-нибудь сложное производство, не склонны к установлению долговременных кооперационных связей и пр. [9, с. 53]

Малый и средний бизнес является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики страны, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется в изменяющихся рыночных условиях, способен к быстрым структурным и техническим изменениям, восприимчив к внедрению инноваций.

Правовое обеспечение деятельности субъектов МСП включает Федеральный закон от 24 июля 2007г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. ГК РФ регулирует деятельность индивидуальных предпринимателей, НК РФ устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП. Законодательство регламентирует отдельные аспекты деятельности субъектов МСП посредством различных постановлений Правительства РФ, других законодательных и нормативных актов, в том числе субъектов РФ и нормативных актов органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательная и нормативная база, регулирующая деятельность малых предприятий, в основном сформирована и корректируется в соответствии с меняющимися экономическими условиями.

В целях совершенствования правового регулирования деятельности МСП, на наш взгляд, необходимо:

  • повысить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества не менее чем в два раза; провести инвентаризацию неналоговых платежей c целью исключения избыточной и неэффективной их части для оптимизации налоговой нагрузки на МСП;
  • исключить из перечня оснований для проведения проверок жалобы потребителей с указанием недостоверных личных данных, что приведет к снижению административной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов;
  • ввести ограничения на разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих новые обязанности, запреты и ограничения, без предварительной оценки их эффективности и возможных затрат, что снизит регуляторную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности и повысит качество нормотворчества.

Таким образом, основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды.

Одной из основных проблем развития предпринимательства России на современном этапе является недоступность для них кредитных ресурсов коммерческих банков и лизинговых схем, как правило, по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения по средне- и долгосрочным проектам малого и среднего предпринимательства. Для преодоления подобной проблемы в большинстве стран мира с развитой экономикой созданы с непосредственным участием государства и успешно функционируют различные схемы разделения рисков при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса. Участие государства в разделении рисков наряду с самим заемщиком и кредитующей финансовой организацией осуществляется, как правило, в лице специально созданной организации с доминирующим участием государства.

Отсутствуют логические и прозрачные правила для взаимодействия предпринимателя и государства. Угнетающе действует на развитие малого предпринимательства постоянное реформирование, порой противоречивой системы налогообложения. Необходимы долгосрочная концепция развития малого сектора экономики, глубокий анализ существующих мер по поддержке малого предпринимательства, создание гарантийных фондов в целях поддержки субъектов малого бизнеса, центров финансового лизинга, разработка мер по совершенствованию налогооблагаемой базы.

 

Список литературы:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая. От 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая. От 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2013).
3 Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006 № 19- ФЗ) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 
4 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
5 Белоусова Л. С. и Литвинов А. А. Приоритетные направления и инструментарий региональной политики поддержки бизнеса // Регион: система, экономика, управление2013, № 3(22).
6 Вайпан, В. А.Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства/ В. А. Вайпан// Право и экономика, N12, декабрь 2015г., с.4-19.
7 Головинов О.Н. и Аветисова А.А. Малый бизнес: проблемы и пути их решения // Мир науки и образования 2016, № 1(5).
8 Дзантиева З. А. Система государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России // Современные проблемы науки и образования 2014, № 6.
9 Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. № 6 (7), 2016. 
10 Засько В. Н. и Шакирова Д. Ю. Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство 2015, № 16.
11 Тяглов С. Г. и Колычева Ж. Я. Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики. М.: Изд-во ЗАО «Издательское предприятие «Вузовская книга». 2011