Статья:

Судебная система современной России: проблемы и пути решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Яблокова О.С. Судебная система современной России: проблемы и пути решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82820 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Судебная система современной России: проблемы и пути решения

Яблокова Ольга Сергеевна
студент, Донской государственный технический университет РФ, г. Ростов-на-Дону
Затона Роман Евгеньевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Донской государственный технический университет РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE JUDICIAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

 

Olga Yablokova

Student Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Roman Zatona

Academic Supervisor, Candidate of legal sciences, Assistant Professor, Don State Technical university, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Статья посвящена развитию судебной системы Российской Федерации на современном этапе,  а так же наиболее актуальным проблемам и существующим способам решения проблем в обеспечении открытости, доступности и прозрачности современного российского правосудия.

Abstract. The article is devoted to the development of the judicial system of the Russian Federation at the present stage, as well as to the most pressing problems and existing methods of solving problems in ensuring openness, accessibility and transparency of modern Russian justice.

 

Ключевые слова: судебная система, правосудие, судебная власть, проблемы, перспективы развития.

Keywords: judicial system, justice, judicial power, problems, development prospects.

 

Прежде чем приступить к рассуждению, стоит обратиться к понятию «судебная власть». Судебная власть – это правовой инструмент государственной власти, который является результатом развития общественных ценностей. В лице судьи видят правосудие, которое не подкупно и не имеет предвзятого мнения.

Законодательство постоянно претерпевает дополнение или уточнение каких-либо законов в связи с изменяющимися условиями общественной жизни, так как технологический процесс не стоит на месте. Именно поэтому Россия стоит на пути усовершенствования и преобразования правовой системы.

Обратимся к Конституции [1] - основному закону Российской Федерации, имеющему высшую юридическую силу и провозглашающему народ источником власти.

Согласно статьям первой и второй Конституции Российской Федерации наше государство является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является важнейшей обязанностью данного государства.

Государство обязано защищать права и свободы граждан.

Каждому гражданину предоставлено право защищать свои права и свободы способами,  не запрещенными законом. (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Судебная система как механизм защиты государства очень важна в любом правовом государстве. Выступая в качестве общественного арбитра, одновременно он защищает все сферы деятельности государства, регулируемые законом.

Судебная система гарантирует незыблемость основ конституционного строя, верховенство закона, единство экономического пространства, неприкосновенность прав собственности граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Построение демократии в России и построение гражданского общества, способствующего наиболее эффективному обеспечению прав человека и гражданских свобод, является одной из основных целей, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Основываясь на этом, можно утверждать, что основными задачами судебной реформы является расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судебного процесса, обеспечение беспрепятственного доступа к правосудию любых категорий граждан, усовершенствование норм российского права в соответствии с современными общепризнанными стандартами.

На совремнном этапе судебная система функционирует в условиях социально-экономических преобразований и реформ в государстве, что ставит новые задачи для законодателя и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень работы.

Это требует серьезной государственной поддержки и программного-ориентированного подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях улучшения работы судов.

В настоящее время в Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2014–2020 годы», которая предусматривает ряд изменений.

По предварительным данным, которые я изучила, в рамках федеральной программы «Развитие судебной системы России на 2014-2020 годы», была реализована система мероприятий для обеспечения открытости и прозрачности правосудия, создания условий для его осуществления , а также повышения эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечения доступности правосудия и повышения уровня исполнения судебных решений.

В целях предотвращения коррупции в органах судебной власти и установления обязанности предоставлять информацию об имуществе, принадлежащем на праве собственности и обязательствах имущественного характера судьям и кандидатам в судьи, внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [2].

Принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [3], который установил основы предоставления гражданам доступа к информации о деятельности судов.

Данный закон обеспечивает расширение гласности судебной деятельности, информационную доступность судебных актов, а также определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации.

Были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации с целью ускорения судопроизводства, сведения к минимуму потерь финансовых ресурсов  суда и сторон по делу, а также предупреждения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний, и подачи в связи с этим жалоб. Согласно этим изменениям суды обязаны осуществлять аудиозаписи судебного заседания.

Для снижения нагрузки на судей и повышения качества осуществления правоприменительной практики был принят Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [4].

В соответствии с этим законом, внедряются современные информационные технологии в судебную деятельность.

Это является одним из основных направлений в повышении качества и эффективности работы судебных аппаратов, а также улучшении условий  доступа к судебной информации.

В связи с этим были созданы специальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данные сайты имеют все федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и  Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Все вышесказанное способствует повышению открытости и гласности правосудия, что вызывает большее доверие к судебному аппарату нашей страны.

В системе арбитражных судов внедрена система автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале «Банк решений арбитражных судов».

Все решения Конституционного Суда России, начиная со дня его основания, переведены в цифровой формат и доступны на официальном сайте Конституционного Суда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На данном этапе развития судебной власти стоит обратить внимание и на то, что законодатель должен систематизировать законы нашей страны, а также убрать из законодательства дублирующие нормы, которые  либо устарели, либо не актуальны. Это также поможет восполнить пробелы в правовой сфере законодательства.

Несмотря на все преобразования в судебной системе Российской Федерации, все же существует ряд проблем, связанных с качеством и сроками судебного разбирательства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебных органов.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшего реформирования судебной системы.

Основными направлениями реформирования судебной системы Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях в настоящее время являются:

- максимизация открытости и доступности правосудия;

-создание и реализация элементов и условий, необходимых для отправления правосудия;

-формирование условий для реализации независимой судебной власти;

-комплексная модернизация судебно-экспертной деятельности.

Направления развития системы представляют собой сложный комплекс мероприятий, реализация которых определяется последовательным выполнением таких этапов, как:

-комплексная информатизация всех элементов судебной системы, что предполагает использование современных информационных технологий;

-развитие материально-технической составляющей судебной системы: строительство, реконструкция зданий и сооружений, установка технических средств и систем безопасности в зданиях судов.

-расширение и развитие материально-технической базы лабораторий судебной экспертизы за счет приобритения современных приборов;

- создание и внедрение интегрированной автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов;

- формирование электронного архива в целях перехода к обязательному оформлению документов в электронном виде.

Следует отметить, что модернизация и совершенствование судебной системы это не только методологический и информационный прогресс, но и расширение материально-технической базы, необходимость которой не вызывает сомнений.

В целом, нынешнее состояние судебной системы Российской Федерации требует качественного и постепенного реформирования эволюционного характера.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс», 2020.
2. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс» , 2020.
3. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017 №423-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс», 2020.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. от 26.07.2019 № 197-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс», 2020.