Статья:

Регулирование естественной монополии в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Леонтьева Н.В. Регулирование естественной монополии в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82863 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Регулирование естественной монополии в Российской Федерации

Леонтьева Наталья Вячеславовна
студент, Ульяновский государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Смоленская Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ульяновский государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск

 

Развитие экономической конкуренции является всепроникающей и фундаментальной частью трансформации Российской Федерации за последние два десятилетия. Сегодня роль конкуренции признается во всем спектре государственной политики, от борьбы с коррупцией до государственных закупок, и конкурентные механизмы необходимы для закупок, для предоставления прав пользования важными природными ресурсами и для продажи или использования большинства форм государственной собственности.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) имеет хорошие позиции в правительстве. Он находится в непосредственном подчинении главы правительства и имеет собственное финансирование и штат сотрудников. Она играет центральную роль в реагировании правительства на различные экономические проблемы. ФАС обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства, а также законов о госзакупках, рекламе, торговле (например, на оптовых продовольственных рынках) и др. [1, с. 247]

Регулирование и реформа естественных монополий

Деятельность естественных монополий регулируется законами О конкуренции и естественных монополиях, а также отраслевыми законами. Федеральный закон "О естественных монополиях" узко определяет их, а прямое правовое регулирование узко и ориентировано почти исключительно на тарифы. Закон о конкуренции применяется в каждом конкретном случае к другим видам деятельности естественных монополий, и некоторые положения применяются конкретно к естественным монополиям. Структура секторов естественных монополий подверглась различным реформам с разделением собственности в электроэнергетике и других отраслях, как правило, разделяются на вертикально связанные акционерные общества.[2, с. 41]

Антимонопольное законодательство в целом дало неудовлетворительные результаты. Это вытекает из невозможности установить общеприменимые пределы и требования к поведению естественных монополий за пределами тарифных ставок, а также из  ограниченного сдерживающего эффекта низких санкций, имевшихся до поправок 2009 года. Кроме того, некоторые структурные изменения затруднили достижение эффективных результатов: приватизация без учета унаследованных инфраструктура породила “малые " естественные монополии, которые контролируют доступ других сторон к основным услугам, например, промышленный завод, контролирующий объекты электроснабжения, которые также обслуживают другие промышленные предприятия в поместье, а практика заключения контрактов, связанная в первую очередь с коммунальными услугами, умножила число фирм, являющихся монопольными поставщиками. В соответствии с правительственными указами изменится структура и регулирование энергетического и коммуникационного секторов.[3, с. 17]

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года имеет последствия для конкуренции и регулирования в нефтяном, газовом, угольном, электроэнергетическом и тепловом секторах. Эта стратегия заменяет собой стратегию на период до 2020 года. В Стратегии 2030 года отмечается, что, несмотря на ее высокий приоритет в предыдущей стратегии, цель создания высококонкурентных энергетических рынков с принципами справедливой торговли не была достигнута. Была налажена биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, реструктурирована электроэнергетика, реструктурирована и либерализована угольная промышленность.

Документ 2030 года также указывает на сохраняющиеся региональные и технологические монополии,недобросовестную конкуренцию, несопоставимые внутренние цены на энергоносители и недостаточно прозрачный доступ к энергетической инфраструктуре.

Стратегия-2030 предусматривает, в частности, усиление контроля за концентрацией на энергетических рынках, совершенствование регулирования естественных монополий в энергетическом секторе, налаживание биржевой торговли всеми видами топливно -энергетических ресурсов, расширение доступа к энергетической инфраструктуре (магистральные трубопроводы, электро-и тепловые сети), установление эффективного и стабильного ценообразования.  система на энергетических рынках. Последнее должно быть достигнуто за счет более широкого использования энергетических деривативов и долгосрочных контрактов на энергоснабжение. Регулирование розничных цен на энергоносители (газ, тепло, электроэнергию и нефтепродукты) направлено на обеспечение надежного и доступного энергоснабжения населения. Демонополизация газового рынка является стратегической целью наряду с созданием конкурентной среды и недискриминационного доступа к инфраструктуре газовой отрасли.[4, с.46]

 

Список литературы:
1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и ан-тимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011. - 450 с.
2. Гаврилов А.Л. Проблемы реформирования естественных монополий // Фундаментальные исследования. - 2012. - №4 
3. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. - СПбУЭФ. - 2015. - № 4. 
4. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и кон-троля // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №6.