Регулирование естественной монополии в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Регулирование естественной монополии в Российской Федерации
Развитие экономической конкуренции является всепроникающей и фундаментальной частью трансформации Российской Федерации за последние два десятилетия. Сегодня роль конкуренции признается во всем спектре государственной политики, от борьбы с коррупцией до государственных закупок, и конкурентные механизмы необходимы для закупок, для предоставления прав пользования важными природными ресурсами и для продажи или использования большинства форм государственной собственности.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) имеет хорошие позиции в правительстве. Он находится в непосредственном подчинении главы правительства и имеет собственное финансирование и штат сотрудников. Она играет центральную роль в реагировании правительства на различные экономические проблемы. ФАС обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства, а также законов о госзакупках, рекламе, торговле (например, на оптовых продовольственных рынках) и др. [1, с. 247]
Регулирование и реформа естественных монополий
Деятельность естественных монополий регулируется законами О конкуренции и естественных монополиях, а также отраслевыми законами. Федеральный закон "О естественных монополиях" узко определяет их, а прямое правовое регулирование узко и ориентировано почти исключительно на тарифы. Закон о конкуренции применяется в каждом конкретном случае к другим видам деятельности естественных монополий, и некоторые положения применяются конкретно к естественным монополиям. Структура секторов естественных монополий подверглась различным реформам с разделением собственности в электроэнергетике и других отраслях, как правило, разделяются на вертикально связанные акционерные общества.[2, с. 41]
Антимонопольное законодательство в целом дало неудовлетворительные результаты. Это вытекает из невозможности установить общеприменимые пределы и требования к поведению естественных монополий за пределами тарифных ставок, а также из ограниченного сдерживающего эффекта низких санкций, имевшихся до поправок 2009 года. Кроме того, некоторые структурные изменения затруднили достижение эффективных результатов: приватизация без учета унаследованных инфраструктура породила “малые " естественные монополии, которые контролируют доступ других сторон к основным услугам, например, промышленный завод, контролирующий объекты электроснабжения, которые также обслуживают другие промышленные предприятия в поместье, а практика заключения контрактов, связанная в первую очередь с коммунальными услугами, умножила число фирм, являющихся монопольными поставщиками. В соответствии с правительственными указами изменится структура и регулирование энергетического и коммуникационного секторов.[3, с. 17]
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года имеет последствия для конкуренции и регулирования в нефтяном, газовом, угольном, электроэнергетическом и тепловом секторах. Эта стратегия заменяет собой стратегию на период до 2020 года. В Стратегии 2030 года отмечается, что, несмотря на ее высокий приоритет в предыдущей стратегии, цель создания высококонкурентных энергетических рынков с принципами справедливой торговли не была достигнута. Была налажена биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, реструктурирована электроэнергетика, реструктурирована и либерализована угольная промышленность.
Документ 2030 года также указывает на сохраняющиеся региональные и технологические монополии,недобросовестную конкуренцию, несопоставимые внутренние цены на энергоносители и недостаточно прозрачный доступ к энергетической инфраструктуре.
Стратегия-2030 предусматривает, в частности, усиление контроля за концентрацией на энергетических рынках, совершенствование регулирования естественных монополий в энергетическом секторе, налаживание биржевой торговли всеми видами топливно -энергетических ресурсов, расширение доступа к энергетической инфраструктуре (магистральные трубопроводы, электро-и тепловые сети), установление эффективного и стабильного ценообразования. система на энергетических рынках. Последнее должно быть достигнуто за счет более широкого использования энергетических деривативов и долгосрочных контрактов на энергоснабжение. Регулирование розничных цен на энергоносители (газ, тепло, электроэнергию и нефтепродукты) направлено на обеспечение надежного и доступного энергоснабжения населения. Демонополизация газового рынка является стратегической целью наряду с созданием конкурентной среды и недискриминационного доступа к инфраструктуре газовой отрасли.[4, с.46]