Статья:

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(262)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Михоношина Е.В. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 39(262). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/262/132642 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Михоношина Екатерина Витальевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Тихоокеанский Государственный Университет, РФ, г. Хабаровск
Музыченко Павел Борисович
научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Тихоокеанский Государственный Университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. В статье анализируется процесс назначения и выплаты пособия по безработице в России с учетом различных сценариев и правовых аспектов. Он охватывает широкий спектр тем, включая условия получения пособия, расчеты, сроки выплат, исключения, а также детали процедур регистрации и перерегистрации. В статье подчеркивается важность соблюдения правил и процедур для граждан, претендующих на пособие, и выделяет различные случаи, в которых выплата может быть приостановлена или сокращена.  

 

Ключевые слова: занятость, пособие по безработице, назначение пособия, безработный.

 

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основные положения и гарантии, направленные на обеспечение права граждан на труд наряду с другими социальными и правовыми гарантиями. Этот основополагающий закон подчеркивает первостепенную роль государства в обеспечении неотъемлемого права на труд [1].

Последние изменения, внесенные в данный Закон, усилили его соответствие Конституции РФ, в частности, статье 37. Первоначально Закон ограничивал право на труд лицами, проживающими на территории страны не менее шести месяцев, за некоторыми исключениями, такими как ветераны военной службы, беженцы и вынужденные переселенцы. Однако это противоречило конституционному утверждению о том, что право на защиту от безработицы не зависит от срока проживания. Таким образом, в Законе однозначно закреплено конституционное положение о том, что все граждане, независимо от срока проживания, имеют право на труд и защиту от безработицы [3].

Последние изменения, внесенные в Закон о занятости населения, в частности, в статью 23, раздел 3, расширили круг лиц, имеющих право на эти права. В соответствии с этой статьей права на трудоустройство теперь имеют инвалиды, выпускники учреждений начального профессионального образования, а также лица, не имеющие опыта работы. Кроме того, в целях повышения адаптивности и устойчивости рабочей силы сокращен срок обращения за профессиональным обучением. Вместо прежних двенадцати месяцев, в течение которых выплачивалось пособие по безработице в течение восемнадцати месяцев, теперь человек может пройти обучение всего через шесть месяцев. Обучение, отражающее современные требования рынка, может осуществляться в различных учебных заведениях и завершаться выдачей сертифицированного документа, подтверждающего характер и продолжительность обучения.

Важным элементом закона является предоставление пособия по безработице. Эти пособия служат двум целям: облегчению временного финансового бремени, ищущего работу и разумному использованию государственных ресурсов для смягчения безработицы. В связи с изменением экономической динамики возникает необходимость пересмотреть порядок расходования государственных средств, предназначенных для защиты от безработицы. Необходима более тонкая и дифференцированная методология определения размера и условий выплаты пособий по безработице.

Для лиц, признанных безработными, размер выплат должен либо равняться минимальной заработной плате за соответствующий период, либо определяться в процентах от последней начисленной заработной платы. Определение права на получение пособия и его конкретного размера, как это предусмотрено статьей 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", вступает в силу со дня принятия решения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены специальные меры для компенсации работникам, деятельность которых осуществляется в условиях экстремального климата Крайнего Севера (на основании п. 4 ст. 10 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1) [1]. Данный закон предусматривает обязательное включение районного коэффициента при расчете среднего заработка. Кроме того,

Более того, статья 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает меры социальной поддержки для жителей данных территорий в виде повышения пособия по безработице. Во втором абзаце пункта 2 упомянутой статьи закреплено право на увеличение минимальной величины пособия по безработице соразмерно районному коэффициенту для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, а также в местностях, которым приравниваются указанные районы и где действуют аналогичные повышающие коэффициенты к оплате труда [4].

Причины, которые будут основанием для прекращения получения пособий:

  • уход из жизни получателя пособия,
  • трудоустройство,
  • начисление пенсии по возрасту и выслуге лет,
  • лишение свободы в связи с нарушением законодательства [2].

Для безработных в связи с увольнением по любому основанию пособие рассчитывается как доля трехмесячного среднего заработка, предшествующего безработице, при условии, что в течение года, предшествующего безработице, человек был занят не менее двадцати шести полных календарных недель. В соответствии со статьей 33 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяетcя условия начисления пособия по безработице, базируя расчет на размере среднемесячной заработной платы за последний период трудовой деятельности. Нормы предусматривают начисление:

  • в первый квартал периода безработицы - 75% от среднего заработка;
  • во второй квартал - 60% от упомянутого заработка.

Период выплат пособия устанавливается на срок до полугода.

Для лиц предпенсионного возраста, соответствующего нормам, действовавшим до 2020 года, законодательство предусматривает более продолжительный период получения пособий:

  • в первые три месяца - 75%;
  • следующие четыре месяца - 60%;
  • последующий период - 45%.

Для данной категории граждан максимальный срок выплат может составлять от 12 до 24 месяцев, что зависит от даты прекращения трудовой деятельности и наличия трудового стажа.

Вместе с тем, существуют лимиты на минимальный и максимальный размеры пособия:

  • минимум составляет 1500 рублей в месяц;
  • максимум в первые три месяца и для лиц предпенсионного возраста - 12792 рубля;
  • для остальных лиц в последующий трехмесячный период - 5000 рублей.

Пособие в минимальном размере и на срок до трех месяцев предоставляется лицам, которые:

  • впервые вступают на путь поиска работы;
  • не имеют возможности подтвердить размер среднего заработка на последнем месте работы;
  • имеют трудовой стаж менее 26 недель в предшествующие 12 месяцев;
  • не работали в течение указанного времени перед призывом на военную службу;
  • обладают перерывом в занятости более одного календарного года;
  • были уволены по причинам, связанным с нарушением трудовой дисциплины;
  • прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  • были отстранены от обучения по направлению центра занятости за дисциплинарные проступки.

Что касается военнослужащих, уволенных в связи с реорганизацией организации, то в 1998 году в статью 33 Закона о занятости населения были внесены изменения, учитывающие их особый статус. Аналогичным образом, лица, уволенные из органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, после признания их безработными имеют право на немедленное получение пособия. Кроме того, срок выплаты пособия может быть увеличен для лиц, чей общий трудовой стаж соответствует государственному пенсионному обеспечению. Такие лица могут претендовать на пенсию по старости, которая назначается лицам, не достигшим установленного пенсионного возраста. В таких случаях выплата пособий осуществляется в соответствии с установленным сроком.

Таким образом, пособие по безработице начисляется, как правило, ежемесячно с момента признания гражданина безработным, при соблюдении гражданином процедуры перерегистрации в установленные сроки. Решение о признании безработным как правило принимается в течение 11 дней с момента предъявления необходимых документов в органы службы занятости населения.

По общему правилу пособие по безработице начисляется в зависимости от среднемесячного заработка:

- в первые три месяца - в размере 75%;

- в следующие три месяца - в размере 60%.

Анализируя представленную информацию о пособиях по безработице в России, можно сделать вывод о том, что эта система является важной составляющей социальной поддержки граждан в периоды безработицы. Она учитывает различные сценарии, включая длительность и причины безработицы, и предоставляет финансовую поддержку в соответствии с уровнем заработка и другими факторами. Однако важно отметить, что получение пособия по безработице связано с определенными обязательствами и сроками, которые должны соблюдаться гражданами. Несоблюдение правил и процедур может привести к снижению выплат или их приостановке. Таким образом, граждане должны быть внимательными к деталям и своевременно соблюдать требования, чтобы максимально воспользоваться этой формой социальной поддержки.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.01.2023) "О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета. - № 84. - 1996.
2. Морев, В. С. Пособие по безработице как вид социальной поддержки безработных / В. С. Морев // Экономическая безопасность и права человека в контексте гражданского и арбитражного судопроизводства : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 27 ноября 2021 года. – Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. – С. 385-389.
3. Окутина, А. Правовое регулирование и перспективы пособий по безработице / А. Окутина, П. Пашкова // Использование ИКТ в обучении, в период пандемии COVID-19 : Сборник статей по материалам круглого стола, Москва, 10 декабря 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Мир науки", 2022. – С. 76-81
4. Шишова, И. В. К вопросу о правовом регулировании выплаты пособия по безработице / И. В. Шишова // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 февраля 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 133-135.