Статья:

Условия формирования педагогической цели в образовательном процессе СПО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Нижник Т.В. Условия формирования педагогической цели в образовательном процессе СПО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83101 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия формирования педагогической цели в образовательном процессе СПО

Нижник Татьяна Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск
Старцева Маргарита Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск

 

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования педагогической цели в образовательном процессе СПО. В качестве концептуальной основы реализации данного процесса авторами рассмотрен нормативный подход.

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of forming the goal of training in secondary vocational education. As a conceptual basis for the implementation of this process, the author considers the regulatory approach.

 

Ключевые слова: цель, цель в образовании, педагогическая цель, иерархия целей в среднем профессиональном образовании.

Keywords: goal, goal in education, pedagogical goal, hierarchy of goals in secondary vocational education, components of the integral pedagogical process of goal formation.

 

Введение.

Процесс постановки цели является одним из затруднительных моментов у преподавателей при проектировании занятий. Образовательная цель выполняет функцию основного звена, от которого зависят многие элементы системной организации учебной деятельности.

Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса в сфере СПО предъявляет новые требования к постановке цели обучения, что является предпосылкой ее исследования.

На первом этапе рассмотрим разнообразные подходы к определению понятия «цель»  (таблица 1) [3].

 Таблица 1.

Определение понятия «цель»

Краткое содержание понятия

Источник или автор

Идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности  и путей его достижения с помощью определенных средств.

Философский словарь

Идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта.

Конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

«Доведение возможности до её полного завершения». Осознанный образ предвосхищаемого результата.

Википедия

Конечное желанье, намеренье, чего кто силится достигнуть.

В. И. Даль

Опережающее отражение события в сознании человека.

Н.Ф. Талызина

То, к чему стремятся, что намечено достигнуть.

Д. Н. Ушаков

Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

С. И. Ожегов

 

Основная часть авторов сходятся во мнении, что цель – это предполагаемый результат, то, что нужно достичь и осуществить в результате специально организованной деятельности.

Исходя из цели образования,  преподаватель формирует педагогическую цель, которая является предвидением результата взаимодействия его и обучающихся в системе обучения.

На сегодняшний день одним из важных условий постановки педагогической цели в процессе профессионального образования становится необходимость учета компетентностного подхода. Цель данного вида образования рассматривается как планируемый результат, который задается через набор общих и профессиональных компетенций. Поэтому целеполагание можно охарактеризовать как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся выраженное в конкретных компетенциях.

Традиционная триединая цель с учетом всестороннего развития личности, охватывающая взаимосвязанные процессы обучения, развития и воспитания должна сочетаться с планируемыми результатами образовательных и профессиональных стандартов. При постановке целей и задач учебной деятельности необходимо оценивать возможность формирования и развития, указанных во ФГОСах компетенций. Как правило, образовательные задачи, имеют тесную связь с профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, а воспитательные и развивающие – с общекультурными компетенциями.

С позиции компетентностного подхода определение целей занятия предшествует отбору его содержания, а в качестве самой цели выступают компетенции, на формирование которых и направлено занятие.  На основе цели и задач осуществляется подбор содержания учебного материала, дидактических методов, средств и форм.

Следующее условие формирования педагогических целей должно учитывать личностно-ориентированный подход в образовании. Для реализации субъект-субъектных, партнерских отношений между педагогом и обучающимся в формулировке целей (задач) рекомендуется использовать выражения:

- создавать условия для формирования (развития, воспитания и т.п.)…..;

- содействовать формированию (развитию, воспитанию)…..;

- сопутствовать формированию (развитию, воспитанию)…..;

- способствовать формированию (развитию, воспитанию и т.п.)…..;

В ходе организации учебной деятельности «цель» является «закреплением» намерения, которое транслируется преподавателем, в связи, с чем очень важно, чтобы формулировка цели была максимально корректна, понятна, и соответствовала личным мотивам обучающихся. Только при условии, если цели студентов и преподавателя совпадают, процесс обучения может быть эффективный, успешный, результативный.

Выдвигаемые педагогические цели должны быть конкретными, реальными и диагностируемыми. Данное условие позволяет количественно и качественно оценивать полученный результат и констатировать его соответствие заявленным в целях ориентирам.

Большое значение в процессе целеобразования имеет понимание иерархии целей, так как она обеспечивает формирование профессиональных специалистов, сочетающих свои личные интересы с ценностями государства и общества.  В системе среднего профессионального образования существует иерархия целей, представленная на рисунке 1[4]. 

 

Рисунок 1. Иерархия целей в образовании СПО

 

Высшая ступень целей образования – государственные цели, обусловленные социально-экономическим состоянием общества. Данные цели принимаются на уровне правительства, фиксируются в Федеральных законах, и направлены  на  жизнеобеспечение общества.

Профессиональная  целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью применения их на практике для реализации целей государства.

Через  постановку педагогических целей педагог должен  реализовывать цели образования в обществе, цели профессионального образования.

Компоненты целостного педагогического процесса формирования цели представлены на рисунке 2 [2].

 

Рисунок 2. Компоненты целостного педагогического процесса формирования цели

 

Педагогическая цель предполагает формирование у обучающихся системы научных знаний, умений, навыков, определяемых планируемыми нормативными документами результатами.

Выводы.

Для достижения максимального качества образования необходимо учитывать целый ряд условий формирования педагогической цели, которая должна быть понятна и совпадать с целью обучения студентов. Педагогическая цель учебного процесса не должна противоречить общим государственным целям в образовании, целям конкретной образовательной организации. Цель реализуется выбором форм, средств, приемов обучения и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, перечень которых закреплен на уровне нормативных документов.

 

Список литературы: 
1. Галагузова,  М. А., Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях / М.А. Галагузова. – Текст : электронный //  Известия ВГПУ. - 2016. – № 4 – С. 108-111 –  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-i-normativnye-ponyatiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 11.11.2020). – Режим доступа : свободный.
2. Воробьева, Т.П. Дополнительное образование Курганской области: вчера, сегодня, завтра Современное дополнительное образование: новое время - новые подходы / Т.П. Воробьева. – Текст : непосредственный // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Курган, 22 ноября 2018 г. – С. 14-20. 
3. Зеленина, Н.В. Значение этапа целеполагания в педагогическом процессе / Н.В. Зеленина. – Текст : электронный // Всероссийский журнал «Педагогический опыт» 2020. URL:  https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/511 (дата обращения: 11.11.2020). – Режим доступа : свободный.
4. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии : учебное пособие / О.И. Мезенцева,  Е.В. Кузнецова. – Новосибирск : ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с. : ил. – Текст : непосредственный..