ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE IMPORTANCE OF USING THE PROJECT METHOD IN SHAPING THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Ekaterina Fedorova
Student, M. K. Ammosov, Russia, Yakutsk
Ekaterina Pavlova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, North Eastern Federal M. K. Ammosov University, Russian, Yakutsk
Аннотация. В статье рассматривается значение метода проектов как эффективного средства формирования экологической культуры у младших школьников. Представлен анализ теоретических аспектов экологического образования, определены преимущества использования метода проектов в формировании экологического сознания, ответственности и активной жизненной позиции учащихся. Описаны примеры успешной реализации проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников.
Abstract. The article examines the importance of the project method as an effective means of forming an ecological culture among younger schoolchildren. The analysis of the theoretical aspects of environmental education is presented, the advantages of using the project method in the formation of environmental awareness, responsibility and an active life position of students are identified. Examples of successful implementation of project activities in environmental education of primary school students are described.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, метод проектов, младшие школьники, внеурочная деятельность, экологическое сознание, экологическая ответственность.
Keywords: environmental culture, environmental education, project-based learning, elementary school students, extracurricular activities, ecological awareness, environmental responsibility.
Введение
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения обусловлена глобальными экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Осознание необходимости бережного отношения к природе и ответственного использования природных ресурсов является важной задачей системы образования. Экологическое образование, направленное на формирование экологической культуры, должно начинаться с младшего школьного возраста, когда закладываются основы ценностных ориентаций и формируется мировоззрение личности. Различные методы и технологии экологического образования активно разрабатываются и внедряются в современной педагогике. Метод проектов выступает одним из наиболее эффективных подходов, позволяя учащимся активно участвовать в процессе познания, приобретать практические навыки и развивать экологическое сознание.
Теоретические основы формирования экологической культуры.
Понятие "экологическая культура" охватывает систему знаний, ценностей, норм и правил поведения, направленных на гармоничное взаимодействие человека и природы. Формирование экологической культуры предполагает развитие экологического сознания, чувства ответственности за состояние окружающей среды и готовности к активным действиям по ее охране. Экологическое образование в начальной школе стремится к формированию элементарных знаний о природе и ее взаимосвязях, развитию познавательного интереса к ее изучению, воспитанию бережного отношения к окружающей среде и формированию навыков экологически грамотного поведения в быту и на природе[1].
Преимущества проектного метода в экологическом образовании.
Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, итогом которой является создание конкретного продукта, обладающего практической значимостью. Использование метода проектов в экологическом образовании позволяет активно вовлекать учащихся в процесс познания, развивать критическое мышление и навыки решения проблем, формировать экологическое сознание и ответственность, развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, приобретать практические навыки. Ученики не просто усваивают информацию, а самостоятельно ищут, анализируют и систематизируют ее, учатся определять проблемы, формулировать гипотезы, разрабатывать планы действий и оценивать результаты. В процессе работы над проектом учащиеся осознают взаимосвязь человека и природы, последствия негативного воздействия на окружающую среду и необходимость бережного отношения к природным ресурсам, учатся работать в команде, обмениваться информацией, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы, а также приобретают навыки проведения исследований, сбора и анализа данных, создания презентаций и других видов творческой деятельности[2].
Примеры проектной деятельности в начальной школе.
В качестве примеров успешной реализации проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников можно привести следующие проекты. Проект "Чистый двор – здоровая планета" направлен на благоустройство территории школы и прилегающей местности. Учащиеся проводят уборку мусора, высаживают деревья и цветы, организуют конкурсы и акции, направленные на повышение экологической культуры среди населения. Проект "Вторая жизнь отходов" посвящен проблеме переработки отходов. Учащиеся изучают способы переработки различных видов отходов, изготавливают поделки из вторсырья, организуют выставки и мастер-классы. Проект "Исследователи воды" направлен на изучение качества воды в местных водоемах. Учащиеся проводят отбор проб воды, проводят анализ ее физико-химических свойств, изучают видовой состав водных организмов и делают выводы о степени загрязнения водоемов. В рамках проекта "Экологический календарь" учащиеся изучают экологические даты и события, создают календарь с информацией о них, проводят мероприятия, посвященные этим датам.
Заключение.
Метод проектов является эффективным инструментом формирования экологической культуры у младших школьников. Он способствует активному вовлечению учащихся в познавательный процесс, развитию критического мышления и навыков решения проблем, формированию экологического сознания и ответственности, а также развитию коммуникативных и практических навыков. Внедрение метода проектов в экологическое образование младших школьников способствует воспитанию экологически грамотного и ответственного поколения, способного решать сложные экологические проблемы и гармонично взаимодействовать с природой.
