Статья:

К вопросу контроля успеваемости студентов как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Насекина Н.Н. К вопросу контроля успеваемости студентов как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 15(66). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/67/50697 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу контроля успеваемости студентов как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО

Насекина Надежда Николаевна
магистрант Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

В результате модернизации российского образования, затронувшего все сферы образовательной системы от дошкольного до среднего профессионального образования (СПО), особая роль отводится контролю качества образования, созданию системы оценки знаний, получаемых студентами в профессиональных заведениях. Уровень профессионализма выпускника играет важную роль в принципе в логике необходимости получения профессионального образования, и в целом в уровне развития общества, экономики, политики и т.д. Такая преувеличенная роль контроля образованности студентов связана с тем, что от качества подготовки профессиональных кадров напрямую зависит уровень профессионализма при выполнении социального заказа на предоставление обществу кадров для выполнения различных профессиональных функций.

Контроль как управленческая функция в сфере образования представлен процессом выявления соответствия уровня освоения знаний учащихся [4]. В этом случае основными задачами контроля являются оценка качества результатов образования и сравнение реального уровня образования с требуемым.

Если обратиться к степени разработанности нашей проблемы, то стоит отметить в современной науке разработана недостаточно, т.к. существует небольшое количество эмпирических исследований. Данную проблему рассматривали с педагогических позиций М.И. Ерецкий, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и другие исследователи. В качестве показателя эффективности учебно-воспитательного процесса студентов авторы выделяют контроль успеваемости. Особая роль в определении основных критериев контроля качества профессионального обучения принадлежит исследованиям В.П. Тимофеева [4].

Вследствие вышеизложенного изучение контроля успеваемости студентов, как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в системе СПО в настоящее время остается актуальным.

Контроль в контексте объекта исследования рассматривается нами, как управленческая функция и, одновременно, как средство эффективности учебно-воспитательного процесса.

Целью нашего исследования является изучение контроля успеваемости студентов, как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования. 

Учебно-воспитательный процесс - это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности студента, реализации его индивидуальности. Для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса необходим контроль, как способ организации обратной связи. По мнению П.И. Пидкасистого, «контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету» [3, с. 104].

Контроль представляет собой управленческую деятельность. В образовательных организациях данный процесс, включает в себя систему проверок, которые направлены на установление того, на сколько образовательный процесс и процесс воспитания соответствует целям и задачам, заявленных в образовательных программах учреждения и Уставе образовательного учреждения. Основными задачами контроля являются оценка качества результатов образования и сравнение реального уровня образования с требуемым.

Если обратить внимание на процесс контроля в организациях СПО, то можно отметить, что контроль представлен сложной системой действий, в которую входят элементы установления стандарта; установления критериев, по которым возможно судить о достижении стандартов; сбора данных и оценки, принятия управленческих решений, оценивания результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

В качестве критериев педагогического контроля выступают: критериально-ориентиро­ванный, позволяющий оценить достижение требуемого уровня качества образования, определяемого образовательным стандартом; нормативно-ориентированный подход, базирующийся на статистической норме, определяемой для некоторых совокупностей объектов контроля [1].

Выделяют различные виды и типы педагогического контроля, его организационные формы и варианты построения:

  • по направленности - внешний и внутренний контроль;
  • по целям контроля и характере использования полученной данной информации - диагностирующий и функциональный виды;
  • по периодичности проведения - входной, текущий, промежуточный, итоговый;
  • по видам контроля - тематический, фронтальный;
  • по способам организации - персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, обзорный и т.п.;
  • по содержанию - текущий, промежуточный, итоговый;
  • по форме - многоцелевой, многосторонний, многоступенчатый [2].

Не смотря на многообразие видов и типов контроля в меняющихся реалиях современной общественной жизни прежние методы и формы оказываются не всегда действенными, а порой они становятся и контрпродуктивными. Это может быть связано с теоретической и практической оснащенностью образовательной организации, которая не всегда соответствует современным стандартам. Кроме того, можно отметить недостаточную разработанность научной и прикладной базы, отсутствие разработки средств повышения эффективности образовательного процесса в рамках современного развития общества.

Однако, исходя из позиции, что основная цель организации образовательного процесса в СПО – получение профессиональных знаний, умений и навыков, можно констатировать, что важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является академическая успеваемость.

Академическая успеваемость определяется как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными, и является одним из факторов академической успешности студента и показатель эффективности учебно-воспитательного процесса.

Многочисленные исследования показывают, что для эффективности организации процесса контроля в образовательной организации необходимо придерживаться принципов единой методологической основы, приоритетности педагогических целей, комплексности, своевременности, гибкости, простоты, доступности. А для построения системы контроля студентов необходимо четко понимать и знать критерии эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО.

Для выделения критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в организациях СПО требуется наличие четко разработанной системы контроля успеваемости студентов.

 

Список литературы:
1. Горшунов, А.П. Организация системы контроля качества образования при реализации ФГОС в учреждении среднего профессионального образования [Текст] / А.П. Горшунов // Научные исследования в образовании. -  2011. - № 
2. Паклина, А.В. Контроль в системе профессионального образования: сущность, задачи, требования [Текст]: учебное пособие / А.В. Паклина. - М.: Новая школа, 2013.-347с.
3. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования /  П. И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2014. - 624 с.
4. Скаткин, М.Н.Совершенствование процесса обучения [Текст]: проблемы и суждения / М.Н. Скаткин. - Москва : Педагогика, 2001.-254с.