К вопросу контроля успеваемости студентов как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)
К вопросу контроля успеваемости студентов как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО
В результате модернизации российского образования, затронувшего все сферы образовательной системы от дошкольного до среднего профессионального образования (СПО), особая роль отводится контролю качества образования, созданию системы оценки знаний, получаемых студентами в профессиональных заведениях. Уровень профессионализма выпускника играет важную роль в принципе в логике необходимости получения профессионального образования, и в целом в уровне развития общества, экономики, политики и т.д. Такая преувеличенная роль контроля образованности студентов связана с тем, что от качества подготовки профессиональных кадров напрямую зависит уровень профессионализма при выполнении социального заказа на предоставление обществу кадров для выполнения различных профессиональных функций.
Контроль как управленческая функция в сфере образования представлен процессом выявления соответствия уровня освоения знаний учащихся [4]. В этом случае основными задачами контроля являются оценка качества результатов образования и сравнение реального уровня образования с требуемым.
Если обратиться к степени разработанности нашей проблемы, то стоит отметить в современной науке разработана недостаточно, т.к. существует небольшое количество эмпирических исследований. Данную проблему рассматривали с педагогических позиций М.И. Ерецкий, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и другие исследователи. В качестве показателя эффективности учебно-воспитательного процесса студентов авторы выделяют контроль успеваемости. Особая роль в определении основных критериев контроля качества профессионального обучения принадлежит исследованиям В.П. Тимофеева [4].
Вследствие вышеизложенного изучение контроля успеваемости студентов, как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в системе СПО в настоящее время остается актуальным.
Контроль в контексте объекта исследования рассматривается нами, как управленческая функция и, одновременно, как средство эффективности учебно-воспитательного процесса.
Целью нашего исследования является изучение контроля успеваемости студентов, как средства эффективности учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования.
Учебно-воспитательный процесс - это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности студента, реализации его индивидуальности. Для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса необходим контроль, как способ организации обратной связи. По мнению П.И. Пидкасистого, «контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету» [3, с. 104].
Контроль представляет собой управленческую деятельность. В образовательных организациях данный процесс, включает в себя систему проверок, которые направлены на установление того, на сколько образовательный процесс и процесс воспитания соответствует целям и задачам, заявленных в образовательных программах учреждения и Уставе образовательного учреждения. Основными задачами контроля являются оценка качества результатов образования и сравнение реального уровня образования с требуемым.
Если обратить внимание на процесс контроля в организациях СПО, то можно отметить, что контроль представлен сложной системой действий, в которую входят элементы установления стандарта; установления критериев, по которым возможно судить о достижении стандартов; сбора данных и оценки, принятия управленческих решений, оценивания результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
В качестве критериев педагогического контроля выступают: критериально-ориентированный, позволяющий оценить достижение требуемого уровня качества образования, определяемого образовательным стандартом; нормативно-ориентированный подход, базирующийся на статистической норме, определяемой для некоторых совокупностей объектов контроля [1].
Выделяют различные виды и типы педагогического контроля, его организационные формы и варианты построения:
- по направленности - внешний и внутренний контроль;
- по целям контроля и характере использования полученной данной информации - диагностирующий и функциональный виды;
- по периодичности проведения - входной, текущий, промежуточный, итоговый;
- по видам контроля - тематический, фронтальный;
- по способам организации - персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, обзорный и т.п.;
- по содержанию - текущий, промежуточный, итоговый;
- по форме - многоцелевой, многосторонний, многоступенчатый [2].
Не смотря на многообразие видов и типов контроля в меняющихся реалиях современной общественной жизни прежние методы и формы оказываются не всегда действенными, а порой они становятся и контрпродуктивными. Это может быть связано с теоретической и практической оснащенностью образовательной организации, которая не всегда соответствует современным стандартам. Кроме того, можно отметить недостаточную разработанность научной и прикладной базы, отсутствие разработки средств повышения эффективности образовательного процесса в рамках современного развития общества.
Однако, исходя из позиции, что основная цель организации образовательного процесса в СПО – получение профессиональных знаний, умений и навыков, можно констатировать, что важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является академическая успеваемость.
Академическая успеваемость определяется как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными, и является одним из факторов академической успешности студента и показатель эффективности учебно-воспитательного процесса.
Многочисленные исследования показывают, что для эффективности организации процесса контроля в образовательной организации необходимо придерживаться принципов единой методологической основы, приоритетности педагогических целей, комплексности, своевременности, гибкости, простоты, доступности. А для построения системы контроля студентов необходимо четко понимать и знать критерии эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО.
Для выделения критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в организациях СПО требуется наличие четко разработанной системы контроля успеваемости студентов.