Статья:

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ПОЛОСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА КИШЕЧНИКЕ В АМБУЛАТОРНЫЙ ПЕРИОД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Перминова О.С. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ПОЛОСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА КИШЕЧНИКЕ В АМБУЛАТОРНЫЙ ПЕРИОД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119567 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ПОЛОСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА КИШЕЧНИКЕ В АМБУЛАТОРНЫЙ ПЕРИОД

Перминова Ольга Сергеевна
студент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Ковязина Галина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Актуальность:

Многие исследователи утверждают, что функциональный статус больного после операции состоит из его состояния до оперативного вмешательства, проведенной предоперационной подготовки, вида и качества проведенной операции, соответствующей реакции организма на операционную травму и наркоз. Довольно часто возникают послеоперационные осложнения, которые впоследствии становятся причиной длительной потери трудоспособности.

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что после полостных операций на кишечнике у 20-55% прооперированных через определенный период времени возникают такие осложнения как воспаление легких, тромбофлебит глубоких вен голени, тромбоэмболия легочной артерии, спаечный процесс в брюшной полости, нарушения перистальтики кишечника.

Адаптивная физическая реабилитация после операции снижает уровень осложнений. Послеоперационная реабилитация начинается на следующий день после проведения хирургического вмешательства. Таким образом, человек быстрее восстановится и вернется к полноценной жизни.

Адаптивная физическая реабилитация в амбулаторный период после полостной операции на кишечнике рекомендована всем пациентам, ее вид и продолжительность зависит от общего состояния больного и наличия у него сопутствующих осложнений.

Цель:

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка комплексной методики адаптивной физической реабилитации пациентов после полостных операций на кишечнике в амбулаторный период.

Задачи:

  1. Выявить причины возникновения необходимости проведения реабилитации после полостных операций на кишечнике;
  2. Определить эффективные средства и методы физической реабилитации в амбулаторный период восстановления пациентов после операции на кишечнике;
  3. Разработать и апробировать комплексную методику адаптивной физической реабилитации пациентов после полостных операций на кишечнике в амбулаторный период.

Материалы и методы:

Исследование проводилось на базе База практики: ООО «Вятский центр кинезитерапии», г. Киров. Для проведения эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Контрольную группу составляли трое больных, перенесших операцию на органы брюшной полости, в частности грыжесечение, аппендэктомия и операция по резекции участка толстой кишки с онкопатологией. В экспериментальную группу вошли три послеоперационных больных с диагнозами острый калькулезный холецистит, осложненный перитонитом, колоректальный рак без метастазирования, острый осложненный полипоз сигмовидной кишки. В курс реабилитации, назначенный экспериментальной группе, входили занятия ЛФК, дыхательной гимнастикой, массаж и обучение самомассажу.

Участники экспериментально группы занимались по специально разработанной методике, направленной на восстановление физиологического функционирования групп мышц, ослабленных после оперативного вмешательства.

Участники контрольной группы занимались по общей оздоровительной программе без системного комплексного подхода на различные функциональные системы организма, суть которой заключалась в ненормированном произвольном воздействии на опорно-двигательный аппарат, мышечную систему и дыхательную систему.

Для решения задачи педагогического тестирования использовали шкалу Лекена для оценки динамики активности в повседневной жизни. На основе суммы баллов по шкале проводили оценку степени ограничения жизнедеятельности. Тестирование проводилось до начала педагогического эксперимента и после его проведения для наблюдения за динамикой.

Для осуществления педагогического эксперимента были выбраны тестирование «Встань и иди, методика Т.Д. Демиденко для оценки навыков восстановления самообслуживания и дыхательные пробы Генча и для оценки состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом. Оценка функциональной способности организма согласно выбранным методикам проводилась до начала педагогического эксперимента и после его завершения.

Для определения статистической достоверности сходства и различия между исследуемыми признаками и вариантами показателей, использовали следующие расчеты: подсчет среднего арифметического значения (m) и t-критерия Стьюдента.

Для расчета достоверности различия между контрольной и экспериментальной группой, применили таблицу показателей Р с учетом распределения t, где t- категория Стьюдента. Достоверными различия считали тогда, когда р≤0,05

Результаты и обсуждение:

Всего в эксперименте принимали участие 6 человек. Из них 3 входили в контрольную группу и 3 в экспериментальную. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование, показывающее исходный уровень динамики активности в повседневной жизни.

Определение проводилось при помощи шкалы Лекена, на основании которой мы смоделировали опрос.  Оценивая полученные данные по шкале Лекена, делаем вывод, что в послеоперационном периоде средний показатель каждой группы соответствует чрезвычайно тяжелой степени тяжести. Исходный уровень динамики и активности в повседневной жизни в амбулаторный постоперационный период практически равны. Исходя из расчета t-критерия Стьюдента пришли к выводу, что различия между группами статистически не значимы (p>0,05). По уровню исходного состояния группы однородны по своему составу.

Исследование функционального состояния организма в амбулаторный послеоперационный период до начала работы по программе реабилитации проводили по тесту «Встань и иди», при помощи методики Т.Д. Демиденко, состояние дыхательной системы оценивали про помощь проб Генча и Штанге.

Исходя из расчета t-критерия Стьюдента пришли к выводу, что различия между группами статистически не значимы (p>0,05). По уровню исходного состояния функциональных систем организма, группы однородны по своему составу.

По окончании проведения экспериментальной программы реабилитации, провели повторное тестирование, показывающее итоговый уровень динамики активности в повседневной жизни. Определение проводилось при помощи шкалы Лекена, на основании которой был смоделирован опрос.

Из данных, полученных по результатам опроса, делаем заключение, что уровень динамики и активности в повседневной жизни в амбулаторный постоперационный период практически различны. Исходя из расчета t-критерия Стьюдента пришли к выводу, что различия между группами статистически значимы (p <0,05).

Исследование функционального состояния организма в амбулаторный послеоперационный период после проведения педагогического эксперимента проводили по тесту «Встань и иди», методики Т.Д. Демиденко и функциональных проб Генча и Штанге.

Исходя из расчета t-критерия Стьюдента пришли к выводу, что различия между группами статистически значимы (p <0,05) в измерении амплитуды движений, тонуса мышц, силы мышц, а также при оценке мобильности и баланса во время ходьбы тестом «Встань и иди оценке дыхательных проб Генча и Штанге. Согласно расчетам, t-критерий Стьюдента >0,05 только при оценке состояния функций организма, что можно объяснить непродолжительным проведением экспериментальной программы. Однако, значительная разница между показателями контрольной и экспериментальной группы говорит об эффективности данной методики реабилитации у амбулаторных больных, перенесших полостную абдоминальную операцию.

Подводя итог, результаты от начала к концу педагогического эксперимента у экспериментальной группы имеют положительную динамику:

1. Показатели пробы Штанге увеличились на 17,3%;

2. Показатели пробы Генча увеличились на 28,1%;

3. Оценка мышечной силы выросла на 72%;

4. Амплитуда движений улучшилась на 53,5%;

5. Тонус мышц вырос на 36,3%.

 

Список литературы:
1. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии : учебное пособие / В. В. Александров, С. А. Демьяненко, В. И. Мизин. - 2-е изд. , доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 208 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").
2. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии: учеб. пособие / A. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
3. Мельник, Н.Ф. Ранняя реабилитация больных после перенесенной холецистэктомии на этапе санаторно-курортного лечения / Мельник Н.Ф., Серук А.А., Бодрон Л.И., Зуза В.В. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 1993. – № 1. – С.55.
4. Пономаренко, Г. Н. Общая физиотерапия : учебник / Пономаренко Г. Н. - 5-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 368 с.
5. Техника и методики физиотерапевтических процедур: справочник / под ред. В. М. Боголюбова. - 5-е изд., перераб. - М. : ТОТ, 2011. - 405 с.