ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
THE RELATIONSHIP BETWEEN GENERAL AND SPECIAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN FOR SCHOOL
Alexandra Fedorova
Student of Armavir State Pedagogical University,
Teacher, Municipal Autonomous Preschool Educational Institution No. 42, Russia, Armavir
Аннотация. Статья рассматривает переход детей из дошкольного образовательного учреждения в школу как новый этап в их развитии. Основной акцент делается на главной задаче дошкольных учреждений - подготовке детей к школьному образованию. В статье рассматриваются два вида подготовки - специальная (связанная с освоением знаний из основных предметов) и общая (включающая психологическую, нравственно-волевую и физическую подготовку).
Автор статьи отмечает, что процесс подготовки к школе должен быть системным и комплексным, учитывая возрастные особенности и темпы развития каждого ребенка. Он также подчеркивает важность сотрудничества между педагогами дошкольных учреждений и педагогами первого класса для успешной адаптации и перехода детей в школу.
Abstract. The article considers the transition of children from preschool to school as a new stage in their development. The main focus is on the main task of preschool institutions - preparing children for school education. The article discusses two types of training - special (related to the acquisition of knowledge from basic subjects) and general (including psychological, moral, volitional and physical training).
The author of the article notes that the process of preparing for school should be systematic and comprehensive, taking into account the age characteristics and the pace of development of each child. He also emphasizes the importance of cooperation between preschool teachers and first grade teachers for the successful adaptation and transition of children to school.
Ключевые слова: общая подготовка, специальная подготовка, подготовка к школе, дошкольный возраст, школа, дошкольное образовательное учреждение.
Keywords: general training, special training, preparation for school, preschool age, school, preschool educational institution.
Переход дошкольника в школу – новый этап в развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к данному этапу, то есть к школе.
Если в детском саду у детей основной вид деятельности – игра, то в школе – получение знаний. В школе к ребенку предъявляются совсем иные требования, с которыми справиться порой тяжело без специальной подготовки.
Обычно, подготовка к школе начинается в старших группах. Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей седьмого года жизни. В этом возрасте дети активно развивают моторику, координацию движений и физическую выносливость. Важным аспектом является активное развитие речи у детей. В условиях детского сада дети имеют возможность общаться со сверстниками и педагогами, расширять словарные запасы и улучшать артикуляцию. Дети подготовительной группы активно осваивают знания о предметном мире, развивают интерес к чтению, письму и математике. Важно разрабатывать их мышление, воображение и наблюдательность. У детей подготовительной группы развивается эмоциональная саморегуляция, эмпатия и понимание чувств других людей. Детское общение и деятельность в подготовительной группе способствуют формированию позитивных эмоций.
Ребенок, который посещал детский сад и прошел предшкольную подготовку, уже имеет определенный опыт общения в коллективе и соблюдения правил, что поможет ему легче привыкнуть к школьной среде. Подготовка к школе в детском саду дает ребенку возможность развить навыки общения с другими детьми и взрослыми, учиться слушать и высказывать свое мнение, решать проблемы в группе. Именно в детском саду ребенок получает навыки письма, чтения, основ математики, логического мышления и наблюдательности, которые помогут ему проще адаптироваться к школьной учебной программе.
Задачи и содержание подготовки детей к школьному обучению определяют два ее основных направления: общая и специальная подготовка (С.А. Козлова, Т.А.Куликова).
Под специальной подготовкой следует понимать освоение навыков и знаний, которые гарантируют успех в основных предметах (математика, чтение, письмо, окружающий мир) на первом классе школы. Особое внимание следует обращать на осознание этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, а также способность ребенка сосредотачиваться на учебных задачах. Кроме того, необходимо развивать у ребенка любопытство, интересы в познании и умение осознанно воспринимать новое.
В понятие общей подготовки (и готовности) входят психологическая, нравственно-волевая и физическая подготовка.
Недооценка значимости общей подготовки к школе может привести к нарушению формирования личности ребенка.
Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок физически был готов к изменению образа жизни и получению знаний. Слабое здоровье детей негативно скажется на качестве обучения и их здоровье. Поэтому уже с самого раннего детства воспитатели и родители должны заботиться о здоровье ребенка и развивать его выносливость.
К составляющим социально-психологической и нравственно-волевой готовности к школе можно отнести следующие компоненты: готовность к учению и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению предполагает определенный уровень самостоятельности и ответственности, умение завершать начатое дело, преодолевать трудности. Также важно быть дисциплинированным и усидчивым, проявлять интерес к получению знаний и умение общаться со сверстниками.
Психологическая готовность к школе включает в себя формирование мотивации к учению. Интерес к школе может проявляться уже на предшкольном этапе. Помимо готовности к обучению, старших дошкольников необходимо подготовить к новому образу жизни, то есть к умению устанавливать позитивные отношения со сверстниками и ознакомить их с нормами взаимодействия. Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность и умение приспосабливаться.
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы и создаются условия для практики морального поведения.
Общая и специальная подготовка взаимосвязаны и вместе обеспечивают готовность ребенка к школе. Специальная подготовка даёт необходимые знания и навыки для академического успеха, а общая подготовка развивает личностные качества и способности, необходимые для адаптации к новому образу жизни в школе.
В детских садах практикуется в основном специальная подготовка к школе. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования [2] целями дополнительных программ становятся формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов, развитие интереса к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственным и временным ориентировками. И как правило, образовательными задачами становятся: формирование у детей умений звукобуквенного анализа (т.е. учить делить слова на слоги), различать звуки, определять ударный слог, составлять предложения и двух-пяти слов. При этом у детей также формируют выразительность речи, вырабатывают дикцию, готовят руку к письму, формируются умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Важно понимать, что подготовка к школе - это не только запоминание фактов и освоение конкретных учебных материалов, но и развитие навыков мышления, саморегуляции, коммуникации, социализации и других ключевых компетенций.
Процесс подготовки к школе должен быть системным и комплексным, включать разнообразные упражнения и игры, а также осознанную работу с ребенком, привлекая его интересы и мотивацию. Необходимо разбивать обучение на небольшие блоки, учитывать возрастные особенности и темпы развития каждого ребенка.
Работа по подготовке к школе должна вестись не только в детском саду или семье, но и включать в себя сотрудничество с педагогами первого класса. Важно создать партнерские отношения между педагогами, родителями и детьми, чтобы обеспечить успешную адаптацию и переход малышей в школьную среду.
Следует отметить, что подготовка к школе - это долгосрочный процесс, который начинается задолго до поступления в первый класс. Поэтому необходимо не только заботиться о физическом здоровье ребенка, но и о его эмоциональном, социальном и интеллектуальном развитии.
Таким образом, специальная и общая подготовка к школе взаимосвязаны и важны для полноценного старта ребенка в образовательном процессе. Подготовка должна быть индивидуальной, включать разнообразные деятельности и создавать позитивное отношение к обучению.