Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Погосян Э.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123249 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Погосян Эмма Арамовна
студент, кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Фрикке Янина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Филиал СГПИ в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

THE USE OF ELEMENTS OF THE PROJECT METHODOLOGY IN THE LESSONS OF LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Emma Poghosyan

Student, Department of Theory and Methods of Teaching Philological Disciplines, SSPI branch in Yessentuki, Russia, Yessentuki

Yanina Fricke

Scientific supervisor: Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, SSPI branch in Yessentuki, Russia, Yessentuki

 

Аннотация. Исследование посвящено проблеме использования проектных методов  при обучении детей в начальной школе. Перечислены основные проекты, используемые на уроках литературного чтения. Рассмотрены упражнения, носящие игровой характер, превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. 

Abstract. The research is devoted to the problem of using project methods in teaching children in primary school. The main projects used in literary reading lessons are listed. The exercises, which are of a playful nature, turn the reading process into an unusual, fun, interesting activity, thanks to which the child develops a positive emotional attitude towards him.

 

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. [4]

В связи с этим, в начальной школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами. Начальное образование имеет огромные ресурсы для решения поставленной задачи, одним из которых, несомненно, является метод проектов. [5] В современной школе метод проектов достаточно широко используется педагогами, позволяя решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.

Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

- повышением требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора;

- принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.[2]

Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить наиболее эффективные элементы проектной методики, применимые на уроках литературного чтения в начальной школе, которые мы использовали в процессе обучения младших школьников:

1. Проект «Я - автор» (Использование творческих заданий).

2. Проект «Поиграем?» (Создание игровых ситуаций).

3.  Проект «Я читаю» (Технология продуктивного чтения).

4. Проект «Диалог с автором».

5. Самостоятельная работа над проектом.

Творческие задания помогают ученикам раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности.[1] Устная речь обучающихся становится более яркой, образной, интересной. Соответственно, в дальнейшем и письменные творческие работы учащихся становятся яркими и живыми.

Выполнение творческих заданий на уроках литературного чтения развивает способность увидеть окружающий мир с разных сторон, увидеть все его многообразие. Задания такого характера дарят учащимся способность вообразить себя автором, героем, поставить себя на место другого. Творческие задания помогают переносить содержание на себя, а это развивает общечеловеческие качества.

Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер.[4] Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения.

Упражнения, носящие игровой характер, превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.  Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.

Мы использовали элементы проектной методики, работая с текстами художественных произведений.[3] На таких уроках мы применяли технологию чтения текста, включающую три последовательных этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.

- Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- Беседа по содержанию текста.

- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

- Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Ещё один из проектов, способствующий формированию мотивации к чтению –  это «Диалог с автором».

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1) эмоциональное вслушивание;

2) вычитывание;

3) выразительное чтение;

4) сочинения, рисование, инсценировки.

Результатом организации чтения как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владение детьми способами понимания художественного произведения.

2. Умения выразительно читать.

3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4. Расширение читательского кругозора.

5. Развитие «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование личностных компетенций и коммуникативных способностей.

На уроках литературного чтения детьми мы выполняли следующие проекты:

«Игра в редактора»

«Составляем азбуку загадок»

«Наш класс – дружная семья»

«Золотая осень»

«Книга здорового питания»

«Моё лето»

«Книга памяти»

В проектах были представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Проект «Игра в редактора»

Детям предлагается дополнить отрывок текста глаголами (прилагательными). Перечитать отредактированный текст и сравнить с авторским вариантом. Получилось хуже или лучше? Делается вывод, что не всегда текст поддается редактированию. Например, прилагательные придают тексту лиричность, а глаголы – динамику, действие, скорость.[1]

На уроках литературного чтения включались классические музыкальные произведения (симфоническую музыку П.И.Чайковского, инструментальную музыку Ф.Гойи, скрипичные концерты А.Вивальди и т.д.). Главное – гармонично соединить музыку и литературу, чтобы музыкальное сопровождение помогло младшим школьникам проникнуться идеей и настроением авторов, вызвать эмоциональный накал. Это необходимо при организации детского литературного творчества. Поток чувств окрыляет младших школьников, возникает творческий порыв, и могут родиться стихи, сказки, миниатюры. [3]

Очень любят дети младшего школьного возраста театрализацию фрагментов литературных произведений. Этот вид проектов способствует развитию творческого воображения, речи, памяти. Здесь важно обязательно организовать этап рефлексии.[2] Например, в виде выступления театральных критиков, которые выбираются заранее, или в виде интервью у зрителей. Это один из приемов работы,  при котором учащиеся не просто наблюдают, но и анализируют выступление актеров: как поработали над образом, как передали характер героев, выразительна ли была речь и т.п.

Основной целью является достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»), то есть продуктивное чтение. Целесообразно проводить линии между прочитанными произведениями.

Существует множество вариантов домашнего задания с использованием проектной методики на уроках литературного чтения:

  1. нарисовать иллюстрацию;
  2. подобрать пословицы к тексту, эпизоду, к герою рассказа;
  3. прочитать другой рассказ (стихотворение) этого писателя (поэта), провести аналогию;
  4. сочинить сказку по принципу цепочки
  5. написать мини – сочинение на тему, над которой заставило задуматься произведение. Например, «Что такое духовная пища?», «Какая бывает любовь», «Красота мимолетна» и т.д.
  6. составить перечень советов (пожеланий) главному герою;
  7. подготовить вопросы для литературной викторины по прочитанным произведениям (прием незаметного втягивания детей в чтение).

Здесь важно подходить дифференцированно, учитывая индивидуальные способности младших школьников, а также давать возможность выбора домашнего задания по желанию.

 

Список литературы:
1. Алексеевская, А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников/А.Т. Алексеевская. – М.: АСТ, 2012. – С. 18-26.
2. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика»/М.П. Воюшина [и др.]/Под ред. М.П. Воюшиной – М.: Академия, 2010. – 283 с.
3. Ева Райхерт-Гаршхаммер Проектная методика для педагогов. Профессиональные стандарты и практические советы/Ева Райхерт-Гаршхаммер; [пер. с нем. С.А. Жезлова]. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2015. – 128 с. 
4. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4056-4060. [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2014/55076.htm  (Дата обращения: 20.08.2022).
5. Леунова, Е.А. Проектная деятельность как способ формирования читательского интереса/Е.А. Леунова//Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. – №1. – С. 237-243.