Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мухамеджанова П.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 39(175). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/175/100840 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мухамеджанова Полина Андреевна
студент Институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Юревич Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей самооценки старших дошкольников. В ней рассмотрены классификации самооценки личности по различным параметрам; основы формирования самооценки ребёнка; пути решения проблем с оцениванием собственного поведения и поступков.

Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-esteem of older preschoolers. It examines the classifications of self-esteem of a person according to various parameters; the basics of the formation of a child's self-esteem; ways to solve problems with assessing their own behavior and actions.

 

Ключевые слова: самооценка, личность, родители, социальные ценности, мотивы, старший дошкольный возраст, индивид, психология.

Keywords: self-esteem, personality, parents, social values, motives, senior preschool age, individual, psychology.

 

Одной из самых актуальных и распространённых проблем в дошкольной психологии является развитие самооценки ребёнка. Самооценка детей дошкольного возраста начинает формироваться в период, когда у ребёнка складывается мнение о самом себе. Самооценка является одним из существенных условий, с помощью которого индивид становится личностью. Для дошкольника имеет значение то, что думают о нем сверстники, как оценивают его поступки взрослые. Соответственно, дети либо начинают подчиняться стереотипам, либо вырабатывают свои собственные нормы поведения. Поэтому на этом этапе взросления важно подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он адекватно оценивал самого себя и не стремился за мнением окружающих людей, а также в полной мере мог контролировать своё собственное поведение.

В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться важные психологические механизмы деятельности и поведения, а также закладываются основы будущей личности: появляется устойчивая структура мотивов; формируются социальные потребности, такие как, потребность в уважении и признании взрослых, в признании сверстников; проявляется интерес к коллективным занятиям; ребенок усваивает систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Формирование образа собственного «Я» происходит, благодаря связям между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которой он овладевает в процессе общения с другими людьми. Налаживая контакты со сверстниками и взрослыми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка должна быть у ребенка дошкольного возраста, не получится. Формирование оценки себя ребёнком состоит из множества составляющих. Важно, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои достижения или неудачи. Не все могут правильно оценивать своё поведение, поэтому здесь нужно найти определённый подход к ребёнку, вместе проанализировать действия или конкретную проблему, а также при необходимости оказать ему помощь.

Первооткрывателем в области изучения самооценки считается У. Джемс, американский философ и психолог, который проявил интерес к этому понятию «самооценка» еще в 1892 году в рамках исследования самосознания. Ведь самооценка человека определяет требования к себе, формирует отношение к успехам и неудачам, а также может являться регулятором эмоциональных состояний.

Одну из классификаций видов самооценки выявила А.В. Захарова. По временному критерию она выделила прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку. Прогностическая самооценка представляет собой оценку человеком своих возможностей, а также своё отношение к ним. Актуальная самооценка является текущей, она закрепляет эмоциональные состояния человека, изменение его ожиданий в конкретный момент времени. Ретроспективной самооценкой является оценка субъектом своих достижений, итогов деятельности и поступков [6, c. 29]. В психологии принято рассматривать множество видов самооценки, но наиболее распространены классификации по таким критериям: высота, устойчивость, адекватность и широта охвата. Высота самооценки определяется тремя уровнями: высоким (завышенным), средним (адекватным) и низким. Под завышенной самооценкой обычно понимается высокая оценка человеком своих личных качеств и возможностей. Человек, который высоко себя оценивает, полон уверенности в себе и в своих силах, он считает падения и неудачи случайными, но в своём успехе он уверен всегда и полагает, что так и должно быть, и случайного в своих достижениях ничего нет. Завышенная самооценка довольно часто проявляется у детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрастном периоде у них случается кризис. Обычно завышенная самооценка дошкольника при анализе своих поступков и поведения не несёт в себе отрицательных моментов: ребенок старается быть успешным, стремится к исполнению своих желаний, а также развивает в себе качества лидера.

Средней самооценке или по-другому адекватной дал определение А.А. Реан: «Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [3, с. 21]. Именно адекватная самооценка, а также умение принимать падения и неудачи и правильно оценивать свои поступки являются основой формирования самооценки. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности в целом, усвоения норм поведения в обществе, а также приравниванию самого себя к положительным образцам.

Самооценка может быть также заниженной (ниже реальных возможностей человека). Человек, который обладает низкой самооценкой, сознательно винит себя во всех неудачах и падениях, даже если он не является их причиной. Такая личность проявляет высокую самокритику и чувствует себя дискомфортно в обществе, где «все хорошие, а он плохой». Такая заниженная самооценка обычно приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности [2, с. 32]. Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается довольно редко, она основывается не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих возможностях. Родители таких детей обычно категоричны: они предъявляют к детям завышенные требования, практически не используют положительных оценок и в целом не учитывают их индивидуальных особенностей.

Необходимо с раннего возраста корректировать самооценку у ребёнка. Родители и педагоги не должны пренебрегать возможностями и способностями детей, а наоборот обращать внимание на что-то, что у ребёнка получается лучше, правильно реагировать, если у ребёнка что-то не получается и дать понять, что «взлёты и падения» - это нормальное течение жизни. Взрослые должны быть включены в процесс познания ребёнком себя, ведь именно родитель или педагог в случае отклонения поведения ребёнка сможет помочь ему преодолеть трудности и скорректировать отношение к себе и окружающему миру. Ругать ребёнка – это не лучший вариант решения каких-либо проблем. Все неудачи исправимы, а проблемы решаемы. Не нужно давать ребёнку расстраиваться, а тем более «уходить в себя». Дошкольнику следует поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему что-то пошло не так, выполнить поставленные задачи, а взрослый сможет ему в этом помочь.

 

Список литературы: 
1. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии // Собр. соч.: в 6 т. М.: Норма, 2014. - 84 с.
2. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач. Системный подход / Т.В. Галкина. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2011. — 399 с.
3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993. -  97 c.
4. Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / И.Н. Никулина. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.
5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Праймеврознак, 2008. - 656 с.
6. Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития. 6–е изд. СПб.: Питер, 2003. – 618 с.