ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей самооценки старших дошкольников. В ней рассмотрены классификации самооценки личности по различным параметрам; основы формирования самооценки ребёнка; пути решения проблем с оцениванием собственного поведения и поступков.
Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-esteem of older preschoolers. It examines the classifications of self-esteem of a person according to various parameters; the basics of the formation of a child's self-esteem; ways to solve problems with assessing their own behavior and actions.
Ключевые слова: самооценка, личность, родители, социальные ценности, мотивы, старший дошкольный возраст, индивид, психология.
Keywords: self-esteem, personality, parents, social values, motives, senior preschool age, individual, psychology.
Одной из самых актуальных и распространённых проблем в дошкольной психологии является развитие самооценки ребёнка. Самооценка детей дошкольного возраста начинает формироваться в период, когда у ребёнка складывается мнение о самом себе. Самооценка является одним из существенных условий, с помощью которого индивид становится личностью. Для дошкольника имеет значение то, что думают о нем сверстники, как оценивают его поступки взрослые. Соответственно, дети либо начинают подчиняться стереотипам, либо вырабатывают свои собственные нормы поведения. Поэтому на этом этапе взросления важно подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он адекватно оценивал самого себя и не стремился за мнением окружающих людей, а также в полной мере мог контролировать своё собственное поведение.
В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться важные психологические механизмы деятельности и поведения, а также закладываются основы будущей личности: появляется устойчивая структура мотивов; формируются социальные потребности, такие как, потребность в уважении и признании взрослых, в признании сверстников; проявляется интерес к коллективным занятиям; ребенок усваивает систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Формирование образа собственного «Я» происходит, благодаря связям между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которой он овладевает в процессе общения с другими людьми. Налаживая контакты со сверстниками и взрослыми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка должна быть у ребенка дошкольного возраста, не получится. Формирование оценки себя ребёнком состоит из множества составляющих. Важно, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои достижения или неудачи. Не все могут правильно оценивать своё поведение, поэтому здесь нужно найти определённый подход к ребёнку, вместе проанализировать действия или конкретную проблему, а также при необходимости оказать ему помощь.
Первооткрывателем в области изучения самооценки считается У. Джемс, американский философ и психолог, который проявил интерес к этому понятию «самооценка» еще в 1892 году в рамках исследования самосознания. Ведь самооценка человека определяет требования к себе, формирует отношение к успехам и неудачам, а также может являться регулятором эмоциональных состояний.
Одну из классификаций видов самооценки выявила А.В. Захарова. По временному критерию она выделила прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку. Прогностическая самооценка представляет собой оценку человеком своих возможностей, а также своё отношение к ним. Актуальная самооценка является текущей, она закрепляет эмоциональные состояния человека, изменение его ожиданий в конкретный момент времени. Ретроспективной самооценкой является оценка субъектом своих достижений, итогов деятельности и поступков [6, c. 29]. В психологии принято рассматривать множество видов самооценки, но наиболее распространены классификации по таким критериям: высота, устойчивость, адекватность и широта охвата. Высота самооценки определяется тремя уровнями: высоким (завышенным), средним (адекватным) и низким. Под завышенной самооценкой обычно понимается высокая оценка человеком своих личных качеств и возможностей. Человек, который высоко себя оценивает, полон уверенности в себе и в своих силах, он считает падения и неудачи случайными, но в своём успехе он уверен всегда и полагает, что так и должно быть, и случайного в своих достижениях ничего нет. Завышенная самооценка довольно часто проявляется у детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрастном периоде у них случается кризис. Обычно завышенная самооценка дошкольника при анализе своих поступков и поведения не несёт в себе отрицательных моментов: ребенок старается быть успешным, стремится к исполнению своих желаний, а также развивает в себе качества лидера.
Средней самооценке или по-другому адекватной дал определение А.А. Реан: «Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [3, с. 21]. Именно адекватная самооценка, а также умение принимать падения и неудачи и правильно оценивать свои поступки являются основой формирования самооценки. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности в целом, усвоения норм поведения в обществе, а также приравниванию самого себя к положительным образцам.
Самооценка может быть также заниженной (ниже реальных возможностей человека). Человек, который обладает низкой самооценкой, сознательно винит себя во всех неудачах и падениях, даже если он не является их причиной. Такая личность проявляет высокую самокритику и чувствует себя дискомфортно в обществе, где «все хорошие, а он плохой». Такая заниженная самооценка обычно приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности [2, с. 32]. Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается довольно редко, она основывается не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих возможностях. Родители таких детей обычно категоричны: они предъявляют к детям завышенные требования, практически не используют положительных оценок и в целом не учитывают их индивидуальных особенностей.
Необходимо с раннего возраста корректировать самооценку у ребёнка. Родители и педагоги не должны пренебрегать возможностями и способностями детей, а наоборот обращать внимание на что-то, что у ребёнка получается лучше, правильно реагировать, если у ребёнка что-то не получается и дать понять, что «взлёты и падения» - это нормальное течение жизни. Взрослые должны быть включены в процесс познания ребёнком себя, ведь именно родитель или педагог в случае отклонения поведения ребёнка сможет помочь ему преодолеть трудности и скорректировать отношение к себе и окружающему миру. Ругать ребёнка – это не лучший вариант решения каких-либо проблем. Все неудачи исправимы, а проблемы решаемы. Не нужно давать ребёнку расстраиваться, а тем более «уходить в себя». Дошкольнику следует поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему что-то пошло не так, выполнить поставленные задачи, а взрослый сможет ему в этом помочь.