Статья:

Международное корчаковское движение: мы помним!

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Нарушева С.Е. Международное корчаковское движение: мы помним! // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67586 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международное корчаковское движение: мы помним!

Нарушева Светлана Ергалиевна
студент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург

 

Януш Корчак (1878-1942) – великий польский педагог, врач, писатель и общественный деятель. Хенрик Гольдшмидт – подлинное имя Януша Корчака, которое он получил при рождении. Воспитатель должен любить детей – это главный принцип в педагогической деятельности Янушка Корчака. Движимый данной идеей Корчак отдал свою жизнь, после чего она стала постулатом для всего мира. Он не имел возможность спасти своих воспитанников, но он не оставил их лицом к лицу с опасностью.

Хенрик Гольдшмидт появился на свет в обеспеченной еврейской семье, которая была пропитана духом польской культуры. Мальчика всеми силами оберегали от мирских забот, ведь он родился в зажиточной интеллигентной семье, которая имела в своем распоряжении роскошную квартиру и собственную прислугу. Когда юному Хенрику исполнилось одиннадцать, в семье случилось безутешное горе: отец безнадежно заболел и был определен в больницу для душевнобольных, откуда уже никогда не вернулся. За семь лет семья быстро обеднела и ей пришлось переехать в небогатый район. Юноше было необходимо содержать семью и именно по этой причине ему довелось подрабатывать репетитором [4, с. 1388]. Трудности закаляли молодого Хенрика как личность, благодаря чему он закончил школу, и поступил в Варшавский университет на медицинский факультет. Движимый борьбой с болью и страданиями, юноша учился усердно и достигал высоких показателей в учебе. Будичи разносторонним, Хенрик Гольдшмидт увлекался публицистикой и поэзией и взял псевдоним «Януш Корчак». После окончания обучения Януш Корчак работал детским врачом и был мобилизован на Русско- Японскую войну в должности военного врача. После служб он практикуется в клиниках Берлина, Лондона и Парижа. К моменту возвращения в Варшаву Корчак становится прославленным врачом, выдающимся диагностом с огромным багажом опыта. Однако именно в это время он решает воплотить в жизнь свои идеи по воспитанию детей [1, с.7-8].

К 1908 году Януш Корчак вступает в благотворительную организацию под названием «Помощь сиротам» и в сжатые сроки становится выдающимся членом правления и душой маленького коллектива в приюте. В возрасте 29 лет Януш Корчак отказывается от возможности создания собственной семьи и принимает решение посвятить себя сиротам. В «Доме сирот» было более ста детей и всего лишь восемь человек обслуживающего персонала. К 1940 году численность детей достигла уже более двухсот человек. Внутри детского коллектива заправлял «Совет самоуправления», а по спорным вопросам проводился опрос общественного мнения. Первостепенное влияние в вышеуказанном учреждении имел «Товарищеский суд», кодекс для которого был составлен непосредственно самим доктором. Данный кодекс содержал 1000 параграфов и лишь только тысячный гласил, что «подсудимый опасен для окружающих и подлежит исключению», однако за тридцать лет данный пункт был применен 2 раза. Детский суд в «Доме сирот» выносил два решения: оправдать или простить. Януш Корчак всеми силами старался обеспечить своим воспитанникам безмятежное детство. Он писал: «Те, у кого не было настоящего, безмятежного детства, страдают от этого всю жизнь»[2, с. 53]. Также, по его мнению, самой грубой ошибкой является то, что многие считают, что педагогика – это наука о ребенке, а не о человеке. В отличие от многих выдающихся педагогов, Януш Карчак отзывался о детях довольно строго: «Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых… Все, что творится в грязном мире взрослых существует и в мире детей. Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко скрыть, скоро разочаруется» [2, с. 60]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Януш Корчак не идеализирует ребенка, но считает каждого из детей личностью. Однако, как считал Януш Корчак, ни в коем случае нельзя сравнивать детей со взрослым и относиться к ребенку как ко взрослому. Проступок ребенка, по его мнению, не то же самое, что и поступок взрослого, ведь в процессе внутреннего конфликта вырабатывается моральная стойкость. Главный принцип работы Януша Корчака: «… пусть дитя грешит» [3, с. 27].

Как и Л.Н. Толстой, Януш Корчак всегда акцентировал внимание на необходимости счастливого детства, которое играет первостепенную роль в формировании личности. Корчак пояснял это тем, что без полноценно пережитого радостного опта детства будет искалечена вся жизнь человека. Ведь дети проявляют себя больше в сфере чувств, чем в сфере интеллекта, и если положительные эмоции не прожить в детстве, то человек вырастет холодным и бесчувственным. Также Януш Корчак говорил о том, что ребенку нужно уважать себя и в этом, и только в этом случае ребенок будет уважать других. Он был одним из великих педагогов, который призывал к уважению не только положительных сторон ребенка, но и отрицательных, так как по его мнению ребенок – это личность, которая растет и развивается. Большую роль Януш Корчак отводил самовоспитанию и говорил о том, что процесс воспитания невозможен без участия самого ребенка.

После 1933 года во взглядах Я.Корчака произошли значительные изменения. Будучи на святой земле он часто встречался с беженцами из Германии и вдруг к нему пришло ужасное озарение: его детям в Польше грозила опасность в связи с нацистскими преследованиями. Дом сирот по приказу гитлеровской администрации переселили в гетто, с Янушом Корчаком и восьмью сотрудниками, которые остались с детьми до конца. Бывшие коллеги Корчака и его многочисленные друзья не единожды подготавливали для него побег, но Януш Корчак всегда отказывался, так как прекрасно понимал, что не сможет жить с мыслью о том, что в минуты смерти оставил своих воспитанников. Он остался с детьми только для того, чтобы до конца скрывать правду и до последнего убеждал их, что они едут за город, совершая ложь во благо. Из рассказов очевидцев об отправлении «Дома сирот» в Треблинку известно, что дети шли организованно, ни о чем не подозревая, колонной по четыре человека, несли зеленое знамя своего учреждения со щитом Давида а напевали песни [2, с. 56]. Януш Корчак шел во главе колонны, при этом, держа на руках слабого мальчика, и за руку вел девочку, при этом делая это все с улыбкой, чтобы никто из детей ничего не понял. Из слов очевидца: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом Сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти … Так, строем … сюда еще никто не приходил [3, с. 37]». Януш Корчак погиб 6 августа 1942 года со своими воспитанниками и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря в Треблинке. В последние дни своей жизни он писал: «Если бы можно было бы остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас»[2, с. 13].

В идее воспитания Януша Корчака центральное место занимает прежде всего любовь к детям, уважение к личности ребенка и вера в него. Он был одним из первых педагогов, который объяснил всему миру, что:

- ребенок не должен быть таким, каким его хочет видеть взрослый, так как он индивидуальность, а не чья-то копия;

- проблемы ребенка не менее важные, чем у взрослого, ведь все жизненные трудности даются, по его мнению, по силам;

- ни в коем случае нельзя вымещать на ребенке свои обиды;

- нельзя унижать детей;

- для своего ребенка необходимо делать только то, что в твоих силах;

- ребенка необходимо любить таким, какой он есть;

- не бывает чужих детей;

- ребенку следует уделять как можно больше внимания;

- не требуй от ребенка обратной платы, в благодарность за заботу и уход [4].

Следует отметить, что Януш Корчак в воспитании детей особое внимание уделял самодисциплине и самоуправлению. Об этом свидетельствует создание детского совета, о котором говорилось выше. Детский коллектив обеспечивает возникновение таких ситуаций и условий, в которых, непосредственно полностью раскрываются все качества личности ребенка. По мнению Януша Корчака самодисциплине и самообразованию детей лучше всего начинать обучать в подростковом возрасте. Причем, по его мнению, у детей должна быть свобода выбора деятельности.

У ассов педагогической деятельности можно научиться различать многие «острые углы» детской психологии, которые так важны в сфере педагогики. В педагогике Янушка Корчака все базировалось на любви к детям. Опираясь на его взгляды можно заметить, что любовь Корчака к детям всепрощающая, основанная нат доверии и вере в него. В любой ситуации Януш Корчак старался относиться к ребенку как к взрослому человеку, который способен самостоятельно анализировать свои поступки и контролировать свое поведение.

Подвиг Януша Корчака, его труды и книги, показывают последующим поколениям, какую большую ответственность несет педагог за своих воспитанников, что заставляет по-новому взглянуть на цели и задачи педагога[4]. Его подвиг и самоотверженность несомненно останется в сердцах людей на многие годы, а опыт позволит воспитать несколько поколений вперед.

 

Список литературы:

  1. Анищенко, Е. Мир семьи. / Е. Анищенко. – М.: 2010. – 55с.
  2. Демакова, И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013. — 200 с.
  3. Корчак, Я. Право ребенка на уважение. / Я. Корчак – Варшава 1929. – 37 с.
  4. Лапкина, А.В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1387-1390. — URL https://moluch.ru/archive/91/19182.