Дифференцированный подход в обучении как один из путей создания ситуации успеха на уроках окружающего мира
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Дифференцированный подход в обучении как один из путей создания ситуации успеха на уроках окружающего мира
В статье представлена проблема применения дифференцированного обучения.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.
Педагог должен помнить, что ребенку нужно помогать в достижении результатов в учебной деятельности, а значит необходимо создавать ситуации успеха. Использование успешных ситуаций должно способствовать повышению качества знаний об учебных материалах, а также помочь учащимся реализовать себя как полноценные личности.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, которая учитывает индивидуальные особенности учеников.
Наиболее оптимальный результат в этой ситуации даст дифференцированная технология обучения.
Принцип дифференцированного учебного процесса способствует реализации личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Цель дифференцированного обучения - предоставить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Каждый ребенок должен учиться на доступном ему уровне и в оптимальном темпе. Это достигается за счет разграничения задач по объему и сложности, а также за счет реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроках, то есть цель дифференцированного обучения - оказание психологической и методической помощи учащимся. Преимущество данного метода обучения состоит в том, что в определенной степени решается проблема академической неуспеваемости, устраняется психологический дискомфорт учеников, что позволяет снизить перегрузку, снять тревогу, сформировать уверенность студентов в себе и повысить мотивацию к обучению.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп:
1. Низкий уровень. Характеризуются, как правило, неспособностью в решении всяких познавательных задач, в том числе типовых, которые уже не раз решались в классе;
2. Средний уровень. Характеризуется в большей части мгновенным и устойчивым пониманием объясненной и решившей ситуации, пониманием без поддержки со стороны типовых задач, но с трудностью в незнакомых, нетиповых когнитивных ситуациях;
3. Высокий уровень. Характеризуется решением без помощи со стороны тех или иных познавательных задач, понятных ученикам, в том числе нетиповых, по сути, ребенок справляется с такими заданиями правило сообразно.
Знание уровня сформированности, умений и навыков, а также способностей учащихся помогает учителю подготовиться к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, выбрать соответствующие задачи и продумать формы помощи для каждой группы учащихся с упором на зону ближайшего развития. На всех этапах урока можно применять дифференцированный подход к ученикам.
Дифференцированное обучение - самый сложный вид работы. Он требует вдумчивой и кропотливой работы преподавателя, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этому методу важна последовательность и систематизация. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, добиться высокой эффективности работы в формировании познавательной активности детей с разными индивидуальными способностями, развитии их творческой активности и самостоятельности.