Статья:

Развитие памяти младших школьников с помощью цифровых технологий на уроках математики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Таджева С.Ч., Таджева Д.Б. Развитие памяти младших школьников с помощью цифровых технологий на уроках математики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84691 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие памяти младших школьников с помощью цифровых технологий на уроках математики

Таджева Сурай Чарыгелдиевна
магистрант, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола
Таджева Джерен Бешимовна
магистрант, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола
Курилева Наталья Леонидовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Обучение в начальной школе ˗ это один из самых ответственных и значимых периодов развития человека. Именно в младшем школьном возрасте интенсивно формируются и развиваются все психологические процессы, от уровней развития которых, во многом зависит не только результаты обучения в средней и старшей школе, но и даже качество жизни в целом. Память является основой способностей, определяет саму возможность приобретения знаний, умений и навыков [3].

На сегодняшний день существует объективная необходимость обучения детей младшего школьного возраста приёмам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это способствует не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – образная память, ребенок лучше запоминает предметы и картинки. Педагог должен не только фиксировать умение запоминать. Он, прежде всего, должен обучать учащихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут получены не сразу, а постепенно. Математика – учебная дисциплина, которая может способствовать развитию памяти [2].

ИКТ является одним из средств обучения, способствует реализации педагогической идеи. Актуальность использования ИКТ в обучении математике обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся, в том числе для развития психических процессов - памяти. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс запоминания более эффективным. Однако следует помнить следующие правила, которые способствуют лучшему усвоению информации:

-Длительность использования электронных средств обучения не должна превышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

-Использование электронных средств обучения в начале урока (в течение 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного.

Но при работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.

Практика работы педагогов показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

-при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и- корректировать результаты их выполнения);

-при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными - средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

-при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление - плана работы; отработка определенных навыков и умений);

-при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес учащихся к изучению математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, а также к повышению качества образования.

Рассмотрим некоторые информационные технологии, которые эффективно можно использовать на уроках математики, способствуя тем самым развитию познавательных процессов.

Flash-анимация на уроках– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Например, flash-анимации по математике, которые можно найти на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстрированы, что способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Microsoft Office Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и многое другое.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Компьютерная презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта запоминания.

Заметим, что применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик активно участвует в процессе. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Таким образом, развитие памяти младших школьников с помощью цифровых технологий на уроках математики является на сегодняшний день актуальным методом в практике педагогов начальных классов.

 

Список литературы:
1. Королёва, А.А. Использование методики мнемотехники на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс] / А.А. Королёва. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/10/19/ispolzovanie-metodikimnemotehniki-na-urokah-matematiki (Дата обращения: 28.12.2020).
2. Черёмошкина, Л.В. Психология памяти: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Черёмошкина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 368 с.
3. Черёмошкина, Л.В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черёмошкина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 97 с.