Статья:

Значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Осеева Ю.А. Значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83504 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности

Осеева Юлия Александровна
студент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск
Шелупанова Полина Александровна
научный руководитель, доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск

 

В настоящее время все большее значение приобретают аспекты, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности страны.  Переход от сырьевой к инновационной модели экономики, необходимость реализации долгосрочных программ развития - все это усиливает актуальность проблемы экономической безопасности. Вопросам в данной сфере уделяется большое внимание со стороны государства. Так, в базовом документе стратегического планирования в области национальной безопасности – «Стратегия национальной безопасности РФ» акцентируется внимание на развитие транспортной инфраструктуры, которая играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности страны  [1].

Одну из ведущих позиций в транспортной отрасли занимает железнодорожный транспорт. Он имеет фундаментальное значение для развития экономики страны, так как большая часть грузооборота и пассажирооборота осуществляется железнодорожным транспортом.

Доминирующая позиция железнодорожного транспорта доказывается при  анализе данных Федеральной службой государственной статистики по работе транспорта за 2017-2019 годы [4].

По данным государственной статистики доля грузооборота железнодорожным транспортом составляет практически 50% от всего транспорта, а  доля пассажирооборота составляет 1/5 часть (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика основных показателей железнодорожного транспорта

 

2017

2018

2019

Транспорт-всего, млрд. ткм

5 488

5 636

5 674

Грузооборот,  млрд. ткм

2 493

2598

2602

Доля грузооборота

45,43%

46,10%

45,86%

Транспорт-всего, млрд. пасс-км

560,2

593,6

635,2

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

123,1

129,5

133,6

Доля пассажирооборота

21,97%

21,82%

21,03%

 

В связи с тем, что железнодорожный транспорт занимает доминирующую позицию в транспортной отрасли, он имеет ряд преимуществ и недостатков, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность страны. К преимуществам можно отнести: возможность массовых, регулярных, безопасных перевозок грузов и пассажиров, более высокая скорость доставок, более короткий путь перевозок. Помимо перечисленных преимуществ  существует ряд недостатков, например: большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок, необходимость перегрузки, сортировки, складирования, недостаточно высокая плотность железных дорог, высокая стоимость их сооружения.

При анализе железнодорожного транспорта, необходимо выделить два основных инструмента, влияющих на экономическую безопасность. В первую очередь, это оценка рисков и влияние сопутствующих рисков на разные уровни экономической безопасности (таблица 2) [7].

Помимо управления рисками, немало значимую роль играет такой инструмент, как мониторинг экономической безопасности на железнодорожном транспорте (рисунок 1). В данную схему  входит поэтапное осуществление анализа общей экономической ситуации, определение угроз на экономическую безопасность, определение и сравнение индикаторов с пороговыми значениями, а также разработка мер по нейтрализации угроз,  характеризующих транспортную составляющую отрасли в экономике страны.

Таблица 2

Влияние рисков железнодорожного транспорта на экономическую безопасность разных уровней [7, с.8]

ЭБ национальной экономики

ЭБ страны

ЭБ реального сектора экономики

ЭБ финансового сектора экономики

ЭБ хозяйствующего субъекта

- потеря экспортно-сырьевых отношений;

- большая зависимость от внешнеэкономических факторов;

- превышение доли экспорта в ВВП;

- прирост уровня криминальной составляющей в стране;

 - проявление высокой степени коррупции;

- снижение уровня жизни населения.

- кризис;

- угрозы, выступающие в виде издержек производственного характера;

- повышение цен на топливо и сырье;

- проявление высокой степени коррупции;

 - снижение уровня жизни населения.

 

- прирост уровня криминальной составляющей в стране;

- повышение цен на топливо и сырье;

- проявление высокой степени коррупции;

- снижение уровня жизни населения.

 

- низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

- повышение цен на топливо и сырье;

- проявление высокой степени коррупции;

- снижение уровня жизни населения.

 

- кризис;

- прирост уровня криминальной составляющей в стране;

- угрозы, выступающие в виде издержек производственного характера;

- проявление высокой степени коррупции;

- снижение уровня жизни населения.

 

 

Рисунок 1. Мониторинг экономической безопасности на железнодорожном транспорте

 

Россия входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний по протяженности железных дорог и развитости этого вида транспорта (наряду с США и Канадой) [8]. На сегодняшний день лидером рынка в России в сегментах грузовых железнодорожных перевозок является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» [6]. Данная компания оказывает непосредственное влияние на обеспечение национальной экономической безопасности страны.

В ОАО «РЖД» действует собственный стандарт «Система управления экономической безопасностью. Общие положения», согласно которому экономическая безопасность Российских железных дорог – это состояние ее защищенности на всех стадиях функционирования организации от внешних и внутренних угроз нанесения экономического ущерба в процессе осуществления ей экономической деятельности, а также сохраняющее ее целостным структурным образованием и юридическим лицом с устойчивыми растущими ключевыми финансовыми показателями [3].

Помимо собственного стандарта, в компанию внедрена система управления рисками, где по результату оценки рисков, а также мониторинга угроз   разрабатываются предложения и меры по нейтрализации угроз экономической безопасности, принимаются стратегические решения по развитию железнодорожного транспорта,  которые способны повлиять на экономическую безопасность страны в целом.

Ключевым инструментом исправления недостатков отрасли, а также для обеспечения национальной экономической безопасности является актуализация и реализация Распоряжение Правительства РФ «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Цель Стратегии -  обеспечение условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [2].

Таким образом, железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий,  а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.  Подводя итог, можно сказать, что успешное функционирование с учетом обеспечения экономической безопасности  железнодорожного транспорта является гарантом стабильности государства.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 18.11.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. N877-р «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения 01.12.2020).
3. Система управления экономической безопасностью. Общие положения. Стандарт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.scbist.com (дата обращения 23.11.2020).
4. Федеральная служба государственной статистики / Основные итоги транспорта [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения 05.12.2020).
5. Обзор компании [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9394 (дата обращения 01.12.2020).
6. Бабкина Т.В., Буравова А.А., Трембач К.И. Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. №5 Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/182EVN515.pdf (дата обращения 17.11.2020).
7. Железнодорожный транспорт – лидер в мире перевозок [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://werwer.ru/articles/zheleznodorozhnyj_ transportlidervmireperevozok/ (дата обращения 01.12.2020).