Повышение познавательной активности при изучении математики с помощью активных методов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Повышение познавательной активности при изучении математики с помощью активных методов
Аннотация. В данной статье представлена сущность и классификация активных методов обучения, участвующих в развитии познавательной активности, приведён пример использования данных методов в 6 классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: познавательная активность, методы активного обучения.
На сегодняшний день образовательный процесс в российских школах претерпевает значительные изменения, которые обусловлены интенсивным социально-экономическим развитием, современными тенденциями становления новых образовательных парадигм во всем мире.
Реализуется переход к новой методологии обучения, целью которой является не предоставление большого объёма научной информации, но развитие личности учащегося, когда он способен применять теоретические и практические знания в своей деятельности, стремится к профессиональной и личностной реализации в персональной и социальной сфере.
В связи с этим, наблюдаются изменения в сторону гуманистической ориентации и развитие личностно- ориентированных технологий преподавания. В процессе становления личности учащегося и в реализации качественного обучения значительную роль играет учитель, он выступает как координатор и от него во многом зависит привлечётся ли ученик и сможет ли творчески подойти к получению новых знаний, закрепить их и применить в дальнейшем.
Целью данной статьи является выявление методов повышение познавательной активности при изучении математики с помощью активных методов преподавания.
Теоретические базой исследуемой проблемы формирования познавательной активности в процессе обучения отражены в работах психологов, дидактов, педагогов (А. Б. Ананьев, Г. С. Молонов, Л. И. Божович). За последние несколько лет в педагогической науке вместе с идеей учебного процесса, разработанной М. Н. Скаткиным, Т. И. Шамовой, М. И. Махмутовым, М. А. Даниловым, появились следующие положения:
- формирование познавательных интересов с помощью активных методов (Д. И. Трайтак, Г. С. Нога, Н. Г. Морозова, А. К. Маркова, Г. И. Щукина);
- проблемы развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
На сегодняшний день в современной российской школе не внедряется так интенсивно концепция становления познавательной активности учащегося. Исследование опыта и результатов преподавания говорит о том, что у школьников отсутствует значительный интерес к получению знаний по математике по причинам требования однообразного зазубривания материала, отсутствия возможности практического применения полученных знаний и занятия не так часто проводятся в рамках группы или совместного учебного проекта. Вместе с тем, изучение познавательной активности и условий её формирования не находит своей полной реализации в трудах педагогов и методистов с точки зрения реального применения в условиях школы.
Познавательная активность представляется как особое качество учебной деятельности, которое проявляется в специфическом отношении учащегося к интенсивному овладению знаниями и навыками и в приобретении некоего удовольствия от решённых задач на этапе обучения [4, C. 11].
Познавательная активность проявляется при интенсивном и целенаправленном использовании практического опыта учащихся и его инициативных действий. В соответствии с классификацией Л.С. Выготского, следует выделить различные типы данной активности: продуктивная и репродуктивная [1, C. 156].
К первому типу относится персональное изучение темы и решение учебной задачи, научно-практическая деятельность; ко второму – реализация учебного процесса по алгоритму, представленному учителем, изучение и дальнейшее воспроизведение вопросов учебной теории.
В рамках современных требований ФГОС именно системно-деятельностный подход определяет методологию образования, которая должна обеспечивать условия для проектирования и формирования условий личностного полноценного развития учащегося, учета индивидуальных особенностей, становление готовности к непрерывному образованию, живая активность учащегося в процессе обучения.
В процессе преподавания математики главным методом предоставления новых знаний является объяснение (законов, теорем, формул), между тем, для учащегося это не всегда может быть интересно и воспринимаемо, в следствии чего знания могут быть и не усвоены.
К данному процессу необходимо подключить естественный фактор – любопытство учащегося, возбудителем которого являются методы активного обучения.
Методы активного обучения – это совокупность методов организации и руководства учебной и познавательной активностью учащихся, который обладают рядом признаков, таких как: персональный процесс принятия решения со стороны школьника; активная деятельность в процессе обучения, когда школьник «включен» в процесс обучения полностью; присутствует четкий вектор развития навыков и получения практических знаний на уроке; налажена оперативная обратная связь между учителем и учеников.
К наиболее важной классификации данных методов относится их разделение на имитационные и неимитационные методы: к первому типы следует причислять те, которые представляют в процессе учебной задачи события или факты реальной жизни для их разрешения в смоделированной ситуации (к примеру, методы игровой).
К не имитационным относятся методы содержащие проблемный подход, это может быть дискуссия или семинар, проблемная ситуация [4, C. 26].
Применение методов активного обучения в процессе преподавания математики является обоснованным и положительно влияет на успеваемость учащихся.
Данные методы помогают развить познавательную активность, реализовать индивидуальный подход в образовании и создать необходимую ситуацию успеха, в целом положительно воздействую на рост мотивации учащихся в процессе освоения учебного предмета.