Новые педагогические технологии и особенности их использование на практике
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Новые педагогические технологии и особенности их использование на практике
Аннотация. Актуально использование наглядности при изучении замечательных точек треугольника. Использование технологии «Fishbone».
Ключевые слова: Педагогические технологии, технология «Fishbone», треугольник.
Современный мир - требует современных решений, а современный урок - использование инновационных педагогических технологий. Появилось множество прорывных технологий: ментальных карт, определения приоритетов «Time management», постановки SMART-целей, «6 WHY», «SWOT-анализ», ПОПС-формула, «GROW» и т.д. Они реализуют принципиально новый и более эффективный путь достижения планируемых результатов в обучении. Появление современных средств информации оказало глубокое влияние на школьников и педагогов. А повышение качества образования на данный момент является одним из приоритетных направлений в нашей стране.
Урок должен быть направлен не просто на усвоение выданного педагогом нового материала, но и на развитие у учащихся умения действовать в нестандартной (проблемной) ситуации на основе всех, имеющихся у него, знаний. Приобретение высших ценностей, моральных принципов, рефлексия – все это направлено на воспитание Личности.
На уроках математики обучающиеся обязательно знакомятся с понятием «треугольник»: его видами, свойствами… Учитель обращает внимание при изучении данной темы на развитие геометрического мышления от простого к сложному, от конкретного к отвлеченному.
Актуально использование наглядности и при введении понятия, и при дальнейшем изучения темы треугольник. В этом может помочь технология «Fishbone». В её основе лежит схематическая диаграмма, имеющая форму рыбьего скелета.
Голова рыбы: тема, которая подлежит изучению. Верхние косточки: основные понятия. Нижние косточки: суть понятий. Хвост: вывод, обобщение или проблемный вопрос.
На рис. 1. показан пример применения технологии «Fishbone» на уроке «Замечательные точки и линии треугольника». Учащиеся изучают три точки, после самостоятельно могут найти, какие точки есть еще у треугольника. Например, точка пересечения высот треугольника.
«Fishbone» даёт возможность: организовать индивидуальную или групповую работу учащихся, развивать критическое мышление, увидеть взаимосвязь между понятием и его сутью, различать факторы по степени важности.
Данную технологию можно использовать в качестве: опорного конспекта на уроке, домашнего задания, самостоятельной работы или проекта.
Рисунок 1. Рыбий скелет «Замечательные точки треугольника»
Схема рыбьего скелета может быть составлена заранее. Её можно изобразить на доске или с помощью технических средств обучения.
Составление записей проводится по правилу «КТЛ»: Кратко, Точно, Лаконично. Актуально использование 1-2 существительных для обозначения каждого понятия, чётко отражающих суть этого понятия.
Технология может помочь подобрать подходящее решение для проблемной ситуации. Наиболее эффективно «Fishbone» применяется на уроках обобщения и систематизации полученных знаний. Схема позволяет учащимся выстроить полученные знания в четкую систему с взаимосвязями между понятиями.
Удачность организации обучения при помощи технологии, описываемой выше, зависит от характера взаимодействия учителя и обучающихся. Педагог должен управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он координирует работу каждого ребенка, выполняя одновременно роль тьютора, судьи и советника; стимулирует ребенка к поиску, размышлению, решению, принятию самостоятельных решений, активности, выдвижению идей; создает ситуации успеха и ответственности для каждого ребенка.