Статья:

Потенциальные жизненные сценарии и удовлетворенность жизнью подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бочарова Ю.В. Потенциальные жизненные сценарии и удовлетворенность жизнью подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 43(136). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/136/84197 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Потенциальные жизненные сценарии и удовлетворенность жизнью подростков

Бочарова Юлия Владимировна
магистрант, АНО ВО Гуманитарный Университет, РФ, г. Екатеринбург
Зотова Ольга Юрьевна
научный руководитель, д-р психол. наук, доцент, АНО ВО Гуманитарный Университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Все люди на Земле хотят быть счастливыми, прожить свою жизнь красиво, в достатке, интересно, наполнено, социально значимо. Многие философы и писатели на протяжении веков пытались определить, что такое жизнь.

Философское понимание бытия, существования являлось основным определением жизни. Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох.

Попытку дать научное, а потому более конкретное и содержательное определение жизни предприняли такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Бодров, Ш. Бюлер, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.В. Кузьмина, Г.П. Ников, Е.Б. Старовойтенко и др. Они определили, что жизнь строится по своим особым сценариям.

Большинство исследователей, в целом, понимают жизненный сценарий как перспективное выстраивание основных жизненных этапов, представляющих собой последовательное достижение поставленных целей и наполняющих жизнь значимыми смыслами. Компоненты, представленные в понятии жизненного сценария, не исчерпывают его содержание, а в процессе самих внутренних (психических) и внешних (социальных) изменений, образований (качественных и количественных) могут естественно трансформироваться, угасать, усиливаться, но всегда будут для субъекта деятельности его моделью, планом, перспективной основой, ориентиром.

Впервые теория сценарного развития жизненного пути в западной психологии была разработана Э. Берном. Он изучил, что существует всего лишь шесть основных паттернов сценарного процесса, и разработал эти шесть типов осуществления сценария: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец.

В настоящее время Е. Е. Сапогова предположила, что планирование своей жизни человеком происходит на основе извлечения необходимых личности смыслов из ее уже свершившихся эпизодов. Она ввела понятие «сюжетной схемы», так сказать «бессознательно принятая самим субъектом в качестве логики совершающейся жизни последовательность событий в повествовании, определяемую смысловым центром — одним из возможных экзистенциальных концептов (модусов жизни)». [165]

В качестве основных рабочих модусов ей были выделены следующие: 1) потеря; 2) приобретение; 3) испытание; 4) геройство; 5) трикстерство; 6) авантюра; 7) долг; 8) любовь; 9) странничество; 10) хранение; 11) вера; 12) жертвенность. Каждый из модусов был описан 10 значениями, наиболее прочно, ассоциативно связанных с ядерным словом.

Исследуемая проблема предполагает изучение жизненных сценариев личности на определенных этапах ее становления и развития. Эти этапы, как правило, связаны с изменением в образе жизни, системе отношений, жизненной программе. На каждом этапе жизненного пути складывается определенная социальная ситуация развития, как своеобразные отношения субъекта деятельности к определяющей его социальной действительности.

Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.

Таким образом, самооценка - это оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей. Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.

Удовлетворенность жизни и самоэффективность тесно связаны между собой. Восприятие именно этих элементов среды отражает не только их значимость для субъекта, но и его отношение к ним. Порой отношение к отдельным составляющим среды экстраполируется субъектом на окружающую действительность в целом. Поэтому качество жизни можно представить как итог интеграции индивидом субъективных и объективных характеристик его повседневной жизни и деятельности.

Одним из самых важных периодов жизни человека является переходный период, во время которого формируются новые психологические новообразования, а от самоэффективности зависит в целом удовлетворенность жизнью. Поскольку личностное развитие и саморазвитие подростка находится в прогрессивной динамике, отмечается необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на усвоение подростками адаптивных способов совладания, позволяющих быть сильнее, лучше, продуктивнее, поэтому важно именно в данном периоде знать свой уровень самоэффективности, который поможет обрести веру в себя, поможет поставить продуктивные цели и задачи, следовательно приведет к личному, индивидуальному успеху.

 

Список литературы:
1. Чаплин А.В., Шацкая С.С. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 991-993;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9552 (дата обращения: 01.03.2020).
2. АТ Дегтяренко И.В. Искусство личной эффективности// 2015.-http://masters.donntu.org/2010/fkita/gaskova/ind/index.htm
3. https://bookap.info/book/freydzher_teorii_lichnosti_i_lichnostnyy_rost/gl503.shtm
4. Л.С. Выготский. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей, - М. 1990г.
5. Л.С. Выготский. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
6. http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02