Статья:

Путеводитель народных промыслов как инструмент влияния в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, сохранении и развитии народной культуры

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Левчакова Д.Н. Путеводитель народных промыслов как инструмент влияния в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, сохранении и развитии народной культуры // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84311 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Путеводитель народных промыслов как инструмент влияния в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, сохранении и развитии народной культуры

Левчакова Дарья Николаевна
студент Челябинского института культуры, РФ, г. Челябинск
Морозова Ирина Николаевна
научный руководитель,

 

Основной ценностью в реалиях современной культуры становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания, обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. В российском обществе сегодня очевиден интерес к национальному, историческому, эстетическому наследию. Стратегия воспитания в условиях настоящего направлена на формирование личности, ценностно, духовно ориентированной, с нравственными принципами, обладающей чувством собственного достоинства как представителя своего народа. В то же время, вызов времени – в том, что верность традициям должна учитывать реалии развития общества, соответствовать актуальным историческим обстоятельствам. Духовно-нравственное воспитание не может развиваться без такой важной составляющей как народная культура. Изучение традиционной художественная культура должно входить в обязательную программу обучения для детей с самого раннего возраста, поскольку формирование всех основных привычек и навыков происходит именно в этот период. Оставаясь доступным, и одновременно действенным средством духовного развития подрастающего поколения, «…приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа, – как пишет С.Ю. Чембулатова, «..способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала» [2].

Изучение народного искусства в раннем возрасте способствует передаче и сохранению традиций народного искусства, формированию профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств, настраивает на дальнейшую активную, творческую деятельность. Произведения народного декоративного искусства благотворно влияют на развитие фантазии, образного мышления, становление мировосприятия учащихся. Система эстетического воспитания детей – живой процесс художественно-эстетического образования, развития и воспитания, с учетом приоритетных принципов, составляющих концептуальную основу дополнительного образования. В системе, содержательной структуре последнего важно единство патриотического, нравственного, трудового воспитания, а также соблюдение единых психолого-педагогических и методических принципов, связь с повседневной жизнью и деятельностью детей. Изучение народных промыслов создает благоприятные условия для самовыражения и развития ребенка, способствует формированию его жизнеутверждающей позиции, качеств, необходимых не только для исполнительной, но и творческой деятельности. Эстетическое воспитание на материале народных промыслов, в региональном измерении, составляет неотъемлемую часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Одно из наиболее действенных средств приобщения детей к национальной художественной культуре – изучение произведений мастеров народных художественных промыслов. В их творениях, отличающихся этно-педагогическими, духовно-нравственными, историко-культурными особенностями, бережно сохраняются культурные и национальные традиции.

Особое место в воспитании патриотизма должна занимать информационно насыщенная социально-культурная среда, в которой содержатся существенные воспитательные возможности. Неотъемлемой частью социальной культурно-информационной среды являются книжные, в том числе, справочные издания [2]. Справочное издание, в данном случае, предмет нашего интереса – путеводитель, выполняет функцию закрепления информации о народных художественных промыслах во внешней предметной, книжной форме.

Путеводитель, содержащий информацию о народных-художественных промыслах, выступает в качестве инструмента трансляции, укрепления и развития в среде подрастающего поколения, сохранения многовекового культурного наследия народа. В путеводитель включается материал по истории промысла, подробное описание каждого промысла. Путеводитель по народным промыслам выступает в качестве репрезентанта культурной идентичности разных регионов России. Например, когда в книжном издании такого рода объясняется значение, использование отдельных элементов орнамента.

В силу наглядно-образного, одновременно воспроизводящего и творческого характера детского мышления, значения в последнем воображения, иллюстрированное книжное издание (путеводитель) является наиболее оптимальным способом в приобщении, изучении детьми народных художественных промыслов. В путеводителе по народным промыслам для детей в креолизованном тексте происходит совмещение визуальных и письменных форм представления информации. Знакомство ребенка с национальной культурой, народным декоративно-прикладным искусством, народными художественными промыслами, в процессе изучения каталога ремесел, происходит (что немаловажно) с учетом его личных интересов, что способствует сохранению, возрождению и сохранению народного искусства, народных традиций. Путеводитель представляет актуализированную информацию об историческом месте, туристическом маршруте, городе, стране. В путеводителе содержится информация не только об основных маршрутах, но и полезные советы (что может пригодится во время пребывания в том или ином месте), сведения о языке, на котором говорят местные жители (минимальный набор фраз, которые необходимо использовать при общении).

Обратим внимание на некоторые конкретные содержательные, дизайнерские особенности данного типа издания. Наряду с изучением нравственных ценностей, освоение путеводителей, предназначенных для детей, привлекает к изучению достопримечательностей, исторических мест и памятников культуры и взрослую аудиторию. В связи с чем данные издания по праву имеют статус семейных. Такой путеводитель для всей семьи может заинтересовать не только ребенка, но и взрослого, вызывая стремление узнать новое, отправиться в путешествие, лично ознакомиться с разными достопримечательностями, историческими местами России. Именно такой подход развивает кругозор ребенка, сплачивает, возможно, образуя новую традицию для членов семьи. Создание путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах: наличие четко обозначенного маршрута; текста, написанного на доступном языке; компактность, в сочетании с представлением наиболее важных, интересных объектов; внешняя привлекательность,  запоминающееся иллюстрированное сопровождение. Однако, что самое главное – путеводитель для детей должен быть увлекательным. В путеводителе народных ремесел различные структурные элементы: тексты, визуальный ряд, средства (аппарат) организации усвоения, ориентировки выполняют воспитательные функции. Каждый из компонентов реализует воспитательную функцию с помощью своих специфических «инструментов». Текст и визуальный ряд могут дополнять, расширять, усиливать друг друга, работая на решение одной, общей воспитательной задачи. Однако они могут составлять и два разных нарратива. В последнем случае вербальный и невербальный компоненты решают разные воспитательные задачи, либо же только один из них имеет воспитательную функцию. Средства (аппарат) организации усвоения реализует воспитательную функцию, посредством целенаправленного формирования у ребенка моделей, способов социально одобряемого поведения и деятельности. Такой аппарат ориентировки как рубрикация учит эффективной работе с книгой, с помощью элементов ее художественного и графического оформления (шрифтов, изобразительного ряда, фотографий, разделителей, сигналов-символов, нумерации страниц и др.). Детские путеводители должны выполнять и другие функции. Например, в том числе, – способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению; побуждать к осуществлению самостоятельного информационного, историко-культурного поиска. Внешняя привлекательность, красивые, запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание поиграть, провзаимодействовать с данным пособием. Поощрению самостоятельного поиска способствует включение в путеводитель различных практико-ориентированных заданий (решение задачи; поиск ответа на поставленный вопрос; разгадка ребуса, кроссворда или загадки; выполнение рисунка; закончить предложение; раскрасить картинку; найти в экспозиции тот или иной предмет, другое). Как правило, изучение материала таким способом вызывает у детей, как правило, желание просмотреть или поработать с путеводителем вновь и вновь. Задача путеводителя народных художественных промыслов, как уже говорилось выше – в привлечении внимания к достопримечательностям, истории своего края. Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Вместе с тем, его содержание должно быть строго научным, при том, что форма изложения –привлекающая к изучению. Именно поэтому, в современной аудиовизуальной культуре такой популярностью пользуются различные интерактивные книги. Иллюстраторами придумываются новые, захватывающие подходы для удержания внимания ребенка. Вниманию детской читательской аудитории предлагаются книги с авторской иллюстрацией, супер-окошками, которые можно открывать, изучая, что же там спрятано. К ним относятся книги «находилки», виммельбухи – в которых нарисована большая иллюстрация, со множеством маленьких деталей, когда от ребенка требуется внимательно изучить, найти все предметы, которые спрятаны в этой картине. При открытии книги «pop up» раскладываются различные объемные картинки, можно что- то крутить, двигать, для имитации движения иллюстрации, многое другое. Все приведенные выше приемы в создании детской литературы (которые могут быть применены в путеводителе) создают условия для увлекательного, интересного освоения определённой тематики. Иллюстративный ряд помогает реконструировать различные элементы в их историческом, первоначальном виде (что способствует возникновению интереса у детей, побуждению к более внимательному изучению материала). Как видим, путеводитель является не только средством образования и обучения подрастающего поколения, но и документом материальной культуры, имеющим научное, историческое значение. В специфичной, только ему присущей краткой, емкой форме путеводитель отражает жизнь страны на определенном этапе. Изучая путеводитель, можно понять основные идейно-культурные ценности, повседневную жизнь, быт народа, его этнографические особенности. Таким образом, путеводитель является важным источником культурных, научных и исторических сведений о человеке и культуре и искусстве. Путеводитель, выполняет вспомогательную функцию для ориентации в определенной местности – городе, стране. В целом, изучение народных промыслов остается неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствуя эффективному приобщению подрастающего поколения к народной художественной культуре, традициям духовной жизни общества.

 

Список литературы:
1. Егупова Н. В. Использование народных промыслов в системе эстетического воспитания // Научные исследования в образовании. – 2007. – №3. – С. 67–69.
2. Чембулатова С. Ю. Роль народной художественной культуры в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста /Социально-экономические явления и процессы. – 2011. –№1–2. – С. 377–381.
3. Эдиев И.В. Значение народных художественных ромыслов в развитии художественной культуры школьников //Мир науки, культуры и образования. –2019. – №1 (74). – С.255–256.