Статья:

ТЕХНИКА НЁБНОГО ПЕНИЯ ЯКУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСНИ С.А. ЗВЕРЕВА – КЫЫЛ УОЛА «ҮӨРҮҮЛЭЭХ КҮННЭРИМ ҮҮННҮЛЭР»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(261)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Корякина Д.В. ТЕХНИКА НЁБНОГО ПЕНИЯ ЯКУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСНИ С.А. ЗВЕРЕВА – КЫЫЛ УОЛА «ҮӨРҮҮЛЭЭХ КҮННЭРИМ ҮҮННҮЛЭР» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 38(261). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/261/132327 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНИКА НЁБНОГО ПЕНИЯ ЯКУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСНИ С.А. ЗВЕРЕВА – КЫЫЛ УОЛА «ҮӨРҮҮЛЭЭХ КҮННЭРИМ ҮҮННҮЛЭР»

Корякина Диана Васильевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск
Ефимова Людмила Степановна
научный руководитель, д-р филол. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск

 

Песенная культурная народа саха – неотъемлемая часть их духовного универсума – имеет глубокие древние истоки. Сложные перипетии исторической судьбы саха с их переселением на протяжении длительного периода, с контактами с другими с определёнными народами, взаимопроникновением культур своеобразно повлияли на формирование специфических свойств различных видов искусства, в том числе и песенного.

Песенный фонд народа саха, по содержанию, вложенному в песнях, по характеру и технике исполнения, по своей традиционной структуре и философским идеям заметно отличается от традиционного песенного искусства. Сегодня актуальны исследования феномена сольного двухголосия – кылыһах, где существующие определния не достаточно раскрывают саму природу кылыһахов как технику национального пения.[2]

В качестве основной литературы я выбрала пособие Л.С. Ефимовой, в ней пишется: «техника нёбного пения пока никем полностью ещё не описана. Исследователи ограничивались лишь краткими упоминаниями о ней. Такое пение было характеризовано как пение, сопровождаемое ритмическими прищёлкиваниями языка.»

Например, М.Н. Жирков отнёс песню к разновидностям стиля дэгэрэҥ. Он писал, что «песни, исполняемые с прищёлкиванием языка в начале каждой строки стиха, со своеобразными языково-нёбными звуками называют «таҥалай ырыата» (нёбные песни)», а С.А. Кондратьев, успел услышать песни и определил как «манера пения с прищёлкиванием языка на вдохе вместо тона» [1]

Методику выработки техники нёбного пения можно условно разделить на два этапа.

Первый можно назвать начальным этапом, на котором нужно научиться издавать условный звук -hыт. На первом этапе, прежде всего, нужно научиться вдыхать воздух с резким прищёлкиванием языка о нёбо. При выполнении вдоха активно включается в работу нижняя челюсть. Прежде чем звучно набрать воздух, нужно проконтролировать положения корня языка и самого языка. Корень языка прижимается вниз, опуская автоматически гортань. Язык принимает позу «ложечки» и при вдохе нужно прищёлкнуть язык о нёбо с целью получения резкого щелчка. Условно механизм первого этапа можно назвать «ритмическое прищёлкивание языком» (тылы таҥалайга оборон ылыы).

 Второй этап методики мы назовём завершающим. На этом этапе нужно научиться правильно выдыхать набранный воздух, т.е. выдох должен получиться сильным и звучным с полным использованием набранного воздуха, поэтому его условно обозначают слогом -тыа. Механизм второго этапа условно назовём «звучный выдох» (тыастаахтык тыыны таhаарыы).

Значит, в ходе усвоения техники нёбного пения мы должны получить следующую певческую установку: нижняя челюсть должна работать активно и ритмично, гортань автоматически опускается, корень языка прижимается вниз, и язык принимает позу «ложечки». Такую технику пения можно считать подготовительным этапом для выработки кылыhах, т.к. некоторые органы голосообразования (нижняя челюсть, гортань, корень языка, сам язык) начинают выработать соответствующую певческую установку [1]

На протяжении всей своей песни «Үөрүүлээх күннэрим үүннүлэр», Зверев использует технику небного пения.

Начало песни каждого такта начинается с слога «hыт-тыа», то есть язык перещёлкивается при вдохе, издавая звук, которого в научной литературе обычно обозначается слогом -hыт, а затем издаётся звучный выдох, обозначаемый слогом -тыа. Одной из основных проблем является отсутствие единой системы нотации на якутском языке, что затрудняет процесс записи мелодии на нотный стан.

Пример небного пения в песне С.А. Зверева – Кыыл Уола:

 

Рисунок 1. С.А. Зверев «Үөрүүлээх күннэрим үүннүлэр»

 

Таким образом, в песне Зверева устойчиво слышится техника небного пения, но фиксироваться на нотном стане он может быть только частично, так как слог -hыт является придыханием и поэтому этот слог я обозначила как паузу-восьмушку, а слог -тыа уже более устойчивый тон и на данном случае он обозначается на нотном стане как ля бемоль.

 

Список литературы:
1. Беляев В.М. Якутские народные песни. Сов. музыка. — 1937. —№9
2. Ефимова Л.С., Суздалова А.В. Кылыhах в системе народной манеры пения якутов. Учебное пособие. — Якутск. —2008.
3. Жирков М.Н. Якутская народная музыка. —Якутск: Кн-е изд-во, —1981.