Статья:

Зарождение и развитие идей социальной солидарности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Носков А.А. Зарождение и развитие идей социальной солидарности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84337 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарождение и развитие идей социальной солидарности

Носков Андрей Андреевич
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Солидарность как закон должного в большей или меньшей степени признавалась везде, где только существовало человеческое общество.

Особую актуальность идее социальной солидарности придало внесение в 2020 г. соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации. В частности, Основной закон нашей страны был дополнен ст. 75.1, в соответствии с которой в Российской Федерации в числе прочего обеспечивается социальная солидарность. Но без создания фундаментальной теории идей социальной солидарности через призму качественного анализа законодательства и правоприменительной практики в этой области невозможно развитие данного института в русле последних конституционных изменений. Основы понимания и измерения солидарности как составляющей социального государства были представлены еще в работах Платона, Аристотеля, Ж. Ж. Руссо, Р. Декарта. В частности, социальное государство, по мнению Платона, основано на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жен и детей [7]. Аристотель рассматривал социальное государство как форму общественного управления, контроля за распределением общественных благ с тем, чтобы у каждого не было слишком много и не было слишком мало.

История понятия социальной солидарности началась одновременно с историей самой социологии. В трудах О. Конта, который является основоположником социологии как самостоятельной науки, был сделан акцент на то, что для социальной солидарности, помимо мирской или технической иерархии, нужна религия. При этом, общие социальные чувства составляют, по его мнению, сущность социальной солидарности. А социальная солидарность в свою очередь является необходимым условием для установления социального порядка [5].

Главный теоретик классовой борьбы К. Маркс в свою очередь рассматривал проблему групповой социальной солидарности с точки зрения разделения общества на классы. Понятие солидарности у К. Маркса касалось, таким образом, угнетенного рабочего класса, который, осознавая собственные права и силу, выражал социальный протест господствующему классу буржуазии. В этом случае межклассовый конфликт играет интеграционную роль. Классовая солидарность связана с самоидентификацией рабочих, отождествлением их со «своими» в отличие от «чужих» представителей другого класса [13].

Впоследствии на рубеже XIX–XX вв. после бурных революционных потрясений солидарность оказалась в числе приоритетов молодой социологической науки. Вопрос о социальной солидарности как о действительно существующем в социальной реальности факте ставится французским социологом Э. Дюркгеймом [6]. Он выделяет два типа солидарности: механическую (примитивная, основана на общности по родственным, этническим, религиозным, классовым связям) и органическую (основана на различиях членов общества, более развитый уровень) [11].

Попытку придать социальной солидарности деятельный характер делает М. Вебер. При таком рассмотрении можно говорить о четырех источниках социальной солидарности: эмоциональные переживания, ценности и цели индивидов и групп, общая для всех система, интерес к достижению конкретных результатов. «Сострадание» в его понимании рационально объясняется солидарностью всех живых [3].

В России со второй половины XIX века также прослеживается интерес ряда авторов к вопросам социальной солидарности. При этом, обозначилось два направления – социологическое и религиозно-философское. Указанной проблематикой занимались Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, Л. И. Мечников, Н. К. Михайловский, П. И. Новгородцев, П. А. Сорокин. Однако, многие видные ученые того времени в условиях НЭПа и жесткого идеологического контроля были вынуждены эмигрировать из СССР и продолжить научную деятельность за рубежом.

Особое внимание в этой связи следует обратить на учения такого русско-американского социолога как Питирим Сорокин. В своих исследованиях он делал акцент на проблеме связи солидарности и альтруизма. Социальная солидарность, по его мнению, является основой взаимоотношений индивидов, предполагающей созвучность установок и поведения взаимодействующих участников, когда они взаимно помогают друг другу в достижении своих целей на основе модели семейных взаимоотношений [2]. При этом, перенося эту модель на макроуровень, он объяснял с ее помощью в том числе и многие международные политические процессы.

На современном этапе развития научной мысли идеи социальной солидарности все чаще находят свое отражения в исследованиях не только философской и социологической, но и правовой направленности. В частности, конституционно-правовым аспектам принципа социальной солидарности посвящена докторская диссертация И. А. Алебастровой [14]. Проблемы исторических оснований солидарности в российском обществе рассмотрены в диссертационном исследовании кандидата юридических наук Г. Е. Москаленко [2].

При этом, как отмечает И. А. Алебастрова, в рамках внутринациональных отношений современная Конституция России устанавливает механизмы обеспечения как вертикальной социальной солидарности (государство – общество), так и социальной солидарности горизонтальных отношений (между членами общества) [2].

Так, в первую очередь, идеи социальной солидарности на сегодняшний момент тесно взаимосвязаны с идеей развития социального государства в целом в России, ведь главная задача социального государства заключается в достижении такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности [1]

Современное отечественное обществоведение переживает очередной всплеск интереса к проблематике социальной солидарности, которая начинает рассматриваться как значимый фактор социального сплочения в кризисном обществе [4]. Особую актуальность идея социальной солидарности как основы существования общества и государства приобрела в 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принятием ряда мер, связанных с поддержкой как государством, так и представителями бизнеса, политики и общественных движений различных наиболее уязвимых групп населения. Причем, проявления идеи социальной солидарности на современном этапе развития России можно наблюдать как в рамках государственной политики, так и за счет развития различных институтов гражданского общества.

В связи с пандемией особый толчок получило развитие идей социальной солидарности горизонтальных отношений. В частности, с каждым днем все большую популярность набирают волонтерское движение и благотворительность, основу правового регулирования которых составляет Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [4]. Известные люди с высоким уровнем дохода стали вкладывать деньги в строительство и оснащение больниц. Рестораны снабжают медицинский персонал горячими обедами. На федеральном уровне в апреле 2020 г. данные акции были проведены ООО «Макдоналдс» и ООО «Бургер Рус» (торговая марка – «Бургер Кинг»). Повсеместно развиваются различные направления общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе», организованной под общим руководством Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», к которому присоединились также Общественное движение «Общероссийский народный фронт», Ассоциация волонтерских центров, множество иных коммерческих и некоммерческих организаций и 183 777 обычных волонтеров. По состоянию на 31 декабря 2020 г. в ходе реализации указанного движения уже 4 600 652 человек получили адресную помощь, на сайте собрано 1,84 млрд рублей пожертвований в рамках публичной аферты по договору пожертвования, 30 млн. средств индивидуальной защиты передано в больницы и некоммерческие организации [15]. Набирает популярность такое новое направление как автоволонтерство, что означает помощь в обеспечении передвижения волонтерам и врачам.

Что касается государственных мер поддержки как выражения идеи социальной солидарности со стороны государства следует выделить следующие.

Во-первых, выбранный в России способ ограничительных мероприятий путем введения указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 [16], от 2 апреля 2020 г. № 239 [17] и от 28 апреля 2020 № 294 [18] нерабочих дней с сохранением заработной платы, а также последующая передача права на применение ограничений в осуществлении хозяйственной деятельности высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации [19].

Во-вторых, ряд мер был направлен на поддержку семей с детьми как одну из наиболее социально незащищенных категорий. Так, семьи с детьми до трех лет получили право на ежемесячную выплату в размере 5000 рублей за апрель, май и июнь 2020 г. на каждого такого ребенка в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 [20]. В свою очередь, семьи с детьми в возрасте от 3 до 16 лет в результате принятия Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 317 получили право на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого рожденного или усыновленного ребенка [1]. Далее с июля 2020 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 дополнительно к ранее назначенным выплатам на детей, рожденных с 11 мая 2004 г. по 30 июня 2020 г., была назначена новая единовременная выплата — 10 000 рублей [2] Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 установлена также постоянная ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет для семей, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает одного прожиточного минимума, установленного в регионе [23]. В последнем примере наиболее прослеживается проявление принципа социальной солидарности в рамках поддержки детей из семей с низким уровнем дохода.

В-третьих, ряд мер в рамках принятого Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 844 был направлен на поддержку граждан, признанных безработными в установленном законом порядке. В частности, до конца 2020 г. максимальная сумма выплат для безработных граждан увеличена с 8000 до 12 130 рублей в месяц. Кроме того, дополнительная выплата к пособию по безработице на детей до 18 лет назначалась одному из родителей за апрель – сентябрь 2020 года включительно [24].

В-четвертых, ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» установлено увеличение минимальной суммы пособия по временной нетрудоспособности [25]. Так, с 1 апреля до 31 декабря 2020 г. порядок расчета указанного пособия изменен: пособие за полный месяц составит не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. То есть, с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» указанная сумма составила 12 130 рублей [26].

При этом необходимо отметить, что все вышеуказанные решения по поддержке государством общества в период пандемии имеют высокую степень социальной значимости. Это является актом солидарности общества и государства, практическим воплощением гарантий, предусмотренных в ст.ст. 7, 75.1 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в рамках введения в 2020 г. мер по поддержке отдельных категорий граждан был воплощен принцип социальной солидарности общества и государства, то есть в чистом виде реализована идея горизонтальной социальной солидарности.

Также ярким примером социальной солидарности является существование систем обязательного страхования. В этой связи, о взаимосвязи уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с реализацией принципа социальной солидарности поколений было упомянуто, например, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069 [12] (процитировано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г. [28]), от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 [29], от 8 февраля 2019 г. № 305-ЭС18-25046 по делу № А40-141865/2017 [30], от 13 февраля 2020 г. № 305-ЭС19-28294 по делу № А41-60321/2018 [31].

Однако, в отличии от вышеупомянутых примеров горизонтальной и вертикальной социальной солидарности система обязательного пенсионного страхования не может быть в чистом виде отнесена ни к одной из них. Видится верным обозначить новый смешанный вид социальной солидарности, который включает в себя элементы предыдущих двух видов в их логической взаимосвязи.

Так, в системе обязательного пенсионного страхования установлено на общегосударственном уровне государственное регулирование реализации идеи социальной солидарности, предусматривающее две составляющие тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно абз. 8 и 9 ст. 3 и ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»:

- солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;

- индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации [27].

Именно солидарная часть тарифа страховых взносов может служить примером горизонтальной социальной солидарности в системе пенсионного страхования. Так, уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Но при этом примером вертикального проявления идеи социальной солидарности в пенсионном страховании является тот факт, что согласно ст. 17 вышеуказанного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется не только за счет страховых взносов, но и в числе прочего за счет средств федерального бюджета.

В аналогичном смешанном виде проявляется идея социальной солидарности и в обеспечении работы системы обязательного медицинского страхования.

Так, в системе обязательного медицинского страхования применяется принцип горизонтальной социальной солидарности, который означает, что оплата застрахованным лицам при наступлении страхового случая формируется за счет взносов всех страхователей и не зависит от размера внесенных взносов и тяжести страхового случая [10].

Вертикальная социальная солидарность проявляется в данном случае также как и в рамках пенсионного страхования в системе финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения в соответствии со ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [32].

Таким образом, в результате проведенного исследования не только проанализированы основные научные концепции, касающиеся зарождения и развития идеи социальной солидарности, приведено обоснование особой актуальности развития идеи социальной солидарности в правовом русле на современном этапе в связи с реализацией мер по противодействию распространению и минимизации негативных последствий распространения новой короновирусной инфекции, но и сделан вывод о необходимости обозначить новый смешанный вид социальной солидарности наряду с существующими общепризнанными горизонтальным и вертикальным, который включает в себя элементы предыдущих двух видов в их логической взаимосвязи.

 

Список литературы:
1. Алборов, С. В. Правовое регулирование суррогатного материнства: монография: Отв. ред. А. Н. Левушкин. – М.: Юстицинформ, 2020. – 240 с.
2. Алебастрова, И. А. Принцип социальной солидарности в конституционном праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Алебастрова Ирина Анатольевна. – Москва, 2017. – 43 c.
3. Вебер, М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.
4. Ефременко, Д. В., Евсеева Я. В., Симонова О. А. Солидарность и альтруизм как факторы социального сплочения (вступительная статья) // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: сб. науч. трудов. – Сер.: Теория и история социологии / Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д. В. Ефременко. – М., 2014. – 
С. 5-15.
5. Ефременко, Д. В. Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии; Отв. ред. Ефременко Д. В. М., 2014. 284 с.
6. Каляева, Е. Н. Контуры социологии эмоций в концепции социальной солидарности: теоретические истоки в работе Э. Дюркгейма «о разделении общественного труда» // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2018. – № 435. – С. 84-93.
7. Кобзев, М. А. Образ идеального правителя и проект совершенного государства у Платона // Гуманитарный акцент. – 2018. – № 2. – С. 22-31.
8. Кудашкин, А. В., Потапов А. В. О влиянии коронавируса на регулирование трудовых отношений на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Журнал «Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права». – № 5. – 2020. – С. 89-96.
9. Москаленко, Г. Е. Идея солидарности в российской либеральной правовой мысли второй половины XIX – начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Москаленко Глеб Евгеньевич. – Омск, 2020. – 25 с.
10. Пешкова (Белогорцева), Х. В., Бондарева, Э. С., Лысенко, Т. И., Митричев, И. А. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (издание второе, испр. и доп.). М., 2020. 316 с.
11. Сомхишвили, К. О. Понятие социальной солидарности в работах классиков социологической науки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – №2 (26). – С. 120-128.
12. Тютин, Д. В. Налоговое право. Курс лекций (издание восьмое, дополненное). – М., 2020. – 1064 с.
13. Урсуленко К. Социальная солидарность: развитие понятия в истории социологии и современные интерпретации // Социология: теории, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 138-157.
14. Sorokin, P. A. Social and cultural dynamics. – N.Y.: American book co., 1937. – Vol. 3. – XVII. – 636 p.
15. Официальный сайт общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе». URL: https://мывместе2020.рф (дата обращения: 31.12.2020).
16. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1898.
17. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2082.
18. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. № 18. Ст. 2875.
19. Кудашкин А. В., Потапов А. В. О влиянии коронавируса на регулирование трудовых отношений на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Журнал «Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права». № 5. 2020. С. 90.
20. Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 (в ред. от 11 мая 2020 г.) «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2020. № 15 (часть I). Ст. 2243.
21. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2020. № 20. Ст. 3158.
22. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» // СЗ РФ. 2020. № 26. Ст. 4086.
23. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1745.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 25. Ст. 3892.
25. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ (в ред. от 27 октября 2020 г.) «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2034.
26. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «О минимальном размере оплаты труда» // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.
27. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.) // Бюллетенm Верховного Суда Российской Федерации. 2019. № 8 (август).
29. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 по делу № А64-3850/2017 // Справочная правовая система Гарант.
30. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № 305-ЭС18-25046 по делу № А40-141865/2017 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации // Справочная правовая система Гарант.
31. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № 305-ЭС19-28294 по делу № А41-60321/2018 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации // Справочная правовая система Гарант.
32. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.