ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МСУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МСУ
Понятие местного самоуправления официально появилось в Законодательстве СССР 9 апреля 1990 года под N 1417-I и названием "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". По данному положению с 1990 года в пределах каждой административно-территориальной единицы должны были начать свою деятельность органы местного самоуправления, в ведение которых поступила коммунальное имущество.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, принятая I Съездом народных депутатов, также имела упоминание понятия местного самоуправления. В указанном документе создание правового демократического государства – главная цель РСФСР, осуществление которой невозможно без проведения реформ государственного аппарата, а также появления новой ветви власти- местного самоуправления.
В 1991 году нормативно-правовым актом РФ от 6 июня 1991 N 1550-I "О местном самоуправлении в РФ" впервые понятие «местное самоуправление» было включено в текст Конституции. Организация власти органов местного самоуправления представлялась как деятельность представительной ветви власти административно-территориальной единицы- Местного Совета народа депутатов, а также подчиняемых Совету и создаваемых им органов исполнительной власти на местах.
Конституционные основы местного самоуправления были утверждены только с принятием Конституции РФ в 1993 году, в которой регламентировалась роль МСУ в качестве форма и механизма включения народа во властную деятельность на определённой территориальной единице. До принятия данной Конституции система органов местного управления являлась некой отраслью государственной власти.
Исследовать сущность местного самоуправления довольно сложно, так как расходятся мнения в самом определение данного понятия. К примеру, русский учёный в сфере государственного ведения Н.Лазаревский считает, что местное самоуправление ««децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».
Английский политик И.Редлих рассматривал местное самоуправление как «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву».3
Популярный деятель Германии Г.Еллинека считал, что местное самоуправление определяется как «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».
Можно сделать вывод о том, что, независимо с какой точки зрения рассматривать данное понятие, местное самоуправление является организацией независимой власти народа на местах по принятию решений вопросов местного значения.
Задача МСУ – реализация права гражданина являться источником власти, в данном случае, в пределах определённой административно-территориальной единицы. В таком случае, граждане муниципального образования решают актуальные вопросы местного значения и берут на себя ответственность за их реализацию и итоги.
Можно выделить несколько характеристик МСУ:
1) Является механизмом повышения уровня жизни в муниципальном образовании;
2) Призвано регулировать и решать задачи местного значения;
3) Имеет определённую систему принципов, фундаментальным из которых является ответственность за принимаемые на местах решения;
4) Должно базироваться на различных формах проявления участия граждан в осуществлении власти (например, референдум, сход, собрание, местные выборы, митинги и тд);
5) Невозможно без существования органов местной власти;
Внедрение и успешная реализация местной власти являются неотъемлемой частью построения демократичного общества, а, следовательно, и государства. При анализе сущности местного самоуправления можно понять, что она включает как общественное, так и государственное начало. Действующая Конституция РФ наделяет народ правом осуществления власти как через органы государственной ветви власти, так и через органы местного самоуправления. Эффективность деятельности органов МСУ будет достигнута в том случае, если граждане и госслужащие будут правильно и наиболее точно понимать особенности местной власти, её механизмы, сферы распространения полномочий.