Статья:

Правовое регулирование каршеринга в условиях развития цифровой экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нужнова А.А. Правовое регулирование каршеринга в условиях развития цифровой экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/88226 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование каршеринга в условиях развития цифровой экономики

Нужнова Анастасия Андреевна
магистрант, Южный Университет (ИУБиП), РФ, г. Ростов-на-Дону
Прохоров Алексей Юрьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Южный Университет (ИУБиП), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В современном мире цифровая трансформация общественных отношений выражается в применении современных цифровых технологий в самых различных сферах деятельности человека. В этой связи происходят регулярные изменения правового пространства, необходимые для регламентации новых процессов в обществе.

Указом Президента Российской Федерации №203 от 09 мая 2017 г. была утверждена стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, способствующая обеспечению национальных интересов, среди которых особое место отводится формированию цифровой экономики[3]. Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка и результаты анализа которых позволяют повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [7].

С 1 октября 2019 года в Гражданском кодексе РФ установлены цифровые права и нововведение о письменной форме сделки, совершенной с помощью электронных или других технических средств [1]. Эти изменения законодательства, разработки программ и стратегий развития носят предварительный характер и служат предпосылками для более глобальных преобразований в законодательстве.

Одним из примеров набирающей популярность в транспортной инфраструктуре Российской Федерации предпринимательской деятельности в рамках цифровой экономики, является каршеринг, который представляет собой краткосрочную аренду автомобиля с поминутной тарификацией для внутригородских поездок большого количества клиентов [5]. Договор на оказание данной услуги заключается в электронной форме с использованием специального приложения, установленного в смартфон, посредством которого клиент выбирает подходящий автомобиль на карте, бронирует его, по завершении аренды производит оплату, осуществляет взаимодействие с оператором и т.д. [4].

Еще в 2011 году положительный эффект от услуги каршеринга был оценен московскими властями, в связи с чем Постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» был утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим таксомоторные перевозки в городе Москве, в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных перевозок [5].

На сегодняшний день в законодательстве все еще отсутствуют специальные нормы, регулирующие договор каршеринга, не сформирована единообразная судебная практика, а научные разработки в этой сфере практически отсутствуют.

Несмотря на то, в России полная гражданско-правовая дееспособность наступает с 18 лет (по общему правилу), вызывает удивление тот факт, что некоторые каршеринговые компании выдвигают требования к возрасту арендатора – 21 год.

Поскольку легальное определение каршеринга в федеральном законодательстве отсутствует, компании, оказывающие данную услугу по-разному относятся к решению вопроса о месте анализируемых соглашений  в системе договорного права: одни никак не именуют, указывая, что договор не является договором проката, не является публичной офертой и в соответствии со ст. 421 ГК РФ арендодатель свободен в заключении договора; другие – называют договором присоединения, также ссылаясь на ст. 421 ГК РФ; третьи именуют свой договор договором аренды транспортного средства без экипажа.

Необходимо выяснить, есть ли необходимость выделять каршеринг как самостоятельный вид договора либо его достаточно квалифицировать как один из вышеуказанных видов договора.

Договор аренды транспортного средства без экипажа в силу юридической природы относится к консенсуальным, взаимным, возмездным договорам. Его содержание образует передача автомобиля (без услуг по управлению транспортным средством) во владение и пользование, за плату и на определенный срок. Сравнивая с каршерингом, можно считать, что конституирующие признаки договоров совпадают. Однако есть и различия.

В силу особенности заключения договора каршеринга посредством информационных технологий, акт приема-передачи автомобиля не составляется. Своеобразным аналогом акта приема-передачи является самостоятельное указание арендатором на имеющиеся недостатки и повреждения транспортного средства в электронной форме через цифровое устройство. Отсутствие обязательного условия составления акта приема-передачи автомобиля следует оценить негативно.

Если договор аренды транспортного средства без экипажа заключается на любой срок, то каршеринг – это краткосрочная аренда (до 24 часов).  И самое важное отличие, в каршеринге арендатором выступать только физическое лицо, цели использования автомобиля не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью. Подобных ограничений для договора аренды транспортного средства нет [2].

Следует отметить, что указанные признаки объединяют каршеринг и договор проката. Действительно, ограничения по субъектному составу, цели договора, его объекту, бремени несения расходов по капитальному и текущему ремонту, а также возможность квалифицировать каршеринг как публичный договор объединяют эти договоры. К отличительным признакам следует отнести сроки, правила о невозможности для проката возобновления договора на новый срок [6].

Установив особенности, отличающие каршеринг от иных договоров, следует отметить, что при наличии системообразующего единства существуют видовые различия, позволяющие говорить о том, что без внесения поправок в Гражданский кодекс РФ договор каршеринга нельзя обозначить ни в качестве договора аренды транспортного средства без экипажа, ни в качестве договора проката. Возможно с будущем будет сформирована определённая группа договоров, опосредующих экономические отношения на основе информационных технологий, когда каршеринг не будет рассматриваться арендой в чистом виде и к регулированию соответствующих отношений положения о данном договоре будут применяться по аналогии, либо каршеринг будет признан самостоятельным договором аренды с учетом всех его особенностей.

Однако в настоящее время в связи с отсутствием императивных норм в гражданском законодательстве о договоре каршеринга сложно оценить объем обязанностей каршеринговых компаний и пределы действия принципа свободы договора в этой сфере, что также требует дальнейшего осмысления и поиска путей решения обозначенной проблемы.

 

Список литературы: 
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета – № 238-239.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // «Российская газета» – № 23-25, 27.
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации – № 20 – С. 2901.
4. Боярская Ю. Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих договор каршеринга // Юрист. – 2019. – №8. –С. 39-43.
5. Бычков А. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. – 2017.– № 42. – С. 10.
6. Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. – 2019. – № 4. – С. 20-23.
7. Жуков Б. В. Технологии Интернет-продаж в цифровой экономике // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. – 2018. – №1. – С. 224-228.