Статья:

Творчество и творческая активность детей дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Егорова Е.С. Творчество и творческая активность детей дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84439 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Творчество и творческая активность детей дошкольного возраста

Егорова Елена Сереевна
магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Муратова Анжелика Артуровна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «творчество» и «творческая активность», которая достигается при стремлении ребёнка к самостоятельному решению проблем, что является предпосылкой к продуктивному творчеству.

 

Ключевые слова: творчество, творческая активность, творческая личность, самовыражение, самореализация.

 

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации [1].

Ребенок рождается с заложенными в нем природой задатками, с качествами, определенными наследством. Он обладает определенной анатомо-физиологической структурой, набором безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов. Мозг ребенка обладает возможностями для познания мира. Однако наследственной программы, биологических факторов недостаточно, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. Морально - этические нормы, трудовые навыки, традиции не передаются по наследству[1]

Ребёнок развивается под воздействием окружающей среды. Развитие личности идёт через собственную деятельность ребёнка по овладению действительностью. В ходе игровой, познавательной, коммуникативной, трудовой, спортивной, художественной, технической и других видов деятельности, их постоянного обогащения и трансформация, на основе общения с людьми ребёнок совершает переход от подражания как простейшего проявления активности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию [1].

Идея творчества является важной для сферы образования, поскольку способность творить является уникальной и индивидуальной. Для развития общество необходимо внимание к человеческому капиталу, к его творческому потенциалу, что будет способствовать достижениям в различных сферах деятельности – экономике, науке, культуре. В связи с этим перед современным образованием ставится задача творческой личности, способной рационально и продуктивно решать проблемы цивилизации с большой степенью ответственности за выполняемую деятельность [5].

Потребность в творчестве – одна из универсальных общечеловеческих потребностей, поэтому дети должны иметь возможность творить, пробовать и проявлять себя в разных видах деятельности [3].

Зацепина М.Б., отмечает, что «творчество не служит подготовкой к чему-то высшему – оно само наиболее ценный и вместе с тем естественный, органичный для дошкольника вид деятельности. Потребность в творчестве – одна из самых глубоких и постоянных потребностей. Так, ребёнок загорелся какой-либо идеей, вынашивает её, ищет способы воплощения, и, наконец, осуществляет свой замысел. Именно в этом состоит существо творчества» [3].

Творчество принято считать важнейшим видом духовно-практической деятельности ребенка, способствующим его самовыражению и самореализации. В широком смысле творчество может представлять собой любую практическую или теоретическую деятельность, в результате которой появляется что-то новое (прежде всего — для субъекта деятельности): знания, решения, способы действия, материальные продукты [2].

Одним из наиболее распространенных определений творчества – определение по продукту или результату. Творчеством признаётся всё, что приводит к созданию нового. А. Дзикики даёт характерное для этого подхода определение: «Творчество – это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось» [6].

Е.П. Ильин, считает, что творчество – это «…деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры…» [6].

Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта [4]. Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин считают, что творческая личность, проявляет себя уже с раннего детства [2, 4, 6].

В формировании активной и творческой личности возникает вопрос об определении источников человеческой активности, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности. С.Т. Шацкий отмечал, что «…для наиболее полного раскрытия творческого потенциала…ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, – надо лишь создать для проявления ее подходящие условия…» [7].

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности. Л.С. Выготский считал вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и формирования ребенка одним из важных вопросов в детской психологии и педагогике [4].

Для развития творческой активности дошкольников существует немало путей и направлений, например, работа с разными материалами, включающая в себя виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. В.Н. Сорока-Росинский, отметил, «…ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству…» [4]. Н.Д. Бартрам говорил о том, что для ребенка лучшей игрушкой будет та, которую он сделалсвоими руками «…вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубоко и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению…» [4].

Согласно В.Ф. Овчинникову, «творческая активность – это одно из проявлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» [4].

А.И. Крупнов отмечает, что «активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» [4].

Психологи рассматривают активность личности как «группу личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» [4].

Развитие творческой активности дошкольника предусматривает проявление индивидуальности, достигнутое при активности и самостоятельности ребенка в преобразующей деятельности. Основная цель воспитания – формировать поколение, способное создавать новое, то есть формировать творческого, изобретательного человека. Являясь сложной чертой личности, творческая активность проявляет более глубокие личностные образования: потребности, способности, ценностные ориентации.

В.Ф. Овчинников утверждает, «творческая активность дошкольника есть направленность личности на самостоятельное решение проблем, на поиск новых оригинальных способов деятельности, выражающих стремление личности к преобразованию окружающей предметной среды. У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» [4].

Таким образом, творческая активность способствует развитию природных задатков, формирует опыт, развивает механизмы психики и положительные индивидуальные личностные качества, такие как способности, интересы и склонности. Творческая активность в дошкольном возрасте определяется как интегральная характеристика личности, включающая стремление ребенка к самостоятельному решению и включающая такие компоненты, как мотивационный, волевой, содержательный, оперативный и продуктивный.

 

Список литературы:
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Юрайт, 2020. – 218 с.
2. Большой психологический словарь /под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: ПраймЕврознак, 2003. — 632 с.
3. Зацепина, М.Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов /М.Б. Зацепина. - М.: Юрайт, 2020. – 149 с.
4. Касимов, А.М. Развитие творческой активности дошкольников как психолого-педагогическая проблема. / А.М. Касимов // Вестник Университета. 2013. - № 21 – с. 265-269
5. Коршунова, О.В. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. практическое пособие /О.В. Коршунова, О.Г. Селиванова. - М.: Юрайт, 2020. – 319с.
6. Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для вузов / А. И. Савенков. - М.: Юрайт, 2020. – 334 с.
7. Шацкий, С.Т. Педагогика. Избранные сочинения в 2 т. Том 1 /С.Т. Шацкий. - М.: Юрайт, 2018. – 269 с.