Статья:

Актуальные вопросы финансового образования в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шалухина Ю.К. Актуальные вопросы финансового образования в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84453 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные вопросы финансового образования в России

Шалухина Юлия Константиновна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены дальнейшие перспективы развития программы экономических профилей для студентов, вопросы качества данного образования, а также дополнительные программы для повышения уровня специализированности студента. Целью данной работы является анализ финансовой образовательной системы и выявление дальнейших перспектив обучения на разных ступенях обучения.

 

Ключевые слова: качество обучения, дальнейшие перспективы, карьерный рост, программы повышения квалификации, программы МВА.

 

Финансовый сектор играет важную роль как в мировой экономике, так и в развитии отдельных экономик. В развитых странах доля этого сектора довольно значительна. Более того, эта область имеет тенденцию к увеличению. Спрос на финансистов растет, но требования к ним становятся все более сложными и жесткими. Поэтому в связи с финансовой глобализацией, развитием информационных систем, появлением новых финансовых инструментов качество финансового образования должно быть изменено. Эти изменения в мировой финансовой системе заставляют высшие учебные заведения всех стран, и Россия не исключение, пересматривать свои образовательные программы с учетом новых требований современной мировой экономики и глобальных финансов. Автор статьи имеет более чем тридцатилетний опыт финансового обучения в России и понимает, что на данный момент российские вузы не могут в полной мере конкурировать с известными зарубежными вузами, занимающимися подготовкой финансистов. Есть несколько причин. Во-первых, современная система образования в России еще не полностью отошла от старой системы, так как полная модернизация высшего образования по международным стандартам требует огромных средств, о чем свидетельствуют неэффективные вузы, выявленные Министерством образования РФ. Во-вторых, наблюдается рост числа высших учебных заведений, в основном за счет частных вузов, качество образования которых оставляет желать лучшего. В-третьих, значительная часть государственных вузов пошла по пути открытия многочисленных филиалов в небольших городах и поселках, учитывая состояние платежеспособности населения. Но в этих филиалах не было квалифицированных преподавателей, которые могли бы обеспечить качественную подготовку кадров. Часть этих филиалов государственных вузов также была признана неэффективной в 2012-2013 годах. Эти проблемы касаются всей системы высшего образования, в том числе подготовки финансистов.

Современное состояние проблемы

В большинстве вузов на сегодняшний день подготовка кадров для российской финансовой системы осуществлялась по профилю "Финансы и кредит", хотя существовала возможность перехода на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. В 1992 году Казанский государственный финансово-экономический институт (ныне Казанский федеральный университет) одним из первых применил эту систему. В настоящее время в России насчитывается 2757 вузов, 40% из которых готовят экономистов и финансистов. При этом экономистов готовят 54% частных вузов. Рост числа вузов, готовящих финансистов, объясняется тем, что для открытия учебного заведения в этой сфере не требуется больших инвестиций. Поэтому частные университеты выбрали именно эту сферу для своего бизнеса, учитывая потребности и желания абитуриентов. Но государственные вузы, в частности многие технические, которые были далеки от экономики, стали преподавать Надежде Михайловне Сабитовой / Procedia - Social and Behavioral Sciences 152 (2014) 911 – 915 913 по профилю "Финансы и кредит" для пополнения своего бюджета. Казанский финансово-экономический институт увеличил прием студентов практически по всем экономическим специальностям в 1,5 раза, в том числе бакалавров, обучающихся на платной основе, но это специализированный вуз с опытом работы и соответствующими кадрами и преподавателями. За последние 20 лет можно считать, что это самое популярное направление обучения. Однако в 2014/2015 годах программы повышения квалификации специалистов прекратили свое существование и ВУЗы России перешли на двухуровневое образование. Это касается и профиля "Финансы и кредит". Однако в 2013/2014 учебном году подготовку специалистов для получения ученой степени осуществляли 996 вузов России, в том числе 528 государственных и 468 частных. Университеты начали готовить бакалавров. В настоящее время на этом уровне существует только одна область "экономика и управление", под которую можно создать профиль "финансы и кредит". Программа бакалавриата не дает никакой возможности специализации, так как область "экономика и Управление" очень широка. По этому направлению готовят бакалавров 1087 вузов, в том числе 530 государственных и 557 частных. На уровне магистратуры существует направление "Экономика и управление", а в 2011 году появилось направление" Финансы и кредит". Уровень магистра требует наличия высококвалифицированных профессоров. Это сложная задача для многих непрофильных и частных университетов. В подготовке магистров участвуют 195 вузов, в том числе 145 государственных и 50 частных. Магистерские программы могут быть ориентированы на подготовку финансистов. До 2001 года существовали только магистратуры по специальности "Экономика", и только в 2011 году был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности "Финансы и кредит".

Спрос на финансистов

Выпускники вузов со степенью по экономике должны быть востребованы экономикой страны, иначе этот профиль не был бы так популярен среди абитуриентов. Следует отметить, что финансовый сектор в мировой экономике имеет тенденцию к росту. Об этом свидетельствует доля финансовой активности в ВВП разных стран. В этой связи очевидно, что потребность в специалистах финансового сектора должна возрасти. Исследование показало, что финансовая деятельность, включая недвижимость, в отраслевой структуре ВВП развитых стран имеет тенденцию к росту. В 2012 году на этот сектор приходилась самая большая доля - 33,7% во Франции, 33% В США, 32,9% в Израиле, 30,5% в Австралии, 29,4% в Германии, 20,2 %. в Турции. В России эта доля составила 15,9 %. В то же время можно отметить рост доли финансовой деятельности в разных странах по сравнению даже с докризисным 2006 годом практически во всех странах, включая Россию (табл.2). финансисты также востребованы государственным сектором. Управление государственными и муниципальными финансами обеспечивается кадрами, которые всегда получали образование в России по профилю "Финансы и кредит". Этот сектор исключен из статистики финансовой деятельности, но он является важным работодателем для выпускников с финансовой специализацией. В 2000 году в органах исполнительной власти Российской Федерации насчитывалось 1 027 300 работников государственных органов и органов местного самоуправления, в 2013 году их численность возросла до 1 264 800 человек, поэтому можно наблюдать тенденцию к росту.

Качество обучения

Основная проблема подготовки финансистов в России заключается не в большом количестве вузов, занимающихся финансовым образованием, а в его качестве, которое оставляет желать лучшего как в государственных, так и в частных вузах. Мы считаем, что финансисты не могут получить образование в рамках бакалавриата, так как это общий уровень образования. Их можно обучать в рамках магистерской программы. Университетам в соответствии со стандартами третьего поколения предоставляется больше прав на построение собственной учебной программы (Федеральный закон» Об образовании в Российской Федерации " № 273), поэтому основной вопрос заключается в содержательном содержании этой учебной программы. Большинство российских студентов бакалавриата имеют низкий уровень лингвистической и математической подготовки. Вопрос языковой подготовки решается по новым стандартам. Кроме того, необходимо дополнить все магистерские программы по финансам математическими дисциплинами, имеющими прикладной характер. Финансисты должны получить компетентность в работе всех финансовых институтов, обслуживающих все отрасли экономики. Однако специализированные финансовые вузы России, готовящие финансистов по специальностям, также стараются сделать свои магистерские программы узкоспециализированными. Институт экономики и финансов Казанского федерального университета не является исключением. Мы считаем, что такой подход не в пользу студентов, потому что они еще не определились с конкретной работой, которую они собираются делать. Одновременно в Институте экономики и финансов открылась магистерская программа "Финансы и финансовые институты", которая направлена на подготовку финансистов для всех финансовых институтов. В условиях финансовой глобализации обучение и развитие должно учитывать мировую финансовую систему и мировой финансовый мир, а также вопросы психологии как поведенческого аспекта в финансах весьма актуальны. В большинстве российских вузов эта дисциплина не преподается, поскольку данный аспект финансов в России не был должным образом исследован. Во-вторых, увеличение числа вузов, занимающихся обучением финансистов, не означает их эффективности. Министерство образования Российской Федерации в 2012 и 2013 годах признало ряд вузов, в том числе экономических, неэффективными.

Вывод

В 2014/2015 году завершилось обучение в рамках специальности "Финансы и кредит". Все вузы России используют двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. Степень бакалавра по специальности "Экономика и менеджмент", как отмечалось выше, практикуется многими вузами, но это не финансовое образование, даже в рамках существующих профилей. Подготовка финансистов требует более специализированного образования в магистратуре, а также в программах МВА. В отличие от программ МВА, у аспирантов нет опыта работы и четкого представления о том, какую работу они будут выполнять в будущем. Поэтому желательно, чтобы студенты поступали в магистратуру тогда, когда они имеют в виду свои перспективы трудоустройства, но для этого им необходимо некоторое время поработать в выбранной сфере. В настоящее время уровень магистерских программ в вузах достаточно низок, но в ближайшие два-три года ситуация должна измениться, и большинство вузов начнут обучение по магистерским программам в области финансов. Учитывая тот факт, что эти программы требуют высококвалифицированных кадров в данной сфере, вопрос качества образования будет иметь решающее значение. Мы надеемся, что Министерство образования продолжит следить за эффективностью вузов и институтов, а требования к магистерским программам будут ужесточены.

 

Список литературы:
1. Актуальные вопросы финансового образования в России [Электронный ресурс]. – © 2008-2021 ResearchGate GmbH. All rights reserved. – URL: https://www.researchgate.net/publication/275544295_Current_Issues_of_Financial_Education_in_Russia (Дата обращения: 21.12.2020).
2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ [Электронный ресурс]. - © 2005–2021 Российская академия естествознания URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40338 (Дата обращения: 21.12.20).