Проблемы адаптации мигрантов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Проблемы адаптации мигрантов
Общество развивается, происходят различные изменения во всех сферах нашей жизни, глобализация размывает границы, благодаря чему в данный момент мы можем наблюдать различные проявления миграции, не только внутренние (которые на примере Российской Федерации демонстрируют нам взаимодействие, взаимовлияние этносов), но также и внешние. Наиболее часто встречаются два сценария развития событий: отдельные этнические группы и сообщества переходят культурные и языковые барьеры, сливаются с элементами местной культуры, перенимают особенности ментальности страны пребывания, таким образом, границы между своими и чужими стираются; этнофоры или этнические группы в новом месте создают отдельную общность (диаспору), отказываясь от интеграции с принимающей стороной, что сохраняет их отличительную индивидуальность, но может привести к серьезным межэтническим конфликтам.
Этническая культура рассматривается как полноценная структура, ее элементы неразрывны, ведь каждый из них наделяется особым смыслом, действительным только в данном контексте. Культура межэтнического общения занимает важное место в структуре межэтнического взаимодействия представителей разных этнических общностей. По мнению З.Г. Гасанова, культура межэтнической коммуникации должна рассматриваться как элемент политической культуры и культуры в целом [2]. Данная интерпретация способствует пониманию культуры межнационального общения как единства двух важных функций в обществе: гармонизация и оптимизация межкультурных связей и способ взаимодействия с различными этносами.
В науке выделяется несколько различных концептуальных положений о сущности адаптации. Согласно ролевой концепции, под адаптацией понимается процесс обретения человеком социальной роли, усвоения норм, требований и ценностей, которые необходимы при данной роли. В концепции бихевиоризма адаптация понимается как ответная реакция человеческого организма на изменяющуюся внешнюю среду. Гуманитарная концепция рассматривает адаптационные процессы в качестве комплексного взаимодействия индивида с социальной средой. В теории интеракционизма адаптация представляется как возможность личности защититься от негативного воздействия среды, решать свои проблемы и трудности. А когнитивная концепция понимает адаптацию как соответствие между полученным опытом и новой информацией [1]. Из этого следует, что явление социальной адаптации достаточно многогранно, и включает в себя помимо приспособления к новой среде еще и сохранение адаптантами своего психического и эмоционального состояния.
В стабильные периоды решающее значение для миграционных процессов имеет уровень развития рынка труда. Но, также существует вынужденная миграция – военные конфликты, экологические катастрофы, политические преобразования. В таких случаях возможно соединение местных и приезжих групп с различными религиозными верованиями, уровнем образования, устойчивыми традициями. Возникает вопрос о характере межэтнических взаимодействий между данными группами. Так, возможны проблемные ситуации для стран, принимающих мигрантов. В данном случае возможен побочный эффект, который выражается в изменении общественного климата для коренного населения, зачастую в негативную сторону, что приводит к нарастанию напряжения и, в конечном итоге, ведет к межэтническим конфликтам. Так, например, мы можем вспомнить опыт одной европейской страны – Франции, которая в настоящий момент представляет собой место столкновения двух культур: традиционная европейская либеральная демократия и культура укоренившихся в Европе иммигрантов (большинство выросли в Европе, но являются носителями не европейских ценностей). В результате возникла культура «взломщиков» или иначе по-французски их еще называют «кассеры». Ранее во Франции происходила мононациональная иммиграция, так как существовала потребность в рабочих. Работники приглашались из бывших французских колоний, то есть франкофонных стран Африки, ведь люди уже знали язык и их не придется обучать, что также упростит адаптацию. Затем проблема решилась, но люди не уехали, а количество некоренного населения стало только увеличиваться (рождаемость, переезд родственников). Другие мигранты пересекали границу незаконно, но государство не предприняло действий для решения данной проблемы. Эти люди из-за отсутствия возможностей заработка выбирали криминальную сферу. В итоге появился новый социальный слой, тяготеющий к криминальным структурам в результате ощущения безысходности. В октябре 2020 года конфликт продолжается: Абдулах Анзоров на религиозной почве зарезал своего учителя Самюэля Пати за демонстрацию карикатур на Мухаммеда. Так, убийца отомстил за пророка [4].
На адаптацию и жизнь мигрантов влияет множество факторов:
– Психологические трудности: языковой и культурный барьер, сложности взаимодействия с местным населением, отдаленность от друзей и родных, которые остались на родине.
– Социальные трудности и экономические: понижение социального статуса, трудности в поиске работы, социальная напряженность, связанная с антиэмигрантскими настроения в принимающем обществе.
– Правовые трудности: сложность в получении разрешения на работу или гражданства, что приводит к незаконной миграции [3].