Статья:

Проблемы адаптации мигрантов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кочарян Я.Э. Проблемы адаптации мигрантов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84587 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы адаптации мигрантов

Кочарян Яна Эдуардовна
студент, Кубанский Государственный Университет, РФ, г. Краснодар
Ракачев Вадим Николаевич
научный руководитель,

 

Общество развивается, происходят различные изменения во всех сферах нашей жизни, глобализация размывает границы, благодаря чему в данный момент мы можем наблюдать различные проявления миграции, не только внутренние (которые на примере Российской Федерации демонстрируют нам взаимодействие, взаимовлияние этносов), но также и внешние. Наиболее часто встречаются два сценария развития событий: отдельные этнические группы и сообщества переходят культурные и языковые барьеры, сливаются с элементами местной культуры, перенимают особенности ментальности страны пребывания, таким образом, границы между своими и чужими стираются; этнофоры или этнические группы в новом месте создают отдельную общность (диаспору), отказываясь от интеграции с принимающей стороной, что сохраняет их отличительную индивидуальность, но может привести к серьезным межэтническим конфликтам.

Этническая культура рассматривается как полноценная структура, ее элементы неразрывны, ведь каждый из них наделяется особым смыслом, действительным только в данном контексте. Культура межэтнического общения занимает важное место в структуре межэтнического взаимодействия представителей разных этнических общностей. По мнению З.Г. Гасанова, культура межэтнической коммуникации должна рассматриваться как элемент политической культуры и культуры в целом [2]. Данная интерпретация способствует пониманию культуры межнационального общения как единства двух важных функций в обществе: гармонизация и оптимизация межкультурных связей и способ взаимодействия с различными этносами.

В науке выделяется несколько различных концептуальных положений о сущности адаптации. Согласно ролевой концепции, под адаптацией понимается процесс обретения человеком социальной роли, усвоения норм, требований и ценностей, которые необходимы при данной роли. В концепции бихевиоризма адаптация понимается как ответная реакция человеческого организма на изменяющуюся внешнюю среду. Гуманитарная концепция рассматривает адаптационные процессы в качестве комплексного взаимодействия индивида с социальной средой. В теории интеракционизма адаптация представляется как возможность личности защититься от негативного воздействия среды, решать свои проблемы и трудности. А когнитивная концепция понимает адаптацию как соответствие между полученным опытом и новой информацией [1]. Из этого следует, что явление социальной адаптации достаточно многогранно, и включает в себя помимо приспособления к новой среде еще и сохранение адаптантами своего психического и эмоционального состояния.

В стабильные периоды решающее значение для миграционных процессов имеет уровень развития рынка труда. Но, также существует вынужденная миграция – военные конфликты, экологические катастрофы, политические преобразования. В таких случаях возможно соединение местных и приезжих групп с различными религиозными верованиями, уровнем образования, устойчивыми традициями. Возникает вопрос о характере межэтнических взаимодействий между данными группами. Так, возможны проблемные ситуации для стран, принимающих мигрантов. В данном случае возможен побочный эффект, который выражается в изменении общественного климата для коренного населения, зачастую в негативную сторону, что приводит к нарастанию напряжения и, в конечном итоге, ведет к межэтническим конфликтам. Так, например, мы можем вспомнить опыт одной европейской страны – Франции, которая в настоящий момент представляет собой место столкновения двух культур: традиционная европейская либеральная демократия и культура укоренившихся в Европе иммигрантов (большинство выросли в Европе, но являются носителями не европейских ценностей). В результате возникла культура «взломщиков» или иначе по-французски их еще называют «кассеры». Ранее во Франции происходила мононациональная иммиграция, так как существовала потребность в рабочих.  Работники приглашались из бывших французских колоний, то есть франкофонных стран Африки, ведь люди уже знали язык и их не придется обучать, что также упростит адаптацию. Затем проблема решилась, но люди не уехали, а количество некоренного населения стало только увеличиваться (рождаемость, переезд родственников). Другие мигранты пересекали границу незаконно, но государство не предприняло действий для решения данной проблемы. Эти люди из-за отсутствия возможностей заработка выбирали криминальную сферу. В итоге появился новый социальный слой, тяготеющий к криминальным структурам в результате ощущения безысходности. В октябре 2020 года конфликт продолжается: Абдулах Анзоров на религиозной почве зарезал своего учителя Самюэля Пати за демонстрацию карикатур на Мухаммеда. Так, убийца отомстил за пророка [4].

На адаптацию и жизнь мигрантов влияет множество факторов:

– Психологические трудности: языковой и культурный барьер, сложности взаимодействия с местным населением, отдаленность от друзей и родных, которые остались на родине.

– Социальные трудности и экономические: понижение социального статуса, трудности в поиске работы, социальная напряженность, связанная с антиэмигрантскими настроения в принимающем обществе.

– Правовые трудности: сложность в получении разрешения на работу или гражданства, что приводит к незаконной миграции [3].

 

Список литературы:
1. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю. В. Арютюнян, М. Л. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 271 с. 
2. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения. М.: Педагогика, 1996. 256 с.
3. Дементьева С.В. Особенности адаптации мигрантов из зарубежных стран в городах России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2005/v308/i5/48.pdf. (дата обращения: 23.01.2020)
4. Убийство учителя во Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-54637457 (дата обращения: 21.01.2020)