Статья:

Необходимые условия осуществления коммерческой деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Перевозина В.С. Необходимые условия осуществления коммерческой деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/84886 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Необходимые условия осуществления коммерческой деятельности

Перевозина Валерия Сергеевна
студент, Сочинский государственный университет. РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются необходимые условия осуществления коммерческой деятельности

 

Ключевые слова: коммерческая деятельность, рынок, собственность, предприятия, товары и услуги, экономика.

 

Для осуществления коммерческой деятельности необходимо наличие двух обязательных условий: рынок и собственность.

Рынок. Существует много определений рынка. Известный специалист в области рыночных отношений Филипп Котлер считает, что рынок — это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». Похожее определение понятия рынка можно найти в учебнике «Экономикс» К. Макконелла и С. Брю: «Рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». А ГОСТ Р51303-99 определяет, что «…рынок товаров и услуг или потребительский рынок — сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда».

Другими словами, рынок необходимо рассматривать как среду функционирования коммерческого предприятия и как место реализации товаров. Рынок представляет собой сложную систему, состав и структуру которой можно классифицировать по разным признакам.

Так, по территориальному признаку рынок подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний рынок — это рынок страны, который непосредственно обслуживает сферы промышленного и личного потребления. В свою очередь, внутренний рынок подразделяется на совокупный и региональный. Совокупный внутренний рынок представляет собой весь национальный рынок данной страны, взятый в целом. Региональный внутренний рынок — это рынок отдельного территориального подразделения (например, города, области, края). Может быть выделен также межрегиональный рынок, представляющий собой рынок ряда регионов страны. Внутренний рынок, кК правило, непосредственно обслуживает сферу личного потребления.

Внешний рынок связан с внутренними рынками отдельных стран посредством производственной кооперации и интеграции, внешней торговли, товарообменных операций.

По такому признаку, как объекты внутреннего рынка, выделяют рынок потребительских товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг (фондовый), рынок информации, рынок недвижимости и т.д.

По степени конкуренции выделяют конкурентные и неконкурентные рынки. Конкурентные рынки — это рынки отдельных товаров или товарных групп, на которых взаимодействуют много продавцов и покупателей и где ни один отдельно взятый покупатель или продавец не может оказывать значительного влияния на цену (т.е. на этих рынках существует реальная конкуренция). Неконкурентные рынки — это те рынки, где отдельные продавцы или покупатели могут влиять на цену. Также рынки можно классифицировать по географическому признаку характеру продаж и т.д.

Однако, в любом случае рынок един, и функционирование и развитие всех его сегментов взаимосвязано и взаимообусловлено.

Главными основными элементами любого рынка являются товарное предложение, платежеспособный спрос и цена. Товарное предложение сбалансировано с покупательским спросом через цену.

Товарное предложение представляет собой продукт, который уже находится на рынке или может быть на него доставлен. Товарное предложение характеризуется количественными и качественными показателями. Количественным показателем является объем товарного предложения, выраженный в денежных или натуральных единицах (тоннах, килограммах, штуках и т.д.). Качественным показателем товарного предложения является ассортимент (или номенклатура) товаров.

Основными источниками товарного предложения являются:

  • Продукция промышленного производства;
  • Продукция сельскохозяйственного производства (включая подсобные хозяйства);
  • Личные подсобные хозяйства;
  • Комиссионная торговля (т.е. возврат непродовольственных товаров из сферы потребления в сферу обращения);
  • Импорт;
  • Переходящие запасы товаров, а также товарообменные операции.

Уменьшение (увеличение) одного из элементов, образующих состав товарного предложения, должен повлечь за собой изменение других элементов. Так, например, уменьшение производства внутри страны влечет увеличение импорта.

Покупательский спрос — это вынесенная на рынок платежеспособная потребность населения. Следовательно, спрос выражает на все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен.

Как и предложение, спрос имеет количественную и качественную характеристики. Количественной характеристикой является величина (объем) спроса. Она определяется наибольшим количеством товара, который покупатель готов купить по предложенной цене за некоторый период времени. Качественной характеристикой является ассортимент товаров, на которые предъявлен спрос.

Покупательский спрос формируется как результат взаимодействия многочисленных факторов. Назовем основные из них.

Экономические — объем и структура товарного предложения, все виды доходов и сбережений, нетоварные расходы населения, уровень и соотношение цен на товары и услуги, жилищное строительство.

Социальные — социальная и профессиональная структура населения, национальные и трудовые особенности, традиции, привычки, мода и моральны износ имеющегося товара.

Демографические — общая численность населения, возрастной, половой, этнический состав населения, расселение по территории страны, миграция, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, количество браков и разводов, размер и состав семьи, уровень здоровья населения.

Национальные — наличие единых традиционных культурных ценностей и норм поведения, отношение людей к себе, семье и близким, другим людям, природе, обществу, государству.

В развитии спроса под влиянием разных факторов постоянно происходят количественные и качественные сдвиги, изменяются его объем и структура.

Наиболее часто спрос характеризуют с точки зрения удовлетворения потребностей. По данному признаку весь спрос делят:

На реальный (действительный) спрос, под ним понимается весь фактически предъявляемый спрос на товары. Его размеры определяют суммой денежных средств, которую население может предъявить для покупки товаров или оплаты услуг, при условии, если их ассортимент и качество полностью соответствуют предъявляемым требованиям:

Реализованный (удовлетворенный) спрос, фактически реализуется при покупке товаров и оплате услуг;

Неудовлетворенный спрос — тот, который остался нереализованным ввиду отсутствия товаров в продаже или несоответствия их ассортимента и качества требованиям потребителей. Неудовлетворенный спрос, в свою очередь, подразделяется на явный неудовлетворенный спрос, который проявляется в виде определенной суммы денежных средств, скопившихся у населения или в частных вкладах из-за отсутствия нужных товаров или услуг или несоответствия их качества и ассортимента предъявляемым требованиям; скрытый неудовлетворенный спрос деньгами не представлен, а реализуется при покупке других товаров, которые приобретаются взамен отсутствующих;

Отложенный спрос, как правило, не связан с уровнем товарного предложения и возникает из-за временного отсутствия условий для потребления каких-либо товаров.

Существуют и другие признаки, по которым классифицируют спрос. Назовем некоторые из них:

По частоте предъявления — повседневный, периодический, эпизодический спрос;

По степени «зрелости» — потенциальный, формирующийся и сложившийся спрос;

Интенсивности — интенсивный, стабильный, угасающий спрос и т.д.

Спрос и предложение противостоят друг другу на рынке, а цена является регулятором отношений между ними.

Цена продукта - это денежное выражение его стоимости. Есть ряд критериев, по которым классифицируются цены. Наиболее значимыми с точки зрения ведения бизнеса являются три из них.

Характер хозяйственного оборота. Исходя из этого, цены делятся на: розничные (их разновидность в общепите - продажа), закупочные, продажные, оптовые, биржевые, аукционные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги и т.д.

Возмещение транспортных расходов или знак франкирования. «Франко» означает, до какой точки движения товаров транспортные расходы оплачиваются поставщиком, что существенно влияет, в частности, на стоимость цен.

Порядок установления и регулирования стоимости цен. Исходя из этого, все цены делятся на централизованно устанавливаемые (фиксированные), регулируемые и свободные.

Соотношение спроса, предложения, цены в конкретный момент называется конъюнктурой рынка.

В зависимости от соотношения спроса и предложения различают «рынок продавца» и «рынок покупателя».

Когда спрос значительно превышает предложение продукта, возникает «рынок продавца». Наиболее активными игроками на таком рынке являются покупатели, ассортимент продукции оставляет желать лучшего, конкуренции нет - покупатель вынужден брать то, что предлагает производитель (продавец), не предъявляя особых требований за качество продукта. Такой рынок называется редким.

«Рынок покупателя» характеризуется превышением предложения над спросом, даже если оно не слишком велико. Наиболее активными на этом рынке являются продавцы, которые активно конкурируют друг с другом, используя ценовую политику, рекламу и другие методы влияния на продажи. Здесь у покупателя уже есть возможность выбрать товар. Покупатель сравнивает между собой разные виды товаров, производимых разными производителями, оценивает соответствие между своими желаниями и потребительскими свойствами товара, между этими свойствами и ценой.

Современные товарные рынки функционируют как рынки покупателя, где существует и четко выражена конкуренция, борьба за потребителя, интенсивное обновление продукции, улучшение качества продукции и высокий уровень обслуживания клиентов.

Основные количественные характеристики рынка - это уровень спроса и размер рынка. Спрос может определяться в денежной форме (руб., тыс. руб. и т.д.) и в натуральном выражении (кг, шт. и т.д.), и выражаться в относительных показателях, характеризующих рост или падение.

Емкость рынка - это объем продукции, который может быть продан на рынке в текущих рыночных условиях. Когда изменяется хотя бы один из условий бизнес-цикла (спрос, предложение или цена), емкость рынка также изменяется. Кроме того, емкость рынка зависит от численности населения, доходов, производственных мощностей, наличия сырья, характеристик продукции и т.д. - все те факторы, которые могут повлиять на спрос и предложение.

Спрос и предложение реагируют на изменения цен, доходов потребителей, стоимости производства товаров, времени и других факторов и реагируют по-разному. Изменение спроса или предложения в зависимости от изменений других факторов называется эластичностью. Другими словами, гибкость можно определить как меру реакции одной переменной (например, спроса или предложения) на изменение другой (например, цены) на единицу. Гибкость бывает разной. На практике чаще всего определяют: эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене, эластичность спроса по доходу, кросс. Каждый тип эластичности характеризуется и количественно оценивается определенным индексом - коэффициентом эластичности. Гибкость важна при принятии решения о том, продавать или производить продукт.

Собственность. Право собственности — это право обладания имуществом, которое дает возможность владельцу собственности (собственнику) определять, каким образом и с какой целью будет использовано имущество.

Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственником своим имуществом.

Владение — это возможность иметь у себя имущество.

Пользование — это возможность эксплуатации имущества, использования его в хозяйственных целях или потребления.

Распоряжение означает возможность изменения, принадлежащего собственнику имущества, его состояния или предназначения, например, возможность продать имущество, подарить, разделить на части и т.д.

Собственник имущества вправе передать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь его собственником (например, сдать в аренду).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Таким образом, имущество может принадлежать отдельным гражданам, организациям, а также Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям (городам, поселкам, селам). К прочим формам собственности относятся собственность общественных и религиозных организаций, различных объединений фондов.

В зависимости от того, принадлежит ли собственность одному или нескольким людям, можно различать индивидуальную собственность и общую собственность. Общая собственность может быть долевой или совместной (без долевого участия).

В случае совместной собственности определяются точные доли участников права на общую собственность. При разделении имущества каждый из собственников получает свою долю собственности. В случае совместного владения собственность не делится между собственниками, они являются собственниками вместе.

 

Список литературы:
1. Борисов,  Е. Ф. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов вузов по направлению и спец. «Экономика в торговле».- М.:Юристъ, 2019. 
2. Бочаров, В.В. Организация коммерческой деятельности. – С.-П.: Питер, 2019.
3. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/А.Н. Соломатин. М.: ИНФРА-М, 2019.
4. Иванов, И.В., Баранов, В.В. Коммерческая деятельность. Стоимостной подход. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018.
5. Котлер, Филип Основы маркетинга / Филип Котлер. - М.: Прогресс, 2012.
6. Макконнелл, К. Р. Экономикс / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2009.