Статья:

Основные направления повышения конкурентоспособности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(68)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Блохин М.Д. Основные направления повышения конкурентоспособности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 17(68). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/68/51708 (дата обращения: 06.06.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления повышения конкурентоспособности

Блохин Максим Дмитриевич
студент Калининградский государственный технический университет – КГТУ, РФ, г. Калининград

 

The main directions of improving competitiveness

 

Maxim Blokhin

Student Kaliningrad State Technical University - KSTU, Russia, Kaliningrad

 

Аннотация. Для эффективного существования в условиях рыночной экономики предприятия должны искать пути повышения показателей конкурентоспособности. В статье рассматриваются основные пути повышения конкурентоспособности организаций.

Abstract. For effective existence in a market economy, enterprises must look for ways to increase competitiveness indicators. The article discusses the main ways to improve the competitiveness of organizations.

 

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рыночная экономика, рынок.

Keywords: competition, competitiveness, market economy, market.

 

Основной задачей конкурентоспособности является создание баланса между интересами компании, которая выпускает или торгует продукцией, и потребителем. При нахождении точки равновесия, оба объекта рынка будут находиться в взаимовыгодном положении: потребитель создаст спрос, а предприятие обеспечит выгодное предложение. Но при этом стоит помнить, что при создании взаимовыгодного баланса между интересами покупателя и продавца, необходимо, прежде всего, решить целый ряд проблем, которые возникают перед субъектами рыночных отношений. Во-первых, необходимо провести оптимизацию цен на продукцию так, чтобы потребитель мог себе ее позволить, а фирма покрыла все издержки и получила прибыль. Во-вторых, необходимо соответствовать новым веянием научно-технического прогресса. Нельзя допускать старения выпускаемой продукции. В-третьих, создание инфраструктуры, обеспечивающей потребителю наиболее удобную для него возможность приобрести продукцию.

Товар, вышедший на рынок, должен соответствовать высоким показателям качества, надежности, долговечности. Также продукт должен быть удобен в использовании, эстетично выглядеть и иметь все характеристики, отражающие качественный товар. Если при соблюдении вышеперечисленных показателей продукт будет лучше удовлетворять потребности покупателя, нежели товары конкурирующих фирм, то его можно характеризовать, как более конкурентоспособный по отношению к продукции других фирм.

Для осуществления этого, предприятие пользуется различными методами повышения конкурентоспособности товара, например:

  1. Создание отличительных признаков товара(услуги) в глазах потребителей, которые характеризуют товар(услугу), как более привлекательный объект рыночных отношений;
  2. Выборка из номенклатуры товара(услуги), наиболее привлекательного для потребителя, и на основании этого осуществить прорыв на рынке товаров(услуг);
  3. Поиск новых возможностей применения данного товара(услуги);
  4. Изъятие экономически невыгодных товаров(услуг) из продажи и ограничение выпуска данной продукции в будущем;
  5.  Поиск выходов на новые рынки товаров(услуг);
  6. Осуществление улучшения продукции в целях удовлетворения новых потребностей потребителя;
  7. Улучшение обслуживания клиентов. [1, стр.72]

Также следует анализировать шаги компаний гигантов, которые предпринимают различные, и как правило, работающие, действия, направленные на стимулирование продаж. Именно крупные компании задают вектор развития экономических отношений между производителем и потребителем.

Это, прежде всего, относится к периодичному и крупному обновлению номенклатуры выпускаемого товара, постоянному совершенствованию производства, соответствие научно-техническому прогрессу, а также к оптимизации издержек и трат на производство.

Для компании производителя будет наиболее целесообразно выпускать большее количество изделий, который будет формировать обширный параметрический ряд, из которого формируется ассортимент.

Анализируя большой спектр товаров в ассортименте, потребитель с большей вероятностью найдет необходимый ему продукт и совершит его покупку. К примеру: покупатель заинтересован в покупке грузоподъемного крана. Производитель же обеспечил в своем ассортименте обширный выбор характеристик для данного вида продукции (т.е. грузоподъёмность, объём потребляемых ресурсов и так далее). В зависимости от деятельности, которую ведет потребитель, ему необходимы определённые качества данного товара и если продавец может их обеспечить, то товар будет продан, если нет - деньги получит другой производитель. Руководство промышленной фирмы должно задуматься, может ли оно обеспечить тот объем производства товаров, который бы позволил им осуществить намеченные цели в освоении той доли рынка, которой предприятие хочет владеть. Прежде всего, в этом вопросе стоит руководствоваться ресурсной обеспеченностью компании, т.е. обеспечить производство необходимыми сырьевой базой, компетентными кадрами, которые смогут направить производство в положительный вектор развития.

Одним из основных моментов во взятии доли рынка, необходимой для предприятия, является планомерная подготовка производства новых видов продукции и усовершенствование товаров, уже производимых фирмой. В условиях глобального капитализма постоянное обновление производимых товаров является решающим аспектом в дальнейшем успехе предприятия. Если рассматривать статистику реализации товаров в условиях нынешнего рынка, то можно отметить, что продажи новой продукции, освоенной предприятием, вдвое выше, чем у конкурентов с изделиями, давно присутствующими на рынке. Производя новую продукцию, компании понижают зависимость от уже устоявшейся продукции, которая в непредсказуемых условиях рынка может стать неактуальной и привести к финансовой несостоятельности предприятия. [1, стр.72]

Но при этом не стоит забывать, что выход на рынок новой продукции связан с высокими и неизбежными рисками. Согласно статистике, только 2 продукта из 10, вышедших на рынок, имеют за собой коммерческий успех. Остальные же 8 терпят фиаско при реализации на рынке товаров и услуг. Провал нового вида продукции может понести за собой крупные расходы и в конечном итоге привезти фирму к банкротству. Если попытаться выявить причины несостоятельности товара для потребителя, то можно выявить следующие пункты:

  1. Недостаточный спрос на данный вид товара(услуг);
  2. Технические дефекты товара;
  3. Неправильный подход к рекламе продукта;
  4. Цена, не соответствующая параметрам товара;
  5. Грамотные действия конкурентов;
  6. Неудачное время для выпуска товара на рынок;
  7. Проблемы с производством продукта.

Нынешнее положение вещей на рынке товаров и услуг приводит к тому, что производитель стремится не обеспечить свой продукт новейшими научно-техническими характеристиками, тем самым продвигая отрасль вперед, а обеспечить товар так называемыми качествами “Рыночной новизны”, т.е. сделать товар максимально привлекательным для покупателя.

Выбирая путь повышения конкурентоспособности товара, производитель зачастую исходит из того, что нужно не запустить новую линейку продукции или же снять с производства устаревший товар, а модифицировать уже имеющийся. Как правило, такое решение обуславливается удовлетворением требований покупателей для повышения прибыли компании.

Одним из сильных и действенных путей повышения конкурентоспособности является оказание услуг по обслуживанию продукции, обеспечивая постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации. Производитель создает желание в дальнейшем пользоваться товаром, производимым компанией, и совершать новые покупки у фирмы производителя. Грамотная организация гарантийных сервисов -  залог высокой конкурентоспособности продукции. Как правило, цены на комплектующие товара применяемые при ремонте в 2 раза ниже, чем на производстве. Зачастую применяется практика, при которой компания, производящая товар, гарантирует поставку запчастей на гарантийные товары в течении определённого промежутка времени, что является стимулом для потребителя приобретать товары данного производителя. Также, немаловажной чертой служит то, что работники сервисных центров, обсуживающих продукт, могут в дальнейшем давать практические советы по производству изделия.

Для постоянного повышения конкурентоспособности предприятие должно рассматривать в качестве возможной выгоды новые рынки. Внедрение товара на новый рынок может существенно оказать влияние на конкурентоспособность товара и повысить его продажи. Ввод продукции на новый рынок, прежде всего, повышает жизненный цикл данного изделия или услуги. В разных точках страны можно успешно пользоваться сезонными колебаниями спроса, что приведет к получению прибыли. Также можно пользоваться выгодными условиями нового рынка, например:

  1. Дешевая рабочая сила;
  2. Низкий уровень налогов;
  3. Таможенные пошлины.

В случае, если реализация продукта на устоявшемся рынке товаров и услуг заметно упала, то рекомендуется уделить внимание освоению новых рынков. Но при этом стоит учитывать условия рынка, на котором производитель намеривается реализовывать продукт. Для начала необходимо определить количеству квалифицированных кадров, способных обеспечить ремонт и обслуживание товара.

Если рассматривать пути для повышения конкурентоспособности продукта, то среди них, в первую очередь, выделяются:

  1. Изменение сырьевой базы, используемой для производства продукции;
  2. Корректировки проектирования продукции;
  3. Улучшение технологии продукции;
  4. Грамотное установление цен на продукцию, комплектующие, применяемые при ремонте;
  5. Правильное построение реализации продукции на рынке товаров и услуг;
  6. Инвестирование в разработку и модификацию продукции;
  7. Ввод новых систем для дальнейшего стимулирования поставщиков;
  8. Изменение структуры импорта.

Для повышения конкурентоспособности фирма должна обеспечивать постоянное повышение качества товара. Анализ конкурентных товаров и своевременная модернизация своей продукции должны обеспечить предприятию успех в условиях рыночной экономики.

Подводя итог выше сказанному, выделяются несколько основных путей повышения конкурентоспособности предприятия. Во-первых, внедрение в производство новых продуктов. Во-вторых, постоянное уменьшение лишних издержек на производство продукции. В-третьих, увеличение покупательской привлекательности. Соблюдение всех этих факторов в конечном итоге даст результат и создаст максимальные условия для эффективного функционирования предприятия.

 

Список литературы:
1. Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО "Центр экономики и маркетинга" 2004 г 493с.
2. О’ Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О’ Шонесси; пер. Д. О. Ямпольской. – СПб: Питер, 2002. – 864 с.: ил. 697-698