Статья:

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВЭД НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Красильникова Р.Р. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВЭД НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/179980 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВЭД НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Красильникова Регина Ромаевна
магистрант, ГКОУ ВО Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы
Юсупова Савда Ярагиевна
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., ГКОУ ВО Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности управления внешнеэкономической деятельностью (далее – ВЭД) в условиях повышенной волатильности внешней среды. Целью исследования является разработка и апробация практической модели внедрения комплексной системы мониторинга и контроллинга ВЭД на промышленном предприятии. Научная новизна заключается в адаптации теоретических положений контроллинга к специфическим условиям предприятия-импортера с длинным производственным циклом и сложной логистикой. В основе методологии лежит казуальное исследование (case study) внедрения системы на предприятии ООО «Линверно». В статье детально описаны этапы проекта: от диагностики проблемных зон и разработки архитектуры системы до формирования ключевых показателей эффективности (KPI) и оценки экономического эффекта. Особое внимание уделено организационным аспектам, включая преодоление сопротивления персонала и интеграцию новой системы в существующие бизнес-процессы. Результатом апробации стала действующая система, позволившая сократить логистические издержки на 12%, уменьшить убытки от курсовых разниц на 25% и повысить прозрачность управления цепочкой поставок. Полученные выводы могут быть использованы другими промышленными предприятиями для разработки и реализации собственных проектов в области контроллинга ВЭД.

 

Ключевые слова: контроллинг, мониторинг, внешнеэкономическая деятельность, ВЭД, управление рисками, ключевые показатели эффективности, импорт, логистика, апробация модели.

 

Введение

Современная парадигма управления промышленным предприятием в условиях глобализации и геополитической турбулентности требует перехода от реактивных методов к проактивному, обоснованному данными управлению. Для компаний, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, данная задача усугубляется многократным увеличением числа рисков: валютных, таможенных, логистических, политических и правовых. Традиционные системы учета, ориентированные на ретроспективный финансовый анализ, не в состоянии обеспечить менеджмент оперативной информацией, необходимой для принятия своевременных решений в быстро меняющейся среде.

В этой связи все более востребованным становится внедрение специализированных систем мониторинга и контроллинга ВЭД, которые выступают в роли «нервной системы» международных операций компании. Несмотря на обширную теоретическую базу в области контроллинга [1, 2], практические аспекты его внедрения, особенно на средних промышленных предприятиях с их специфической производственной логистикой, освещены в научной литературе недостаточно. Существует разрыв между теоретическими моделями и реальными бизнес-процессами, что обуславливает научную проблему данного исследования: необходимость разработки и апробации адаптивной модели внедрения системы мониторинга ВЭД, учитывающей отраслевые и операционные особенности конкретного предприятия.

Целью исследования является разработка, практическая реализация и оценка эффективности модели внедрения системы мониторинга и контроллинга ВЭД на примере предприятия машиностроительной отрасли.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести диагностику существующей системы управления ВЭД на предприятии и выявить ключевые проблемные зоны.
  2. Разработать целостную модель системы мониторинга и контроллинга, включая ее архитектуру, регламенты и систему показателей.
  3. Апробировать разработанную модель в реальных условиях, оценив организационные и технические сложности внедрения.
  4. Количественно оценить экономический и управленческий эффект от реализации проекта.

Объектом исследования выступает процесс управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Линверно».

Предметом исследования является организационно-экономический механизм внедрения системы мониторинга и контроллинга ВЭД.

1. Методология и методы исследования

В качестве основного метода исследования было выбрано углубленное казуальное исследование (case study). Данный метод позволил не только разработать теоретическую модель, но и проверить ее жизнеспособность в практике конкретной компании, изучить причинно-следственные связи в контексте реальной бизнес-среды [3].

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Диагностический этап: включал анализ документов (внешнеторговых контрактов, таможенных деклараций, данных управленческого учета), интервью с ключевыми сотрудниками (начальник отдела ВЭД, финансовый директор, руководитель службы логистики) и карту бизнес-процессов.
  2. Проектный этап: на основе выявленных проблем разрабатывалась концепция системы, формализовывались KPI, проектировались отчетные формы и дашборды.
  3. Этап внедрения и апробации: реализация проекта на практике, сопровождавшаяся обучением персонала, настройкой программного обеспечения и мониторингом возникающих проблем.
  4. Оценочный этап: проводился сравнительный анализ ключевых показателей деятельности до и после внедрения системы, а также качественная оценка изменений в управленческой культуре.

Теоретической основой послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области контроллинга (С.Я. Юсупова, А.М. Карминский, П. Хорват) и управления рисками ВЭД (О.С. Воронова).

2. Характеристика объекта исследования и диагностика проблем

ООО «Линверно» – среднее промышленное предприятие, специализирующееся на производстве металлоконструкций и тяжелого машиностроения. Годовой оборот – около 2 млрд руб. Ключевой вид ВЭД – импорт легированных сталей и комплектующих из стран ЕС и Азии. Ежемесячный объем импортных поставок – 10-15 контейнеров.

Диагностика выявила ряд системных проблем:

  1. «Информационный вакуум» – данные о движении груза, таможенном оформлении и расчетах были разрознены между отделами ВЭД, логистики и бухгалтерии. Руководство получало сводные отчеты с запаздыванием на 7-10 дней, что делало невозможным оперативное реагирование;
  2. неконтролируемые издержки: отсутствовала методика расчета полной себестоимости импорта. Логистические, таможенные и валютные затраты учитывались обособленно, что не позволяло оценить реальную рентабельность закупа той или иной позиции;
  3. риск-менеджмент на интуитивном уровне: решения о хеджировании валютных рисков принимались эпизодически. Задержки на таможне и в портах обнаруживались постфактум, когда штрафные санкции по контрактам с конечными клиентами уже были неизбежны;
  4. отсутствие персональной ответственности за ключевые показатели: не было четкого распределения ответственности за сроки поставки, таможенную чистоту и валютные потери.

Таким образом, управление ВЭД носило реактивный, «пожарный» характер, а компания несла существенные финансовые потери, которые не поддавались точной оценке.

3. Разработка и содержание модели системы мониторинга и контроллинга ВЭД

Разработанная модель базировалась на трех ключевых принципах: проактивность, интеграция, ответственность.

Архитектура системы включала четыре взаимосвязанных контура:

  • контур мониторинга исполнения контрактов: отслеживание сроков поставки, графика платежей, условий Инкотермс;
  • контур мониторинга логистики и таможенного оформления: интеграция с системами трекинга перевозчиков, контроль за статусом таможенных деклараций, фиксация всех связанных с этим издержек и простоев;
  • контур мониторинга финансовых потоков и валютных рисков: ежедневный расчет открытой валютной позиции, мониторинг курсов, учет всех банковских комиссий и расходов на хеджирование;
  • аналитический контур: консолидация данных из всех источников для расчета ключевых показателей и формирования управленческой отчетности.

Ядром модели стала система ключевых показателей эффективности (KPI), привязанная к центрам финансовой ответственности (ЦФО):

  1. для отдела закупок (ЦФО «Закупки»): «Отклонение цены закупа от плановой», «Соблюдение графика поставок поставщиком»;
  2. для службы логистики (ЦФО «Логистика»): «Средняя длительность цикла "заказ-доставка"», «Удельные логистические затраты на 1 тонну груза»;
  3. для таможенного специалиста (ЦФО «Таможня»): «Время прохождения таможенных процедур», «Сумма оптимизированных таможенных платежей», «Отсутствие штрафов»;
  4. для финансового департамента (ЦФО «Финансы»): «Сумма курсовых разниц», «Эффективность инструментов хеджирования».

Сводный KPI для руководства: «Полная себестоимость импорта», «Рентабельность импортной сделки».

Для визуализации данных был разработан иерархический дашборд в системе Power BI, который агрегировал данные из 1С и Excel-файлов. Дашборд предоставлял возможность детализации: от общего показателя рентабельности можно было перейти к детализации по конкретной поставке и увидеть все составляющие ее затраты.

4. Апробация модели и анализ результатов внедрения

Процесс внедрения занял 6 месяцев и сопровождался типичными организационными сложностями. На этапе запуска было зафиксировано сопротивление персонала, связанное с нежеланием делиться данными и повышением прозрачности собственной работы. Для его преодоления были проведены рабочие группы, где разъяснялись выгоды системы для каждого отдела, а KPI были увязаны с системой материального стимулирования.

Техническая реализация потребовала не столько дорогостоящих IT-решений, сколько грамотной настройки и интеграции существующих инструментов: были доработаны справочники в 1С, созданы унифицированные формы для занесения данных по логистике, настроены автоматические выгрузки в Power BI.

Количественные результаты апробации по итогам первого года эксплуатации системы:

  1. сокращение логистических издержек на 12% за счет выявления и устранения хронических причин задержек и оптимизации маршрутов;
  2. снижение убытков от курсовых разниц на 25% за счет системы раннего предупреждения и более обоснованного применения форвардных контрактов;
  3. сокращение среднего времени таможенного оформления на 1,5 дня благодаря мониторингу взаимодействия с брокером и предварительной подготовке документов;
  4. повышение точности калькуляции себестоимости продукции на 15%.

Качественные управленческие результаты:

  1. достигнута прозрачность цепочки поставок от зарубежного поставщика до цеха предприятия;
  2. внедрена культура управления по показателям: совещания стали более предметными, а решения – более обоснованными;
  3. произошло перераспределение рабочего времени сотрудников с рутинного сбора данных на аналитику и решение проблем.

Заключение

Апробация разработанной модели на примере ООО «Линверно» подтвердила ее практическую значимость и эффективность. Модель, сочетающая в себе методологию контроллинга, систему сбалансированных показателей и современные инструменты визуализации данных, позволила трансформировать разрозненные операции ВЭД в управляемый, прозрачный и экономически эффективный бизнес-процесс.

Наиболее значимым результатом является не только достигнутая экономия, но и изменение управленческой культуры в компании. Система мониторинга стала не инструментом тотального контроля, а платформой для координации и принятия взвешенных решений.

Основные выводы исследования заключаются в следующем:

  1. Успех внедрения системы мониторинга ВЭД на 70% зависит от организационных решений (регламентов, распределения ответственности, работы с персоналом) и на 30% – от технологий.
  2. Ключевым элементом является разработка релевантной системы KPI, интегрированной в мотивационную схему.
  3. Даже без инвестиций в дорогостоящее ПО можно достичь существенного эффекта за счет грамотной настройки и консолидации существующих информационных ресурсов.
  4. Перспективы дальнейших исследований видятся в адаптации данной модели для предприятий-экспортеров, а также в интеграции в систему блоков прогнозирования валютных курсов и анализа геополитических рисков с использованием технологий искусственного интеллекта.

 

Список литературы:
1. Воронова О.С. Управление рисками во внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2020. 256 с.
2. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 351 с.
3. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг: учебник. М.: Юрайт, 2021. 456 с.
4. Хорват П. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. М.: Альпина Паблишер, 2019. 282 с.
5. Юсупова С.Я. Западный опыт внедрения системы контроллинга // УЭкС. 2017. №6 (100). С. 11–14. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnyy-opyt-vnedreniya-sistemy-kontrollinga.
6. Юсупова С.Я. Теория и практика внедрения системы контроллинга в условиях информационного общества: Автореф. дис. д.э.н. М. Финансовая академия при Правительстве РФ. 2008. 37 с. 
7. Юсупова С.Я., Макрусев В.В. Контроллинг в системе международных экономических отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 5 (99) [Электронный ресурс]. URL: https:// elibrary.ru/contents.asp?issueid=1831557.
8. Yin R.K. Case Study Research and Applications: Design and Methods. – 6th ed. – SAGE Publications, 2017. 352 p.