Результаты контроля нарушений использования бюджетных средств в Кемеровской области
Секция: Экономика
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Результаты контроля нарушений использования бюджетных средств в Кемеровской области
The results of monitoring violations of the use of budgetary funds in the Kemerovo region
Ekaterina Tsoy
student, faculty of Informatics, Mathematics and Economics, NBI KemSU, Russia, Novokuznetsk
Yulia Luneva
Supervisor, associate professor, candidate of Economic Sciences, department of Economics and management, NBI KemSU, Russia, Novokuznetsk
Аннотация. В процессе работы проведен анализ и дана оценка использования средств бюджета Кемеровской области, случаев его несанкционированного расходования. Показана степень прозрачности использования региональных ресурсов. Сделаны выводы с учетом нынешних тенденций политического и экономического развития области.
Abstract. In the course of work analysis and assess the use of funds of the budget of the Kemerovo region, cases of unauthorized expenditures. Shows the degree of transparency of the use of regional resources. Conclusions in view of the current trends of political and economic development of the region.
Ключевые слова: бюджет Кемеровской области; финансовый контроль; неправомерные расходы; проверка нарушений.
Keywords: Kemerovo oblast budget; financial control; improper expenses; check violations.
Финансовый контроль непосредственно связан с управлением финансами и денежными массивами, имеет целью обеспечение исполнения уполномоченных финансовых операций и оценки их целесообразности, предупреждение и пресечение не законности эксплуатации бюджета. Контрольная функция финансов напрямую связана с назначением финансового контроля и проявляется в регулировании санкционированного распределения национального дохода по регламентированным фондам и обеспечении их нормативного использования.
Введение антироссийских санкций, способствовавших замедлению экономического роста в Российской Федерации, обострило потребность обеспечения четкого централизованного управления и контроля бюджетных средств. В ситуации напряженности требуется жесткое регламентирование и строгое наблюдение за исполнением государственных предписаний, за правомерным и планомерным использованием не только средств бюджета Российской Федерации и бюджетов ее субъектов, в частности, Кемеровской области.
Проведен анализ отчетов о неправомерном использовании средств бюджета Кемеровской области за три года. С 2015 по 2017 год наблюдается снижение числа проведенных контрольных мероприятий на 62,4 % (на 32 контрольных мероприятия), однако номенклатура процедур расширилась. Если в 2015 и 2016 году проводились только плановые и внеплановые проверки (по поручению Губернатора Кемеровской области и обращению граждан; в следующем отчетном году по ранее выданному предписанию), то в 2017 году дополнительно было проведено 6 встречных проверок.
В 2015 году было проведено 83 выездных и 2 камеральных проверки, в последующие годы проводились только выездные проверки.
Таблица 1.
Перечень нарушений средств бюджета Кемеровской области за отчетный период, млн. руб. [составлено автором]
Наименование статьи |
2015 |
Наименование статьи |
2016 |
2017 |
Неэффективное использование |
34,4 |
Неэффективное использование |
206,449 |
0,091 |
Неправомерные расходы |
112,98 |
Неправомерные расходы |
31,936 |
0,146 |
Нецелевое использование |
3,72 |
Нецелевое использование |
3,407 |
0,011 |
Завышение стоимости работ |
66,93 |
Завышение стоимости работ |
88,898 |
0,017 |
Другие нарушения (в основном связанные с нарушением методологии) |
182,51 |
Нарушения в сфере бухгалтерского учета |
83,326 |
0,298 |
Непредъявление в установленном порядке неустойки |
- |
Непредъявление в установленном порядке неустойки |
1,503 |
0,002 |
Другие нарушения |
- |
Другие нарушения |
291,86 |
0,146 |
На основе таблицы 1 можно проследить тенденции несанкционированных расходований средств бюджета Кемеровской области.
При анализе перечня нарушений, совершенных в финансово-бюджетной сфере, выявлено, что наибольший процент в 2015 и 2016 году составляют «Другие нарушения» (45% и 41% соответственно), в 2017 году - «Нарушения в сфере бухгалтерского учета» (42% от общего числа выявленных нарушений).
Таблица 2
Финансовая статистика нарушений средств бюджета Кемеровской области за отчетный период [составлено автором]
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
||||
ВСЕГО |
4 633,44 |
100,0 |
11 532,73 |
100,0 |
4 302, 41 |
100,0 |
|||
1. Всего выявленных нарушений: |
400,54 |
8,65 |
100,0 |
707,38 |
6,13 |
100,0 |
711, 75 |
16,54 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Реализовано |
128,15 |
2,77 |
31,99 |
654,82 |
5,68 |
92,57 |
654, 1 |
15,2 |
91,9 |
3. Долг |
105,26 |
2,27 |
26,28 |
78,09 |
0,68 |
11,04 |
146 ,14 |
3,39 |
20,53 |
Показатель |
2015/2016 |
2016/2017 |
2015/2017 |
|||
Относительное отклонение, % |
% |
Относительное отклонение, % |
% |
Относительное отклонение, % |
% |
|
1. Всего выявленных нарушений |
-2,52 |
100,0 |
10,41 |
100,0 |
7,89 |
100,0 |
2. Реализовано |
2,91 |
115,48 |
9,52 |
91,5 |
12,43 |
157,54 |
3. Долг |
-1,59 |
63,1 |
2,71 |
26,03 |
1,12 |
14,2 |
За весь анализируемый период, количество нарушений эксплуатации средств составило 94 % от общего числа проверенных средств, величина устранения нарушений была увеличена на 69 %, а величина долга составила около 13 % (от общего числа выявленных нарушений). Сумма долга – 40,88 млн. рублей.
По данным таблицы 2, с 2015 по 2016 год наблюдается сокращение количества выявленных нарушений на 2,52 %; практически на 3 % больше по сравнению с предыдущим годом, нарушения были устранены. Величина долга сократилась на 2 %.
С 2016 по 2017 год наблюдается возрастание количества выявленных нарушений на 10 %, 92 % от общего числа выявленных нарушений устранены. Величина долга увеличилась на 3 %.
В период с 2015 по 2017 год величина выявленных нарушений увеличилась почти в два раза. Из них доля устраненных нарушений возросла практически на 13 %, однако величина долга увеличилась на 1,12 % и составила 14,2 % от общего числа выявленных нарушений.
Таким образом, с учетом данных по первому полугодию 2018 года, опираясь на собранную статистику и отчет о деятельности отдела государственного финансового контроля главного контрольного управления Кемеровской области, можно спрогнозировать основные тенденции развития на 2018 год. Это 52 контрольных мероприятия, из которых, за первое полугодие, было выполнено 50 %. Как и в 2017 году, контрольные мероприятия будут представлены плановыми, внеплановыми и встречными проверками. Если будет наблюдаться аналогичная отчетному периоду тенденция роста несанкционированно использованных средств за шесть месяцев 2018 года, то на конец этого года статья «Неправомерные расходы» будет доминирующей в перечне нарушений.
Со вступления в должность (17 сентября 2018 года) нового Губернатора Кемеровской области Цивилева Сергея Евгеньевича намечаются изменения в стратегическом развитии региона, ужесточении контроля за соблюдением нормативов, а также назначении средств бюджета Кемеровской области. Необходимы внесения консервативных подходов в надзор за исполнением бюджета.