Статья:

Зарубежный опыт ведения бюджетного учёта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клдиашвили М.А. Зарубежный опыт ведения бюджетного учёта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/84910 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарубежный опыт ведения бюджетного учёта

Клдиашвили Марина Александровна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

FOREIGN EXPERIENCE OF BUDGET ACCOUNTING

 

Marina Kldiashvili

Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В статье рассматривается бюджетный учёт таких стран, как США и Франция. Также показано развитие бюджетного учёта в данных странах с целью выявления сходств, различий, а также недостатков в бюджетном учёте.

Abstract. The article considers the budgetary accounting of such countries as the USA and France. It also shows the development of budget accounting in these countries in order to identify similarities, differences, and also shortcomings.

 

Ключевые слова: бюджетный учёт, бюджет, финансовые ресурсы, финансовая отчётность.

Keywords: budget accounting, budget, financial resources, financial reporting.

 

Бюджетный учет играет важную роль в процессе формирования и распределения финансовых ресурсов бюджетов различных уровней. В настоящее время активно реализуется реформа бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Однако невозможно оценить все положительные и отрицательные стороны проводимой реформы без анализа формирования и развития отечественного бюджетного учета в сравнении с такими западными странами, как США.

Американская система развивалась достаточно длительное время в условиях конкурентной рыночной экономики, что отразилось на особенностях ведения этого вида бухгалтерского учета. Главная ее особенность заключается в участии неправительственных организаций в разработке стандартов бюджетного учета. В мире сохраняются существенные различия учета в организациях, участников бюджетного процесса, определяющих форму и порядок информирования общества. Следует отметить, что бюджет любого государства представляет собой основной финансовый план государства, с помощью которого накапливаются, распределяются и используются финансовые ресурсы для реализации государственной политики. Главной задачей правил бюджетного учета во всем мире является раскрытие требований к содержанию финансовой отчетности. Целью таких правил является обеспечение основы для предоставления финансовой отчетности, с тем чтобы достичь сопоставимости данных о деятельности различных бюджетных организаций за различные отчетные периоды.

В Соединенных штатах основным нормативным документом, регулирующим бюджетный учет, является акт «О бюджете и бухгалтерском учете» (the Budget and Accounting Act), который был подписан 10.06.1921г. Этот акт означал, что президент страны должен ежегодно представлять проект годового бюджета США на рассмотрение в конгресс США. До принятия этого закона в 1921г. не было никакого ежегодного централизованного бюджета страны. Федеральные государственные учреждения обычно направляли бюджетные запросы самостоятельно в комитеты Конгресса США, без координации с другими органами исполнительной власти. Акт «О бюджете и бухгалтерском учете» имеет одну существенную особенность, которая до сих пор превалирует в бюджетной политике США - размер расходов в годовом бюджете непосредственно не связан с величиной планируемых в него поступлений. Таким образом, расходы бюджета могут не соответствовать его доходам, тем самым поощряя дефицит бюджета. Законодательно были созданы институты и прецеденты, которые до сих пор управляют основным процессом разработки и исполнения федерального бюджета США. [2, с. 68-70]

Оно является беспартийным и неполитическим органом, частью федерального правительства и призвано обеспечить объективный анализ расходов федерального бюджета.

Следует отметить постоянство и последовательность развития стандартов бюджетного учета в США. Акт «О бюджете и бухгалтерском учете», принятый в 1921 г., продолжает действовать и в настоящее время. «Синяя книга», по сути кодекс бюджетного учета, сыграла уникальную роль в государственном секторе бухгалтерского учета и финансовой отчетности. До выхода в 1979 г. очередного документа NCGA - заявления №1 она определяла стандарты бюджетного учета. Дальнейшие редакции «Синей книги» предоставляли практические рекомендации по применению стандартов бюджетного учета. Опыт развития бюджетного учета в США может быть полезен для России.

В Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) лишь кратко декларируются понятия «бюджетный учет» и «отчетность», детальные правила раскрываются в многочисленных инструкциях Минфина РФ, которые за последнее десятилетие полностью переписывались несколько раз. Такая ситуация не способствует повышению качества бюджетного учета и контроля в нашей стране.  В отдельной главе БК РФ необходимо раскрыть основные принципы, предмет и объекты бюджетного учета. Государство и общественность России должны понимать, что бюджетный учет - это не просто техническое средство получения информации о доходах и расходах бюджетов страны, а финансовый язык общения государственных органов и общества.

Во Франции система бюджетного учета основана на предположении, что финансовая отчетность должна отражать результаты исполнения бюджета и результаты движения активов. В связи с этим существуют также два типа счетов - счета исполнения и счета представления. Консолидированная отчетность государства включает финансовую отчетность министерств и государственных учреждений. [4, с. 47-48]

В состав финансовой отчетности входят баланс, отчет о финансовых результатах, дополнительные таблицы. Большое внимание в стандартах бюджетного учета Франции уделено критериям отнесения расходов и доходов к текущему финансовому периоду. В случаях закупок, оказания контрагентом услуг, начисления заработной платы используется критерий момента поставки или подписания акта приемки услуг, момента начисления заработной платы. Для каждого стандарта бюджетного учета Министерством финансов Франции разрабатываются инструкции, которые содержат определения, конкретные схемы учета, типовые корреспонденции, устанавливают особенности оценки, моменты признания и др.

Инструкции лишь уточняют стандарты, но не дополняют их. Следует заметить, что в России стандарты бюджетного учета не разработаны. При реформировании системы бюджетного учета и отчетности Министерство финансов Франции значительное внимание уделяет процессу автоматизации учетных операций, чего нельзя сказать о России.

В нашей стране история развития учета государственных средств изучена гораздо слабее, чем в таких зарубежных странах, как Франция, США, Великобритания и Швеция.

Сравнительный анализ исторического пути развития бухгалтерского учета в отечественных и французских бюджетных учреждениях позволяет сделать следующие выводы:

– во-первых, бухгалтерский учет в учреждениях государственного сектора прошел долгую эволюцию, связанную с историческим развитием государств и бухгалтерского учета. В процессе становления государства понятия бухгалтерского учета, применимые для частного сектора и государственных учреждений, были синонимами. Причем более ярко это было выражено в России. Как в отечественной, так и во французской истории присутствовали исторические деятели, которые оказали огромное влияние на развитие бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;

– во-вторых, бухгалтерский учет государственных средств как в России, так и в зарубежных странах всегда был предметом государственной регламентации, экономическая жизнь страны практически никогда не протекала вне государственного контроля. Основываясь на этом принципе, можно предположить, что заимствование некоторых элементов законодательной базы Франции положительно скажется на реформировании бюджетного учета в России;

– в-третьих, проанализировав историю развития бухгалтерского учета в государственных учреждениях в двух странах, можно сказать, что на протяжении всей истории государство решало задачи, в соответствии с которыми определялась система бухгалтерского учета. Чтобы понять, какие задачи стоят перед учетом в государственном секторе, необходимо определить дальнейший путь развития учета. [3, с. 134-135]

Относительно бухгалтерского учета в коммерческих организациях в настоящее время происходит адаптация отечественных стандартов к нормам МСФО. Аналогичный процесс в бюджетной сфере даже не начинался. Как отмечалось ранее, несмотря на существование МСФО общественного сектора, бюджетные учреждения Франции в 1982 году были переведены на общий план счетов, соответствующий нормам МСФО. Следует отметить, что МСФО общественного сектора направлено на содействие успешному и своевременному осуществлению бюджетной реформы в части совершенствования системы бюджетного учета и отчетности, повышения профессионального уровня бухгалтерских работников сектора государственного управления в сфере МСФО в связи с признанием РФ МСФО.

На данный момент Комитет по МСФО общественного сектора Международной федерации бухгалтеров разработал стандарт финансовой отчетности. При этом МСФО общественного сектора предназначены для применения всеми организациями общественного сектора для целей финансовой отчетности общего назначения. К организациям общественного сектора относятся национальные правительства, региональные правительства (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (города, района) и их подразделения (департаменты, службы, комитеты, комиссии), если не указано иное. Стандарты не применяются к коммерческим организациям. Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользователей объясняется, прежде всего, публичным характером государственных доходов и расходов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документами регулирования бухгалтерского учета являются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является применение МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов [1, с.41-55].

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» установлено, что к применению на территории России подлежат документы международных стандартов на русском языке [3, с. 140].

В результате, на территории РФ применение МСФО общественного сектора будет осуществляться через принятие для сектора государственного управления федеральных стандартов (аналогов положений по бухгалтерскому учету для организаций коммерческого сектора). В марте 2012 года начато общественное обсуждение разработанных проектов стандартов.

Первыми из обсуждаемых и предполагаемых к введению в нашей стране были следующие проекты стандартов:

– «Основные средства»;

– «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»;

– «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

– «Аренда»;

– «Обесценение активов».

В результате внесено большое количество правок и предложений. Анализ развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях наглядно показывает, что современное бюджетное учреждение должно не только контролировать целевое использование предоставляемых средств, но и грамотно, экономно и эффективно управлять средствами внебюджетной деятельности.

 

Список литературы:
1. Земляченко С. В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / С. В. Земляченко // Главбух, 2016. – №5. с.41-55. 
2. Колесник Н.Ф., Байбикова Д.К. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №5-2. с.68-70. 
3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. –изд. 2-е перераб. и доп. / Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков – М. : Проспект, 2018. – 224 с. 
4. Ребизова А. Л. Международные стандарты финансовой отчетности «Теория и практика» : учебник / А. Л. Ребизова – М. : Юрайт, 2017.- 118 с.