Методические аспекты преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Химия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Методические аспекты преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»
Актуальность данной работы заключается в том, в настоящее время задачи реализации государственной политики в сфере образования диктуют необходимость изменения стратегии развития педвузов, ориентированного на проблемы общего образования и качество подготовки учителей. Миссией педагогического университета становится подготовка специалистов и разработка технологий для сопровождения непрерывного социального и профессионального роста личности, подготовка учителя, владеющего передовыми технологиями и востребованными профессиональными компетенциями.
В соответствии с анализом проблем региона, страны и с мировыми трендами в сфере образования БГПУ им. М. Акмуллы определяет механизмы развития через реализацию стратегических инициатив, трансформацию образовательного процесса, в том числе разработку нового поколения образовательных программ (развитие широкого набора софтскиллс с организацией соответствующей образовательной деятельности; отработка компетенций через решение социальных и профессиональных задач); реализацию учителем собственного проекта в исследовательской магистратуре (организация проектной деятельности школьников).
Сегодня, когда предметное содержание образования во многом отстаёт от требований жизни, необходимо как можно раньше начинать готовить школьников к особенностям жизнедеятельности, ставить новые задачи развития обучающихся, причём не только в познавательной и личностной сферах, но и в системе взаимодействия с реалиями современной жизни.
И поэтому педагоги разрабатывают разные методики обучения, необходимые для того, чтобы легче освоить предмет, понять и запомнить те или иные законы. Сегодня, когда учитель может самостоятельно выбирать методику обучения: его содержание, форму и методы обучения, вопросы разработки технологии совершенствования методических аспектов в преподавании школьного курса химии является актуальными.
Одной из самых актуальных проблем методики и практики преподавания химии становится проблема практико-ориентированности предметных знаний и их реализуемости обучающимися в собственной жизнедеятельности. Конкретным выражением практико-ориентированных знаний по химии являются прикладные химические знания. Увеличение информационной емкости урока может достигаться путем интенсификации процесса обучения, а также за счет усиления мотивации обучения, которое происходит при акцентировании внимания на знаниях, связанных с жизненными потребностями обучающихся. На этапе основного общего образования в рамках профильной подготовки реализуются элективные курсы, целью преподавания которых является ориентация обучающихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Реализация элективного курса или конкретной практико-ориентированной программы подготовки обучающихся позволяют грамотно организовать образовательный процесс, способствуют усилению прикладной направленности школьного курса химии.
С другой стороны, актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество со всеми социально-экономическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Цель работы: поиск новых форм совершенствования методических аспектов в преподавании школьного курса химии с включением методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета «Химия».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- на основе анализа научно-педагогической литературы выявить особенности методических аспектов современного преподавания школьного курса химии для достижения предметных результатов;
- проанализировать различные подходы к определению понятия «soft skills» и к их классификации;
- обосновать эффективность изучения проблемы совершенствования методики преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»;
- составить программу формирования и развития soft skills школьников на уроках химии при изучении темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»;
Научная новизна работы состоит в том, что впервые выявлены новые перспективы развития учебных форм по использованию материала в области химии растворов на примере водных растворов кислот и оснований в школьном курсе химии для достижения предметных результатов и методические подходы к формированию soft skills школьников средствами предмета "Химия".
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации по использованию результатов исследований технологии совершенствования методических аспектов преподавания школьного курса химии; результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся средней школы в рамках изучения предмета "Химия", а также на курсах повышения квалификации учителей химии.
Таблица 1.
Программа формирования soft skills школьников при изучении темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»
Тема урока |
Содержание |
Задачи по формированию и развитию УУД (soft skills) |
Характеристика кислот и оснований: понятие, классификация. |
Отработка умений работы в группе посредством повторения по теме. Каждая группа выполняет отдельные задания на написание формул, в том числе графических формул, определение названия химического соединения |
- формирование навыка сотрудничества с другими (формирование способности осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками); - формирование способности осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками (формирование навыка сотрудничества с другими); - способствование формированию навыка взаимодействия и работы в группе с выполнением различных ролей. |
Ионные реакции в растворах |
Каждая группа получает отдельные задания по заданной теме. На протяжении урока каждая группа отвечает на вопросы. В конце урока один из членов группы делает краткий обзор по свойствам водных растворов кислот и оснований, отвечает на вопросы членов других групп. |
формирование навыка сотрудничества с другими (формирование способности осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками); - формирование умения вести переговоры (способствование развитию умения отстаивать свою точку зрения); - формирование навыка сотрудничества с другими (способствование развитию умения координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия) |
Практическая работа |
Класс делится на группы, каждая из которой выполняет лабораторные опыты (определение величины рН по окраске индикаторов; сравнение относительной силы кислот и оснований; направление протекания реакций в растворах электролитов и др.). Группам даются наборы химических реактивов, с помощью которых каждой группе необходимо выполнить опыты, а затем результаты экспериментов презентовать перед одноклассниками. |
- формирование навыка сотрудничества с другими (создание условия для социального взаимодействия обучающихся в малых группах); - формирование эмоционального интеллекта (способствование формированию навыка распознавать конфликтные ситуации и предотвращать их, выстраивать коммуникацию с избеганием личностных оценочных суждений) |
Сильные и слабые электролиты |
Работа с кейс-заданием. Участники каждой группы по очереди отвечают на поставленные учителем вопросы, активно взаимодействуя с другими участниками своих команд. |
- формирование навыка сотрудничества с другими (формирование способности осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками); - формирование навыка клиентоориентированности (способствование формированию навыка взаимодействия и работы в группе с выполнением различных ролей). |
Химическое равновесие в растворах электролитов |
Сформированные группы, которые работают над одинаковыми заданиями, соревнуются друг с другом на быстроту и качество выполнения заданий. В конце урока каждая группа отстаивает свою точку зрения. |
формирование навыка управления людьми (обеспечение благоприятных условий для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом); - формирование умения вести переговоры (содействие в воспитании культуры общения при выражении собственной точки зрения). |
Итоговое занятие |
Каждая группа презентует выполненную заранее (дома) работу: делает презентацию проекта, проводит мини-викторину для других групп |
- формирование навыка клиентоориентированности (способствование формированию навыка взаимодействия и работы в группе с выполнением различных ролей); - формирование эмоционального интеллекта (способствование воспитанию эмоциональной отзывчивости); - формирование навыка сотрудничества с другими
|