Статья:

Методические аспекты преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Химия

Выходные данные
Мухамедьянова Р.З. Методические аспекты преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85055 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методические аспекты преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»

Мухамедьянова Ригина Зайтуновна
студент, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Ведерникова Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, канд. тех. наук, доцент, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Актуальность данной работы заключается в том, в настоящее время задачи реализации государственной политики в сфере образования диктуют необходимость изменения стратегии развития педвузов, ориентированного на проблемы общего образования и качество подготовки учителей. Миссией педагогического университета становится подготовка специалистов и разработка технологий для сопровождения непрерывного социального и профессионального роста личности, подготовка учителя, владеющего передовыми технологиями и востребованными профессиональными компетенциями.

В соответствии с анализом проблем региона, страны и с мировыми трендами в сфере образования БГПУ им. М. Акмуллы определяет механизмы развития через реализацию стратегических инициатив, трансформацию образовательного процесса, в том числе разработку нового поколения образовательных программ (развитие широкого набора софтскиллс с организацией соответствующей образовательной деятельности; отработка компетенций через решение социальных и профессиональных задач); реализацию учителем собственного проекта в исследовательской магистратуре (организация проектной деятельности школьников).

Сегодня, когда предметное содержание образования во многом отстаёт от требований жизни, необходимо как можно раньше начинать готовить школьников к особенностям жизнедеятельности, ставить новые задачи развития обучающихся, причём не только в познавательной и личностной сферах, но и в системе взаимодействия с реалиями современной жизни.

И поэтому педагоги разрабатывают разные методики обучения, необходимые для того, чтобы легче освоить предмет, понять и запомнить те или иные законы. Сегодня, когда учитель может самостоятельно выбирать методику обучения: его содержание, форму и методы обучения, вопросы разработки технологии совершенствования методических аспектов в преподавании школьного курса химии является актуальными.

Одной из самых актуальных проблем методики и практики преподавания химии становится проблема практико-ориентированности предметных знаний и их реализуемости обучающимися в собственной жизнедеятельности. Конкретным выражением практико-ориентированных знаний по химии являются прикладные химические знания. Увеличение информационной емкости урока может достигаться путем интенсификации процесса обучения, а также за счет усиления мотивации обучения, которое происходит при акцентировании внимания на знаниях, связанных с жизненными потребностями обучающихся. На этапе основного общего образования в рамках профильной подготовки реализуются элективные курсы, целью преподавания которых является ориентация обучающихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Реализация элективного курса или конкретной практико-ориентированной программы подготовки обучающихся позволяют грамотно организовать образовательный процесс, способствуют усилению прикладной направленности школьного курса химии.

С другой стороны, актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество со всеми социально-экономическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.

Цель работы: поиск новых форм совершенствования методических аспектов в преподавании школьного курса химии с включением методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета «Химия».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- на основе анализа научно-педагогической литературы выявить особенности методических аспектов современного преподавания школьного курса химии для достижения предметных результатов;

- проанализировать различные подходы к определению понятия «soft skills» и к их классификации;

- обосновать эффективность изучения проблемы совершенствования методики преподавания в школьном курсе химии темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»;

- составить программу формирования и развития soft skills школьников на уроках химии при изучении темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»;       

Научная новизна работы состоит в том, что впервые выявлены новые перспективы развития учебных форм по использованию материала в области химии растворов на примере водных растворов кислот и оснований в школьном курсе химии для достижения предметных результатов и методические подходы к формированию soft skills школьников средствами предмета "Химия".  

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации по использованию результатов исследований технологии совершенствования методических аспектов преподавания школьного курса химии; результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся средней школы в рамках изучения предмета "Химия", а также на курсах повышения квалификации учителей химии.

Таблица 1.

Программа формирования soft skills школьников при изучении темы «Свойства водных растворов кислот и оснований»

Тема урока

Содержание

Задачи по формированию и развитию УУД (soft skills)

Характеристика кислот и оснований: понятие, классификация.

Отработка умений

работы в группе

посредством повторения

по теме.

Каждая группа выполняет

отдельные задания на

написание формул, в том числе графических формул, определение названия  химического соединения

- формирование навыка

сотрудничества с другими

(формирование способности

осуществлять деловую

коммуникацию со

сверстниками);

- формирование способности

осуществлять деловую

коммуникацию со

сверстниками

(формирование навыка

сотрудничества с другими);

- способствование

формированию навыка

взаимодействия и работы в

группе с выполнением

различных ролей.

Ионные реакции в растворах

Каждая группа получает

отдельные задания по

заданной теме.

На протяжении урока

каждая группа отвечает на вопросы. В

конце урока один из

членов группы делает

краткий обзор по свойствам водных растворов кислот и оснований,

отвечает на вопросы

членов других групп.

формирование навыка

сотрудничества с другими

(формирование способности

осуществлять деловую

коммуникацию со

сверстниками);

- формирование умения

вести переговоры

(способствование развитию

умения отстаивать свою

точку зрения);

- формирование навыка

сотрудничества с другими

(способствование развитию

умения координировать и

выполнять работу в

условиях реального взаимодействия)

Практическая работа

Класс делится на

группы, каждая из

которой выполняет лабораторные опыты (определение величины рН по окраске индикаторов; сравнение относительной силы кислот и оснований; направление протекания реакций в растворах электролитов и др.).

Группам даются

наборы химических реактивов, с помощью

которых каждой группе

необходимо выполнить опыты, а затем результаты экспериментов презентовать

перед одноклассниками.

- формирование навыка

сотрудничества с другими

(создание условия для

социального взаимодействия

обучающихся в малых группах);

- формирование

эмоционального интеллекта

(способствование

формированию навыка

распознавать конфликтные

ситуации и предотвращать

их, выстраивать

коммуникацию с избеганием

личностных оценочных суждений)

Сильные и слабые электролиты

Работа с кейс-заданием. Участники

каждой группы по

очереди отвечают на

поставленные учителем

вопросы, активно

взаимодействуя с другими

участниками своих

команд.

- формирование навыка

сотрудничества с другими

(формирование способности

осуществлять деловую

коммуникацию со

сверстниками);

- формирование навыка

клиентоориентированности

(способствование

формированию навыка

взаимодействия и работы в

группе с выполнением

различных ролей).

Химическое равновесие в растворах электролитов

Сформированные группы,

которые работают над

одинаковыми заданиями,

соревнуются друг с

другом на быстроту и

качество выполнения

заданий. В конце урока

каждая группа отстаивает

свою точку зрения.

формирование навыка

управления людьми

(обеспечение благоприятных

условий для

коммуникативной практики

учащихся и для социальной

адаптации в целом);

- формирование умения

вести переговоры

(содействие в воспитании

культуры общения при

выражении собственной

точки зрения).

Итоговое занятие

Каждая группа

презентует выполненную

заранее (дома) работу:

делает презентацию проекта,

проводит мини-викторину

для других групп

- формирование навыка клиентоориентированности

(способствование

формированию навыка

взаимодействия и работы в

группе с выполнением

различных ролей);

- формирование

эмоционального интеллекта

(способствование

воспитанию эмоциональной

отзывчивости);

- формирование навыка

сотрудничества с другими