Статья:

Современное состояние и структура внешнего долга Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клдиашвили М.А. Современное состояние и структура внешнего долга Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85213 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и структура внешнего долга Российской Федерации

Клдиашвили Марина Александровна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

CURRENT STATE AND STRUCTURE OF THE EXTERNAL DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Marina Kldiashvili

Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В данной статье анализируется состояние государственного внешнего долга РФ с 2013 по 2020 годы. Рассмотрена структура внешних обязательств РФ, что позволяет оценить платежеспособность государства в ближайшие 3 года. Кроме того, рассмотрены причины возникновения и последствия внешних заимствований. В частности, рассмотрены перспективы погашения задолженности и предложены рекомендации по обслуживанию внешнего долга.

Abstract. This article analyzes the state of the state external debt of the RF from 2013 to 2020. The structure of the external obligations of the Russian Federation is considered, which allows us to assess the solvency of the state in the next 3 years. In addition, the causes and consequences of external borrowing are considered. In particular, the prospects of debt repayment were considered and recommendations for servicing external debt were proposed.

 

Ключевые слова: государственный долг, бюджетный дефицит, структура и динамика государственного внешнего долга, управление государственным внешним долгом.

Keywords: public debt, budget deficit, structure and dynamics of public external debt, public external debt management.

 

Состояние экономики государства первостепенно определяется состоянием государственного бюджета. Бюджет представляет собой совокупность финансовых смет государства, в нем определены потребности, удовлетворяемые за счёт государственной казны, также указываются источники ожидаемых поступлений в государственную казну. Таким образом, бюджет является одним из главных инструментов управления экономической ситуацией в стране. [1]

Ситуация, когда расходы превышают доходы, именуется дефицитом бюджета, и государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права. [2, с. 334]

Результатом финансовых заимствований государства, осуществляемых для преодоления дефицита бюджета, является государственный долг. По источнику заимствований в государственном долге принято выделять долг внешний и внутренний. В данной работе исследуется современное состояние внешнего долга России.

Согласно Бюджетному кодексу РФ:

- внешним долгом являются обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте;

- существуют следующие формы внешних долговых обязательств РФ: кредитные соглашения между РФ и иностранными государствами, организациями-нерезидентами РФ и субъектами международного права, государственные ценные бумаги, государственные гарантии РФ, долговые обязательства третьих лиц, переоформленные в государственный долг;

- срок погашения государственного долга не может превышать 30 лет;

- государственный долг обеспечивается федеральной собственностью.

Увеличение объема государственного долга имеет отрицательные экономические последствия:

- уменьшение уровня национальных сбережений;

- снижение объемов инвестиций;

- отток капитала за рубеж;

- увеличение зависимости отечественных финансов от международных. [1]

В целом государственный долг не следует рассматривать, как исключительно негативное явление. Однако государство не может бесконечно наращивать объем обязательств. Так при получении новых займов будут увеличиваться процентные ставки и уменьшатся число инвесторов и кредиторов. То есть для государства, имеющего высокий уровень государственного внешнего долга, повышается риск банкротства, так как с одной стороны необходимо обслуживать государственный долг (выплачивать постоянно растущие проценты по погашению задолженности), с другой стороны уменьшается доступ к финансовому рынку.

Таким образом, управление государственным внешним долгом является одной из важнейших задач стоящих перед Правительством РФ, результаты управления можно увидеть в динамике государственного внешнего долга (рисунок 1). [3]

 

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга, млн. долл. США

 

Из данных графика видно, что наиболее высокое значение государственного внешнего долга было достигнуто 1 января 2014 года и составляло 55 794,2 млн. долл. США. Далее заметен спад до достижения 1 января 2019 года наиболее низкого значения за период с января 2013 года, которое составило 49 156,5 млн. долл. США. Затем заметна тенденция увеличения внешних заимствований, по состоянию на 1 января 2020 года, объем внешнего государственного долга составил 54 848,3 млн. долл. США.

Из данных рис. 1 видно, что в течение 2019 года объем внешних заимствований стабильно растет. Далее целесообразно рассмотреть структуру внешнего государственного долга, для понимания проблематики его обслуживания.

Структура внешнего государственного долга РФ, по состоянию на 01.12.2020 представлена в таблице 1. [3]

Таблица 1.

Структура государственного внешнего долга, млн. долл. США

Категория долга

млн. долларов США

Доля, %

Государственный внешний  долг Российской                      Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией)

54 880,1

 

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба

384,5

0,7

Задолженность перед официальными                                многосторонними кредиторами

457,5

0,8

Задолженность по внешним облигационным займам

38 126,4

69,5

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

3,6

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3 000,0

5,5

внешний облигационный заем с погашением в 2025 году

2 086,9

3,8

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году

3 000,0

5,5

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году

894,4

1,6

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году

2 404,6

4,4

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

4,6

внешний облигационный заем с погашением в 2029 году

3 000,0

5,5

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

2 250,1

4,1

внешний облигационный заем с погашением в 2032 году

1 490,6

2,7

внешний облигационный заем с погашением в 2035 году

4 000,0

7,3

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 000,0

5,5

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1 500,0

2,7

внешний облигационный заем с погашением в 2047 году

7 000,0

12,8

Задолженность по ОВГВЗ

2,7

0,00

Прочая задолженность

22,1

0,04

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

15 886,9

28,9

 

Таким образом, внешний государственный долг преимущественно состоит из задолженности по внешним облигационным займам, составляющим 69,5% от общего объема и государственным гарантиям РФ в иностранной валюте, составляющим 28,9%. Необходимо отметить, что государственные гарантии РФ в иностранной валюте не являются прямыми обязательствами. Обязательства по внешним облигационным займам со сроком погашения в ближайшие 3 года составляют 12,9% от всего объема внешнего долга и составляют 7086,9 млн. долл. США.

При наличии, по состоянию на 01.12.2020, резервов монетарного золота стоимостью 133 670 млн. долл. США и валютных резервов в размере 449 006 млн. долл. США, Российская Федерация в состоянии оплатить в кратчайшие сроки как среднесрочные, так и долгосрочные внешние обязательства. [4]

Следовательно, на данный момент, Россия не имеет значительных проблем в сфере государственных заимствований на международном рынке. Тем не менее, может быть рекомендовано обслуживать внешний государственный долг, исходя из принципа покрытия внешнего долга при минимальном курсе иностранной валюты к рублю. То есть, следует:

1) стимулировать внешнеторговую деятельность, с целью повышения курса национальной валюты;

2) для осуществления этой цели следует повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе;

3) в ожидании снижения курса иностранных валют, реструктурировать внешний государственный долг на разумных условиях.

 

Список литературы: 
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 12.01.2021)
2. Деньги, кредит, банки : учебник для бакалавров / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 575 с. 
3. Официальный сайт Минфин России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/   (Дата обращения: 12.01.2021)
4. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/  (Дата обращения: 12.01.2021)